Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Бедаревой О.Е. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Соколовой Е.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
с участием представителей:
от заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница", Скачкова Дмитрия Павловича, Бельковой Лилии Вениаминовны;
от Алтайского краевого государственного унитарного предприятия "Аптеки Алтая"- Попова Павла Анатольевича, Гаер Натальи Сергеевны,
рассмотрев обращение заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница" о включении сведений об Алтайском краевом государственном унитарном предприятии "Аптеки Алтая" в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 2021.14103 от 23.11.2021 г. на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Натрия хлорид (Лот N 202), заключенного по итогам закупки N 0817200000321014103 согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница" о включении сведений об Алтайском краевом государственном унитарном предприятии "Аптеки Алтая" в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 2021.14103 от 23.11.2021 г. на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Натрия хлорид (Лот N 202), заключенного по итогам закупки N 0817200000321014103.
Согласно обращению заказчика 23.11.2021 г. по итогам электронного аукциона N 0817200000321014103 заказчиком был заключен контракт с Алтайским краевым государственным унитарным предприятием "Аптеки Алтая" на поставку лекарственного препарата для медицинского применения натрия хлорид. При исполнении контракта поставщик неоднократно не поставлял часть лекарственного препарата, а именно дозировкой 500 мл, 250 мл, 100 мл по заявкам заказчика, в связи с чем было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 18.07.2022 г. решение было опубликовано на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС). Поскольку решение заказчика вступило в силу и контракт считается расторгнутым, Заказчик просит включить сведения об Алтайском краевом государственном унитарном предприятии "Аптеки Алтая" в реестр недобросовестных поставщиков.
Представители поставщика с решением об одностороннем отказе заказчика не согласны, пояснили, что на складе поставщика лекарственный препарат дозировкой 500 мл, 250 мл закончился, в связи с чем поставки прекратились. При этом, цена на лекарственный препарат значительно увеличилась, в связи с чем поставщик предлагал заказчику увеличить цену контракта, обратился в Правительство Алтайского края для согласования увеличения цены контракта. Кроме того, обязательства по контракту частично исполнены, поставщик готов к дальнейшему исполнению контракта, в том числе на невыгодных для него условиях.
05.08.2022 г. при рассмотрении обращения, в заседании комиссии был объявлен перерыв до 08.08.2022 г., в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств.
08.08.2022 г. состоялось рассмотрение обращения.
Заслушав пояснения представителей, изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
23.11.2021 г. по итогам электронного аукциона N 0817200000321014103 заказчиком был заключен контракт с Алтайским краевым государственным унитарным предприятием "Аптеки Алтая" на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Натрия хлорид.
Согласно пункту 1.1 контракта в соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку лекарственного препарата для медицинского применения Натрия хлорид (код ОКПД 2 - 21.20.10.134) (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
Пунктами 1, 2, 3 спецификации установлено, что к поставке требуется: натрия хлорид, раствор для инфузий, 0.9%, 100 мл N28, Натрия хлорид, раствор для инфузий, 0.9%, 250 мл N40, натрия хлорид, раствор для инфузий, 0.9%, 500 мл N25.
В соответствии с п. 5.1 контракта поставка товара осуществляется в течение 2022 года по заявкам Заказчика (приложение N 5 к Контракту) - в течение 10 календарных дней со дня поступления соответствующей заявки (приложение N 5 к Контракту) от Заказчика. По согласованию между поставщиком и заказчиком возможна единовременная поставка.
28.01.2022 г., 20.06.2022 г. в адрес поставщика были направлены заявки на поставку натрия хлорид, раствор для инфузий, 0.9%, 100 мл N 28, натрия хлорид, раствор для инфузий, 0.9%, 250 мл N 40, Натрия хлорид, раствор для инфузий, 0.9%, 500 мл N 25.
22.03.2022 г. в адрес поставщика были направлены заявки на поставку натрия хлорид, натрия хлорид, раствор для инфузий, 0.9%, 250 мл N 40, Натрия хлорид, раствор для инфузий, 0.9%, 500 мл N 25.
17.05.2022 г. в адрес поставщика были направлены заявки на поставку натрия хлорид, раствор для инфузий, 0.9%, 250 мл N 40.
Однако, поставщиком обязательства по контракту не исполнялись товар по заявкам неоднократно не поставлялся.
В материалах дела имеется переписка сторон: требования заказчика от 08.04.2022 г., 15.04.2022 г., 14.06.2022 г., 18.06.2022 г. об исполнении контракта в соответствии с положениями контракта и сведения, ответы поставщика от 28.03.2022 г., 30.03.2022 г., 25.04.2022 г, 26.04.2022 г. о невозможности исполнения обязательств по контракту, в связи с наложением санкции в отношении Российской Федерации и как следствие приостановки поставки сырья производителем, роста цен на лекарственные препараты. Поставщиком предложено увеличить цену контракта.
В связи с тем, что лекарственный препарат в требуемых дозировках 100 мл, 250 мл, 500 мл по состоянию на 15.07.2022 г. в адрес заказчика поставлен не был, заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании п. 12.3 контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, ГК РФ.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было опубликовано в ЕИС 18.07.2022 г.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 12.3 контракта контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Согласно п. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Согласно п. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с п. 2 ст. 525 ГК РФ к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
Таким образом, право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта предусмотрено контрактом.
Порядок уведомления поставщика решения об одностороннем отказе и вступления в силу решения установлены в ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно информации, представленной на официальном сайте решение об одностороннем отказе размещено заказчиком на официальном сайте 18.07.2022 г.
При рассмотрении обращения представитель заказчика пояснила, что заказчик и поставщик согласовали условия исполнения контракта в полном объеме, в связи с чем заказчиком было принято решение об отмене одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта от 08.08.2022 г.
Возможность отмены заказчиком решения об одностороннем отказе предусмотрена ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем, по смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки обстоятельств дела в каждом конкретном случае.
Учитывая положения ч. 2 ст.104, решение об отмене одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта основания для включения информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков в рассматриваемом случае отсутствуют.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об Алтайском краевом государственном унитарном предприятии "Аптеки Алтая" его директоре (учредителе).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
О.Е. Бедарева |
|
_____________________________ |
Е.С. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.