Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок А.С. Спиряковой,
Членов Комиссии:
А.С. Алексеевой - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок,
А.А. Бондаревой - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок,
в присутствии представителей ГКУ АЗ (КС) ДЗМ:
О.В. Абрамовой (доверенность N21 от 12.01.2022), Л.Г. Ефтени (доверенность N 13 от 12.01.2022), Э.В. Поздняковой (доверенность N 4 от 12.01.2022),
ЗАО "Медицинские системы": О.Б. Колесниковой (доверенность Nб/н от 03.08.2022),
рассмотрев обращение ГКУ АЗ (КС) ДЗМ о включении сведений в отношении ЗАО "Медицинские системы" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГКУ АЗ (КС) ДЗМ (далее - Заказчик) о включении сведений в отношении ЗАО "Медицинские системы" (далее - Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на поставку бодиплетизмографа, в рамках реализации Государственной программы города Москвы "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)" (ПК6-2022-35П2) (реестровый N0873200009822000951).
10.03.2022 между Заказчиком и ЗАО "Медицинские системы" заключен государственный контракт N198/2022-КСЕ на поставку бодиплетизмографа, в рамках реализации Государственной программы города Москвы "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)" (ПК6-2022-35П2) (далее - контракт).
В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст.95 Закона о контрактной системе 20.07.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением ЗАО "Медицинские системы" существенных условий Контрактов (далее - Решения).
Согласно ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 ст.95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 ст.95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 ст.95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
20.07.2022 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком в единой информационной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о надлежащем уведомлении Исполнителя о принятом Заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
На основании части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно Контракту "Поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки в соответствии с Планом распределения (приложение N 3 к Контракту) на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в срок с 15.03.2022 г. по 01.12.2022 г. Поставка оборудования осуществляется в течение 30 дней с момента получения заявки Заказчика на поставку в соответствии с Графиком поставки товаров (Приложение N 9 к Контракту) (Заказчик вправе предусмотреть этапы поставки Оборудования). Поставщик за 5 рабочих дней до осуществления поставки Оборудования в соответствии с Планом распределения (приложение N 3 к Контракту) направляет в адрес Получателей уведомление о времени доставки Оборудования в Место доставки".
Представитель Заказчика пояснил, что согласно заявкам заказчика от 11.03.2022 NN 10-03-2177/22 АЗ(КС), 10-03-2178/22 АЗ(КС), 10-03-2179/22 АЗ(КС), 10-03-2180/22 АЗ(КС) поставка оборудования в медицинские организации государственной системы здравоохранения города Москвы на общую сумму 18 081 598 (восемнадцать миллионов восемьдесят одна тысяча пятьсот девяносто восемь) рублей 88 коп. должна быть осуществлена поставщиком до 11.04.2022 включительно
Заказчиком 27.06.2022 направлено требование N 04-06-5747/22 о поставке о поставке оборудования по заявкам в кратчайшие сроки. 05.07.2022 направлено повторное требование N 04-07-5971/22 о поставке оборудования по заявкам в течение 7 календарных дней (до 12.07.2022), однако требования Заказчика не выполнены.
Представитель Общества пояснил, что ЗАО "Медицинские системы" является официальным дистрибьютором Вайэйр Медикал в России, имеет долгосрочный контракт N MS/J180/2019 от 01.11.2019 года на поставку оборудования с официальным эксклюзивным представителем Vyaire Medical - компанией AMT Systems Europe Limited (письмо от 26.01.2022 г.), пролонгированный дополнительным соглашением от 11 мая 2022 г. до 31 января 2024 года,. Согласно указанному контракту, AMТ Systems Europe Limited, в свою очередь, обеспечивает поставки Оборудования, произведенного компанией Vyaire.
Поставщик 17.03.2022 года разместил заказ AMТ Systems Europe Limited на поставку оборудования.
Таким образом, Поставщиком были предприняты необходимые действия по обеспечению поставки Оборудования для целей исполнения обязательств по Контракту.
Однако, Поставщик не мог предвидеть и предотвратить наступление следующих обстоятельств:
С 24.02.2022 г. в связи с началом специальной военной операции на территории Украины имеет место массовый отказ иностранных поставщиков и производителей товаров от поставок по ранее заключенным контрактам. Такой отказ мотивирован как прямыми санкциями, принятыми с 24.02.2022 г. Европейским союзом и США в отношении ряда товаров, российских физических и юридических лиц, так и вторичными санкциями - ответственностью юридических лиц, не прекративших сотрудничество с российскими компаниями, а также решениями уйти с рынка Российской Федерации, принятыми как самостоятельно, так и под давлением западной общественности и государственных органов.
В соответствии с письмом от 22 марта 2022 года, производитель Оборудования Vyaire в связи со сложившимися текущими обстоятельствами, влияющими на бизнес в России и за ее пределами, внес дополнительные условия по своей работе, в том числе:
- по всем текущим и будущим заказам российских компаний и компаний, ассоциированным с российскими гражданами, Vyaire будет строго следовать положениям текущего законодательства и инструкциям органа экспортного контроля - Global Trade;
- Vyaire будет строго следовать санкционным директивам и принимать свои решения сообразно этому. В этом плане окончательные решения будут приниматься исполнительным советом Vyaire и департаментом Global Trade, которые будут одобрять заказы и отгрузку всех заказов в процессе, а также будущих заказов после прохождения процедуры проверки Due Diligence по каждому отдельному заказу;
- Vyare будет требовать от каждого своего партнера всю необходимую информацию для процедуры комплексной оценки для целей экспорта (Due Diligence). Если данные не будут предоставлены или предоставлены в неполном объеме или недоступны, то это может вести к отклонению авторизации на сделку;
- Vyaire со своей стороны предпримет все разумные меры для отгрузки предоплаченных заказов в соответствии с последними регуляциями во время оценки заказа и по его отгрузке. Vyaire будет следовать указаниям Департамента Global Trade. Эти ограничения, относящиеся к ситуации между Россией, Белоруссией и Украиной, а также их влияние на другие страны, вероятно, повлияет и на время доставки. Сама возможность доставки может подвергаться влиянию этих обстоятельств несмотря на то, что Vyaire постоянно пытается адаптироваться к юридическим и фактическим обстоятельствам. Соответственно Vyaire не может быть ответственным за задержку товара или за его потерю при транспортировке;
- в случае, если правила Global Trade будут препятствовать отгрузке товара на неопределенное время, Vyaire будет работать над процедурой возврата авансового платежа при наличии возможности осуществления обратной банковской проводки.
О данных изменениях условий поставки Поставщик уведомил Заказчика письмом (исх. N 015) от 24.03.2022 года.
Вышеуказанные дополнительные условия в работе Vyaire потребовали предоставления подтверждения от Поставщика о неприменении подлежащего поставке Оборудования, являющегося высокотехнологичным оборудованием и могущим являться оборудованием двойного назначения, в запрещенных целях согласно принятым санкционным документам, и предоставления сведений о конечном пользователе данного Оборудования. Требуемая Vyaire информация была предоставлена Поставщиком в полном объеме.
Однако, несмотря на выполнение Поставщиком дополнительных требований Vyaire, 08 июня 2022 года производитель Оборудования письменно сообщил, что немедленно вступает в силу решение о прекращении отгрузки всех заказов в Российскую Федерации, в том числе предоплаченных; что Vyaire не будет принимать никаких новых заказов от дистрибьюторов в России или Беларуси или дистрибьюторов в других странах, где конечный пользователь продукта находится или где, по его разумному мнению, может находиться, в России или Беларуси - за следующими исключениями: заказы на новое оборудование будут приниматься и обслуживаться до тех пор, пока продукция предназначена исключительно для новорожденных. Исполнительный совет Vyaire и департамент Global Trade сочли невозможным отгрузку приобретаемого в рамках исполнения Контракта Оборудования ввиду его двойного назначения и сферы применения.
О данном решении Vyaire Поставщик уведомил Заказчика письмом 08.06.2022 года. Таким образом, Поставщик, заключая Контракт с Заказчиком, не мог предвидеть, что после событий 24.02.2022 из-за обстоятельств, не зависящих от его воли, поставка Оборудования станет невозможной.
Учитывая, что данное Оборудование обладает рядом уникальных технических характеристик, в частности имеет функцию анализа эластичности легочной ткани (статический/динамический комплайенс), которые особо оговорены в условиях Контракта (п. 2.10 Приложения N2 к Контракту N198/2022-КСЕ) и не имеет аналогов других производителей (письмо от 11.07.2022 г.), данное Оборудование не может быть замещено оборудованием производства России либо иных производителей дружественных стран.
Указанные обстоятельства подтверждаются заключением Союза "Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата" N101/200 от 01 августа 2022 г.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение ЗАО "Медицинские системы" условий Контракта, Комиссией Управления не установлены.
Учитывая изложенное, у Комиссии Управления отсутствуют основания для включения сведений в отношении ЗАО "Медицинские системы" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ЗАО "Медицинские системы" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации.
Председательствующий: |
|
А.С. Спирякова |
Члены Комиссии: |
|
А.С. Алексеева |
|
А.А. Бондарева |
Исп. Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 августа 2022 г. N 077/10/104-11950/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.08.2022