Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок Д.А Аносова,
Членов Комиссии:
Е.Ю. Давыденко - специалиста первого разряда отдела проверок государственных закупок,
А.С. Алексеевой - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок,
в присутствии представителей ФГБОУ ВО "МГУ им. М.В. Ломоносова",ООО "АБ ОПТИКС",
рассмотрев обращение ФГБОУ ВО "МГУ им. М.В. Ломоносова" о включении сведений в отношении ООО "АБ ОПТИКС" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ФГБОУ ВО "МГУ им. М.В. Ломоносова" (далее - Заказчик) о включении сведений в отношении ООО "АБ ОПТИКС" (далее - Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на поставку оборудования (комплект высокочувствительных ПЗС камер с усилением сигнала для регистрации квантов рентгеновского, УФ и оптического диапазона) для МГУ имени М.В. Ломоносова (реестровый N 0373100040120000551).
22.12.2020 между Заказчиком и ООО "АБ ОПТИКС" заключен государственный контракт N 0373100040120000551 на поставку оборудования (комплект высокочувствительных ПЗС камер с усилением сигнала для регистрации квантов рентгеновского, УФ и оптического диапазона) для МГУ имени М.В. Ломоносова (далее - Контракт).
В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст.95 Закона о контрактной системе 01.07.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением ООО "АБ ОПТИКС" существенных условий Контракта (далее - Решение).
Ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч.12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Установлено, что 04.07.2022 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком в Единой информационной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о надлежащем уведомлении Исполнителя о принятом Заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
На основании части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно Контракту "Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: РОССИЯ, Москва, Ленинские горы, д.1, стр.62 помещение 3-08 - 3-09 (далее - место доставки), в течение 3 (трех) месяцев с момента заключения Договора".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно Акту приема-передачи поставленных товаров 27.12.202l Поставщик осуществил поставку товара 24.12.202l частично, а именно: поставил только товар, предусмотренный п,2,1 Технического задания Контракта: Высокочувствительную ПЗС с усилением сигнала (EMCCD) камеру прямого детектирования квантов рентгеновского и дальнего УФ диапазона Raptor Photonics Fаlсоn III ХО FA35IXO-BN-CL, стоимостью 5 797 610,00 руб.
До настоящего времени Поставщик не исполнил обязательства по Контракту в части поставки товара, предусмотренного п.2,2 Технического задания Контракта: Высокочувствительной ПЗС с усилением сигнала (EMCCD) камеры видимого и ближнего УФ диапазона Raptor Photonics Falcon III FАЗ51V-ВV-СL, стоимостью 5 686 226,00 руб, и не намерен исполнять Контракт в полном объеме, что подтверждается письмом представителя Заказчика -физического факультета МГУ (исх.316 -22/016-01 от 27.05.2022).
Кроме того, представитель Заказчика отметил, что данная закупка осуществлялась в рамках реализации национального проекта.
На заседании Комиссии Управления представитель Подрядчика пояснил, что 06.10.2020 г. компанией производителем Raptor Photonics от лица Декана физического факультета МГУ Н.Н. Сысоева направлена Заявка о выдаче лицензии на экспорт товаров N 872-20/103-03, а именно камеры Raptor Photonics Falcon IIIXOFA351XO-BN-CL и Raptor Photonics Falcon IIIFA351V-BV-CL. В заявке было указано, что обе камеры будут использоваться исключительно в научных и образовательных целях на территории Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова.
30.10.2020 г. Поставщиком в адрес фирмы-производителя направлен заказ на оборудование во исполнение Контракта (ORDER No. 20201030001).
22.12.2020 г. Сторонами заключен Контракт N 1552-44-20.
09.07.2021 г. от отдела экспортного контроля департамента международной торговли Великобритании был получен отказ в предоставлении экспортной лицензии на камеру Raptor Photonics Falcon IIIFA351V-BV-CL (Письмо от 09.07.2021 г. и перевод). Компания изготовитель незамедлительно подала апелляцию на данное решение.
13.08.2021 г. после рассмотрения апелляции, от отдела экспортного контроля был получен повторный и окончательный отказ в предоставлении экспортной лицензии на камеру Raptor Photonics Falcon IIIFA351V-BV-CL (Письмо от 13.08.2021 г. и перевод).
30.09.2021 г. Сторонами принято решение о частичной поставки товара имеющего на тот момент действующую лицензию на экспорт (Письмо N 20210930001 от 30.09.2021 г.).
06.12.2021 г. Поставщиком направлены альтернативные, максимально сопоставимые, аналоги Raptor Photonics Falcon IIIFA351V-BV-CL (Скриншот переписки от 06.12.2021 г.).
27.12.2021 г. частично поставлен товар, камера Raptor Photonics Falcon IIIXOFA351XO-BN-CL. Сторонами подписан Акт приема-передачи поставленных товаров к Контракту на поставку N 1552-44-2020 от 22.12.2020 г.
01.07.2022 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (Письмо N944-22/016-03 от 01.07.2022 г.).
13.07.2022 г. письмо от Поставщика в адрес Заказчика с просьбой о расторжении Контракта по соглашению Сторон ( Письмо исх.20220713001 от 13.07.2022 г.).
18.07.2022 г. в адрес Поставщика от Заказчика поступило письмо о невозможности поставки альтернативного Товара по Контракту (исх. N 20220718001 от 18.07.2022 г.).
18.07.2022 г. отказ Заказчика от расторжения Контракта по соглашению Сторон (письмо N1242-22/016-03 от 18.07.2022 г.).
18.07.2022 г. Уведомление о вступлении в силу Решения об одностороннем отказе N 1243-22/016-03 от 18.07.2022 г.
Нарушение условий Контракта со стороны ООО "АБ Оптикс" связаны с отказом отдела экспортного контроля департамента международной торговли Великобритании в предоставлении экспортной лицензии для камеры Raptor Photonics Falcon IIIFA351V-BV-CL. Несмотря на то, что при подаче заявки на получение лицензии на указанное оборудование делался акцент на том, что данная камера необходима исключительно для использования в научных и образовательных целях, экспортный контроль Великобритании в обосновании отказа, ссылается на то, что экспорт данного товара способен оказать "вредное воздействие на интересы обороны и безопасности Великобритании или на интересы других территорий и стран". Апелляция на отказ также не удовлетворена. По камере Raptor Photonics Falcon IIIXOFA351XO-BN-CL отказа на выдачу экспортной лицензии со стороны лицензионных органов Великобритании не последовало.
Поставщик незамедлительно уведомил Заказчика, о том что на систему IIIFA351V BV-CL экспортная лицензия на момент 30.09.2021 г. не выдана, вероятность ее получения крайне мала.
Стороны совместно приняли решение о частичной поставке товара, а именно Raptor Photonics Falcon IIIXOFA351XO-BN-CL. ООО "АБ Оптикс" поставило Товар надлежащего качество и в установленный срок. Стороны подписали Акт приема-передачи, претензий и возражений со стороны Заказчика не возникло.
Кроме того, Поставщик, с учетом того, что ввезти на территорию Российской Федерации камеру системы IIIFA351V BV-CL не представляется возможным, активно пытался предотвратить негативные последствия решения лицензионного органа Великобритании для Заказчика, и предлагал МГУ аналоги указанной системы. Однако предложенные варианты замены не устроили Заказчика.
Несмотря на все вышесказанное, 01.07.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказа от исполнения Контракта.
18.07.2022 г. в адрес Поставщика от Заказчика поступило письмо о невозможности поставки альтернативного Товара по Контракту. В тот же день, 18.07.2022 г. Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу.
При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение ООО "АБ ОПТИКС" условий Контракта, Комиссией Управления не установлены, поскольку, по мнению Комиссии Управления, Исполнителем предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта надлежащим образом.
Учитывая изложенное, у Комиссии Управления отсутствуют основания для включения сведений в отношении ООО "АБ ОПТИКС" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "АБ ОПТИКС" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации.
Председательствующий: |
|
Д.А. Аносов |
Члены Комиссии: |
|
Е.Ю. Давыденко |
|
А.С. Алексеева |
Исп. Аносов Д.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 августа 2022 г. N 077/10/104-11550/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2022