В соответствии с приказом Омского УФАС России от 26.07.2022 N 146, подпунктом "б" пункта 2 части 15 статьи 99на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) и Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
по результатам проведения внеплановой проверки соблюдения Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области (далее - ОПФР по Омской области, заказчик) требований Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по охране объектов и имущества на объектах с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию (извещение N 0252100000221000107)
У С Т А Н О В И Л А:
1. 06.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 890016 руб.
Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.12.2021 свидетельствует о том, что на участие в электронном аукционе поданы 4 заявки, все участники допущены к участию в электронном аукционе.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 16.12.2021 в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие 3 участника закупки.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 17.12.2021 следует, что победителем электронного аукциона признан участник с идентификационным номером заявки 111135135 (общество с ограниченной ответственностью Охранное агентство "Пересвет" (далее - ООО ОА "Пересвет", общество, исполнитель), которое предложило наиболее низкую цену контракта 253654,56 руб. и заявка на участие в электронном аукционе которого соответствовала требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, на момент проведения проверки между ОПФР по Омской области и ООО ОА "Пересвет" заключен государственный контракт от 29.12.2021 N 0252100000221000107.
2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
26.07.2022 Омским УФАС России в целях всесторонней и объективной проверки, формирования выводов о наличии или отсутствия в действиях заказчика нарушений Федерального закона о контрактной системе, правомерности заключения контракта с ООО ОА "Пересвет" в адрес заказчика был направлен (исх. N 03-5979) запрос о предоставлении письменных пояснений о формировании к участникам закупки требований (в части неустановления единых требований в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, в том числе к предоставлению документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям) в сфере законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.
ОПФР по Омской области представлены (вх. N 7510 от 02.08.2022) пояснения, содержание которых сводится к отсутствию в действиях субъекта контроля нарушений законодательства о контрактной системе. По мнению заказчика, соответствие участника закупки требованиям о наличии оружия у сотрудников мобильной группы, установленным в документации об электронном аукционе, подтверждается наличием у такого лица лицензии на осуществление охранных услуг.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать такому закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей в момент размещения закупки) при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей в момент размещения закупки) предусмотрено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 данной статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (на момент осуществления закупки пункт 6 части 5 статьи 63, часть 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе дублировали указанное требование).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей в момент размещения закупки) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей в момент размещения закупки) вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 данного закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 такого закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Пунктом 28 извещения о проведении электронного аукциона, а также пунктом 2 раздела I документации об электронном аукционе установлено следующее единое требование к участникам закупки: "соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки - участник должен соответствовать требованиям Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", либо Федерального закона от 03.07.2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", либо Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", в связи с этим участником закупки может быть только:
- организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на охрану объектов и (или) имущества на объектах с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
- либо организация, предназначенная для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, наделенная в силу п. 8 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" в том числе полномочиями по охране имущества физических и юридических лиц по договорам".
Подпунктом 2 пункта 4 раздела I документации об электронном аукционе определены требования к содержанию вторых частей заявок. К документам, подтверждающим соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, отнесены следующие: "лицензия на осуществление охранных услуг с открытым видом предоставляемых услуг: "охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию" или выписка из реестра лицензий по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343, (для организаций, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" такой лицензии не требуется)".
Оценивая полноту и достаточность установленных заказчиком требований к участникам закупки, Комиссия руководствуется следующим.
Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг охраны, которым соответствует код ОКПД2 80.10.12.000.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона и документацией об электронном аукционе в отношении закупаемых заказчиком услуг определен код позиции КТРУ 80.10.12.000-00000010 "Услуги частной охраны (Охранный (технический) мониторинг)".
Исходя из выбранного заказчиком кода позиции КТРУ, закупке подлежали услуги частной охраны, одной их характеристик которых согласно вкладке "описание товара, работы, услуги" является наличие оружия у сотрудников мобильной группы и предполагает вариативность ее значения "да/нет".
Согласно сведениям о наименовании и описании объекта закупки (раздел III документации об электронном аукционе) в отношении этой обязательной для применения характеристики заказчиком установлено значение "да".
Абзацем третьим пункта 1 статьи 49 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Комиссия, вопреки утверждению заказчика о том, что наличие у лица лицензии на осуществление частной охранной деятельности уже само по себе предоставляет право на оказание охранных услуг с применением оружия, отмечает следующее.
На основании статьи 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" юридические лица с особыми уставными задачами имеют право в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации приобретать гражданское и служебное оружие у юридических лиц-поставщиков после получения соответствующей лицензии в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе. Виды, типы, модели и количество гражданского и служебного оружия, которое имеют право приобретать юридические лица с особыми уставными задачами, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Частные охранные организации имеют право приобретать служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения, гражданское оружие самообороны, за исключением огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, а также получать в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, во временное пользование служебное оружие в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приобретенное оружие подлежит регистрации в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе в двухнедельный срок со дня приобретения оружия. При регистрации оружия юридическим лицам с особыми уставными задачами выдается разрешение на хранение и использование этого оружия сроком на три года на основании документов, подтверждающих законность приобретения оружия. Форма разрешения определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном для получения лицензии на приобретение оружия.
При этом пунктами 5 и 9 Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу с особыми уставными задачами разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему, утвержденного приказом Росгвардии от 26.09.2019 N 331, зарегистрированного в Минюсте России 02.12.2019 N 56669, предусмотрено, что предоставление государственной услуги по выдаче юридическому лицу с особыми уставными задачами разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему осуществляется уполномоченным подразделением Росгвардии и подразделениями лицензионно-разрешительной работы по месту учета оружия.
Таким образом, наряду с лицензией на осуществление частной охранной деятельности разрешение на хранение и использование оружия является самостоятельным документом, который подтверждает соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг данного вида.
Из абзацев второго и четвертого пункта 51 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" следует, что, в частности юридические лица с особыми уставными задачами обязаны осуществлять все операции по перемещению и использованию оружия и патронов при наличии разрешающих документов, а также вести учет оружия и патронов в документах учета оружия и патронов, формы и порядок ведения которых устанавливаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации; в случае передачи работниками юридических лиц с особыми уставными задачами оружия и патронов к нему непосредственно на охраняемом объекте юридическим лицом обеспечивается ведение документов учета оружия и патронов, подтверждающих прием и передачу оружия и патронов к нему, по месторасположению охраняемого объекта.
В соответствии с пунктом 12 приложения N 13 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" огнестрельное оружие и патроны к нему выдаются работникам частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника и соответствующее разрешение на хранение и ношение конкретных видов, типов и моделей оружия, при исполнении служебных обязанностей.
По решению руководителя частной охранной организации огнестрельное оружие и патроны к нему могут выдаваться (передаваться) работникам (работниками) частной охранной организации непосредственно на объекте охраны. При этом документы о приеме и выдаче огнестрельного оружия и патронов к нему ведутся на объекте охраны.
Поскольку объект закупки включает в себя требование о наличии оружия у сотрудников мобильной группы, Комиссия приходит к выводу о том, что в извещении и документации об осуществлении закупки надлежало также установить требование к участникам закупки о наличии разрешения на хранение и использование оружия (с указанием вида последнего), а также о представлении в составе заявки указанного документа.
Вместе с тем в нарушение пункта 1 части 1 и части 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе ОПФР по Омской области в извещении и документации об электронном аукционе не были установлены соответствующие требования.
Омским УФАС России для проверки правомерности заключения контракта ОПФР по Омской области с ООО ОА "Пересвет" по результатам осуществления спорной закупки был направлен (исх. N 03-6228э от 04.08.2022) запрос в ЦЛРР Отдела Федеральной службы войск национальной гвардии по Красноярскому краю о предоставлении в срок не позднее 08.08.2022 информации о наличии у его подконтрольного субъекта, сотрудников такого лица действующего разрешения на хранение и использование оружия.
В срок, предусмотренный обращением, запрашиваемая информация в Омское УФАС России не поступила.
При этом следует отметить, что из представленных оператором электронной площадки ООО "РТС-тендер" (вх. N 7768э от 08.08.2022) на запрос Омского УФАС России (исх. N 03-5979э от 26.07.2022) вторых части заявок всех участников закупки с приложением документов, содержащихся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в указанном аукционе в реестре участников, получивших аккредитацию на электронной площадке, следует, что к заявке ООО ОА "Пересвет" прилагались, в том числе следующие документы:
- лицензия N 6752 от 08.12.2020 на осуществление частной охранной деятельности, выданная исполнителю, в приложение к которой включен вид разрешенных услуг, соответствующий требованиям документации об электронном аукционе,
- разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему РХИ N 0204829 от 01.08.2021, выданное ООО ОА "Пересвет", с указанием места хранения оружия и патронов к нему: г. Красноярск, ул. Семафорная, д.76.
Таким образом, на основании представленных документов и сведений Комиссия пришла к выводу о том, что на момент заключения контракта ООО ОА "Пересвет" соответствовало требованиям действующего законодательства к лицами, осуществляющим вид деятельности, в рамках объекта закупки.
При этом в силу статьи 99 Федерального закона о контрактной системе Комиссия не уполномочена давать оценку действиям сторон при исполнении контракта, а также осуществлять проверку наличия/отсутствия у ООО ОА "Пересвет" документов, регламентирующих выдачу (передачу) оружия работникам частной охранной организации непосредственно на объекте охраны, расположенном на территории Омской области.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области нарушение пункта 1 части 1 и части 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.
2. Предписание Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с заключением государственного контракта N 0252100000221000107 от 29.12.2021.
3. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии: |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.