В соответствии с приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 13.07.2022 года N105/22 инспекцией Воронежского УФАС России в составе:
Михин С.В. - заместитель руководителя управления, руководитель инспекции;
Сисева Н.И. - заместитель начальника отдела - участник инспекции;
Тельпов И.А. - старший государственный инспектор - участник инспекции.
В связи с поручениями Президента Российской Федерации от 23.05.2019 г. NПр-907 и ФАС России о необходимости усиления контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов, в целях проверки соблюдения требований законодательства о закупках, на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе) проведена внеплановая проверка действий заказчика - департамента строительной политики Воронежской области при проведении закупки на поставку медицинского оборудования для обеспечения государственных нужд по строительству объекта: "Поликлиника на 1100 посещений с подстанцией скорой медицинской помощи на 10 бригад по адресу: г. Воронеж, Московский проспект, 142у" (завершение благоустройства) (номер извещения - 0131200001022006582).
Основаниями проведения проверки являются подпункт б) пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), подпункт а) пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее -Постановление N1576).
Проверка проводилась с целью предупреждения, выявления и пресечения фактов нарушений законодательства о закупках Субъектом проверки.
Предметом проверки является соблюдение заказчиком - департаментом строительной политики Воронежской области Закона о контрактной системе требований Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение подрядных работ для государственных нужд по разработке рабочей документации и строительству объекта: "Поликлиника по ул. 20-летия Октября в г. Воронеже" (номер извещения 0131200001022006582).
Адрес местонахождения Субъекта проверки: Воронежская обл., Воронеж г., улица Кирова, дом 4.
Место проведения проверки: г. Воронеж, пр-т. Революции, д. 21.
В соответствии с пунктом 28 Постановления N1576 внеплановая проверка проводится без заседания инспекции.
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение N 0131200001022006582 размещено: 29.06.2022 года в сети "Интернет" в единой информационной системе по адресу www.zakupki.gov.ru.
Предметом рассматриваемого аукциона является поставка выполнение подрядных работ для государственных нужд по разработке рабочей документации и строительству объекта: "Поликлиника по ул. 20-летия Октября в г. Воронеже".
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется путём проведения открытого конкурса в электронной форме.
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет - 434 437 236,00 рублей.
Частью 4 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурентный способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, должно содержаться, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги.
Как следует, из извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме от 07.07.2022 NИИ1 в ред. N2 Заказчиком установлены следующие критерии оценки и их величины значимости:
N
Критерий
Значимость
1
Цена контракта
60.00%
2
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации
(далее - Критерий N2)
40.00%
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в том числе, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе, в форме электронного документа.
Заказчиком во исполнение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе представлен электронный документ - "Оценка заявок.docx" (далее - Порядок оценки заявок).
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, установлены положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2604).
"Оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок (пункт 2 Постановления N2604).
В соответствии с пунктом 3 Постановления N2604 для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки: а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; б) расходы; в) характеристики объекта закупки; г) квалификация участников закупки.
"Критерии оценки" - предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критерии оценки заявок, в соответствии с которыми осуществляется оценка заявок в отношении цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ, качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки, квалификации участников закупки, в том числе наличия у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 24 Постановления N2604 предусмотрено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
При этом, в силу подпункта б) пункта 31 Постановления N2604 при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: для оценки заявок по критерию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 Постановления N2604, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 Постановления N2604.
"Показатель оценки" - вид расхода, вид характеристики объекта закупки и вид характеристики квалификации участников закупки, детализирующие оценку заявок по соответствующему критерию оценки.
Как следует, из Порядка оценки заявок, Заказчиком в рамках Критерия N2 использовался показатель - "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта".
Пунктом 25 Постановления N2604 установлено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Постановления N2604, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с подпунктом а) пункта 28 Постановления N2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Постановления N2604 применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
Порядком оценки заявок установлено, что в рамках Показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" Критерия N2 заказчиком использовались следующие детализирующие показатели: 1. Общая цена исполненных участником закупки договоров; 2. Общее количество исполненных участником закупки договоров; 3. Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Таким образом, Критерий N2 Заказчиком установлен следующим образом:
N
Критерий
Значимость:
Показатель/ значимость показателя:
Детализирующий показатель/ значимость показателя:
2
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации
(далее - Критерий N2)
40.00%
Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта
Значимость - 100 %
общая цена исполненных участником закупки договоров
Значимость - 50%
общее количество исполненных участником закупки договоров
Значимость - 25%
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров
Значимость - 25%
В силу пункта 26 Постановления N2604 оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV Постановления N2604 для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
При этом, согласно подпунктом б) пункта 28 Постановления N2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Постановления N2604 оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 28 Постановления N2604, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 Постановления N2604.
В силу пункта 20 Постановления N2604 если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из формул, предусмотренных настоящим пунктом.
Как следует из Правил оценки заявок, установленных Заказчиком, по детализирующему показателю - "общая цена исполненных участником закупки договоров" лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение характеристики объекта закупки и используется следующая формула:
Где:
Хi - значение детализирующего показателя, содержащееся в предложении участника закупки, в заявке (частях заявки);
- 434 437 236 руб. (предельное минимальное значение характеристики показателя, установленное заказчиком);
Хmax - максимальное значение детализирующего показателя, содержащееся в предложениях участников закупки, в заявках (частях заявок).
То есть, Заказчиком использовалась формула, предусмотренная подпунктом "ж" пункта 20 Постановления N2604:
Где:
Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
При этом, пунктом 18 Постановления N2604 определено, что если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 к настоящему Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
В соответствии с пунктом 21 Постановления N2604 если установлены предусмотренные пунктом 20 настоящего Положения предельное максимальное и (или) предельное минимальное значение характеристики объекта закупки и в предложении участника закупки содержится значение характеристики объекта закупки, которое выше и (или) ниже такого предельного значения соответственно, баллы по детализирующему показателю в соответствии с пунктом 20 настоящего Положения присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики объекта закупки.
При этом, как следует из Порядка оценки установленного Заказчиком, по детализирующему показателю установлено - предельное минимальное значение - 434 437 236 рублей.
Между тем, Инспекция Воронежского УФАС России приходит к выводу, что установление подобным образом предельных минимальных значений, не отвечает целям и задачам Закона о контрактной системе, а также не позволяет объективно осуществить процедуру оценки заявок и как следствие, определить лучшие условия исполнения контракта, среди предложений участников, ввиду нижеследующего.
Как следует из пункта 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условии поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссии, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действии, которые противоречат требованиям указанного федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
К целям контрактной системы в силу статей 1, 6 и 8 Закона о контрактной системе отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблении, создание равных условии для участников.
Исходя из буквального толкования пункта 18 Постановления N2604 указание предельных минимальных или предельных максимальных значений характеристики устанавливается исключительно при однозначной необходимости таких предельных значений.
Вместе с тем, в рамках детализирующих показателей "общая цена исполненных участником закупки договоров", "общее количество исполненных участником закупки договоров", "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" необходимость указания таких предельных значений отсутствует, более того, установление предельных значений, подобным образом, нивелирует ценовую и неценовую конкуренции между участниками закупки и не позволяет выявить лучшие условия выполнения работ.
Пример N1:
На участие в Конкурсе подано 2 (две) заявки, содержащие следующее предложение:
Номер заявки:
Цена контракта:
Предложение о цене контракта:
Квалификация по детализирующему показателю "общая цена исполненных участником закупки договоров"
1
434 437 236 рублей
434 437 236 рублей
434 437 237 рублей
2
434 437 236 рублей
434 437 233 рублей
Таким образом, в соответствии с установленной формулой и предельных минимальных значений баллы между участниками (имеющими разницу в общем количестве исполненных договоров - 4 рубля) распределятся следующим образом:
Номер заявки:
Количество баллов по детализирующему показателю без учёта значимости:
1
100
2
0
При этом, участнику с номером заявки N2 при таком распределении баллов, для победы в рассматриваемом конкурсе, необходимо снизить цену контракта ~ белее чем на 27%, при условии, что участник с номером заявки N2 предложит цену, равную НМЦК.
То есть, при наличии у участника закупки опыта выполнения работ (общая цена исполненных участником закупки договоров) менее чем конкретное установленное Заказчиком предельное минимальное значение, опыт участника оценивается в 0 баллов, то есть, аналогично отсутствию требуемого опыта. Что приводит к результату, что даже при незначительном различии в опыте выполнения работ, разница в присвоенных баллах будет существенной и, с учётом значимости критерия - 40%, предрешающей исход определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пример N2
На участие в Конкурсе подано 2 (две) заявки, содержащие следующее предложение:
Номер заявки:
Цена контракта:
Предложение о цене контракта:
Квалификация по детализирующему показателю "общая цена исполненных участником закупки договоров"
1
434 437 236 рублей
434 437 236 рублей
0 рублей
2
434 437 236 рублей
434 437 233 рублей
Таким образом, в соответствии с установленной формулой и предельных минимальных значений баллы между участниками (имеющими существенную разницу в опыте выполнения работы связанного с предметом контракта) распределятся следующим образом:
Номер заявки:
Количество баллов по детализирующему показателю без учёта значимости:
1
0
2
0
То есть, при существенной разнице в опыте выполнения работ между предложениями участников, разницы в присвоенных баллах не будет. Данный факт также не свидетельствует о невозможности объективной оценки заявки, при установлении подобным образом предельных значений, и не позволяет определить лучшие условия исполнения контракта, поскольку предложение участника, имеющего опыт выполнения работ, приравнивается к предложению участника, который таким опытом не обладает.
Исходя из вышеизложенного, Инспекция Воронежского УФАС России приходит к выводу, что установление подобным образом предельных значений не позволяет объективно сопоставить предложения участника Конкурса и определить лучшие условия исполнения контракта, не отвечает принципам обеспечения конкуренции, а также не обеспечивает экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований.
Таким образом, действия департамента строительной политики Воронежской области, установившего предельные минимальные значения по рассматриваемому детализирующему показателю Критерия при отсутствии исключительной необходимости, не соответствует пункту 18 Постановления N2604 и, как следствие, нарушает пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также пункт 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
Аналогичные нарушения допущены департаментом строительной политики Воронежской области по детализирующим показателям "общее количество исполненных участником закупки договоров" и "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров".
При этом, Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.07.2022 NИЭОК1 установлено, что конкурс в электронной форме признан несостоявшимся, ввиду чего, Инспекция Воронежского УФАС России приходит к выводу, что данные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика.
Вышеуказанные нарушения содержат признаки административного правонарушения, отнесенность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 частью 15, частью 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Инспекция
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях департамента строительной политики Воронежской области нарушение пункта 18 Постановления N2604, пункта 11 части 1 статьи 42, пункта 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранение вышеуказанных нарушений департаменту строительной политики Воронежской области не выдавать, в связи с тем, что допущенные нарушения не повлияли на ход определения поставщика.
3. Рассмотреть вопрос о привлечении ответственных должностных лиц к административной ответственности.
Руководитель инспекции С.В. Михин
Участник инспекции Н.И. Сисева
Участник инспекции И.А. Тельпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.