Резолютивная часть решения оглашена 09 августа 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 12 августа 2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 28.01.2021 N 3 в составе:
<_>
в присутствии от
заказчика - администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики - и.о. главы администрации МариинскоПосадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики <_>,
победителя закупки - индивидуального предпринимателя <_> - <_>, <_>, представителей по доверенности, рассмотрев обращение, представленное администрацией Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений об индивидуальном предпринимателе <_> (далее - ИП <_>, Подрядчик), находящемся по адресу: <_>,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии 02.08.2022 поступило обращение администрацией Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о включении в Реестр сведений об ИП <_>, в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по государственным или муниципальным контрактам, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере закупок со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации факта ненадлежащего исполнения контракта и соблюдения, предусмотренных Законом о контрактной системе, процедуры и сроков для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП N 1078) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 части II Правил ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.
В силу пункта 13 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления. Рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки. Заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля.
Заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта). Участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
Изучив представленные документы и осуществив на основании пункта 5 части 5 статьи 99 Закона о контактной системе внеплановую проверку, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
21.04.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www . zakupki . gov . ru размещено извещение N 0815500000522003760 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту источников водоснабжения (водонапорных башен и водозаборных скважин) в населенных пунктах, с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 1 088 420,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 04.05.2022 NИЭА1 ИП <_> признана победителем электронного аукциона.
16.05.2022 между Заказчиком и ИП <_> заключен муниципальный контракт N 0815500000522003760 на выполнение работ по капитальному ремонту источников водоснабжения (водонапорных башен и водозаборных скважин) в населенных пунктах (далее - Контракт).
Согласно пункту 1.1. Контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по капитальному ремонту источников водоснабжения (водонапорных башен и водозаборных скважин) в населенных пунктах (далее - работа), согласно Описанию объекта закупки (Приложение N 1 к настоящему Контракту), Сметному расчету (Приложение N 2 к Контракту), которое является неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Заказчик обязуется обеспечить оплату выполненных работ в сроки и в порядке предусмотренные настоящим Контрактом (пункт 1.2 Контракта).
Место выполнения работ: Россия, Чувашская Республика, г. Мариинский Посад, ул. Кузнечная, ул. Котовского (пункт 1.3 Контракта).
Срок исполнения Подрядчиком своих обязательств по настоящему Контракту: с даты заключения контракта по 01 июля 2022 г. (пункт 4.2 Крнтракта ).
Однако, ИП <_> не приступила к выполнению работ по контракту, что зафиксировано в акте, составленном комиссией от 18.07.2022.
Неисполнение условий Контракта, привело к невозможности заказчика получить товар, предусмотренный Контрактом в соответствии с установленными условиями, что является существенным нарушением условий Контракта.
Порядок изменения, расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
Статьей 95 Закона о контрактной системе предусмотрен специальный порядок изменения, расторжения государственного и муниципального контракта (ов).
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Также частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что реше-
ние заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 приведенной статьи Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно пункту 9.3. Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
18.07.2022 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.07.2022 принятое Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, что свидетельствует о надлежащем исполнении требований статьи 95 Закона о контрактной системе.
Анализ положений частей 12.2, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Следовательно, обязанности по направлению Поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и опубликованию его в единой информационной системе с целью надлежащего уведомления Поставщика о принятом решении Заказчиком соблюдены.
Датой вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе исполнения контракта является - 28.07.2022. В этот же день Контракт считается расторгнутым.
Пунктом 9.7 Контракта установлено, что подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и положениями ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в том числе в случаях:.
- в случае задержки Заказчиком оплаты выполненных работ более чем на 90 (девяносто) дней, за исключением случаев уменьшения Заказчику ранее доведенных бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год.
В свою очередь Поставщик представил следующее пояснение.
Учитывая, что смета Заказчика была рассчитана в ценах 4 квартала 2021 года, до заключения контракта вопрос об изменении цены обсуждался с Заказчиком. В ходе переговоров Заказчик согласился с тем, что есть необходимость увеличить цену контракта и произвести перерасчёт на текущий индекс пересчёта на 2 квартал 2022 года. ИП <_> было предложено письменно обосновать необходимость увеличения, после чего предполагалось подписание соглашения об изменении цены контракта и срока его исполнения.
02.06.2022 г. в адрес Заказчика письмом за исх. N 60 ИП <_> обратилась с заявлением о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению контракта, указав на необходимость увеличения цены контракта, в связи с изменением цен на строительно-монтажные работы и строительные материалы. К письму приложили документы, обосновывающие данные непредвиденные обстоятельства. На данное письмо Заказчиком не дано ответа.
20.06.2022 г. ИП <_> повторно направила заявление за исх. N 2 о пересмотре цены контракта и изменении срока исполнения, с целью получения содействия от Заказчика для последующего исполнения обязательств. Однако, Заказчик отказался оказывать содействие.
С целью исполнения обязательств по контракту ИП <_> предпринимались действия по поиску поставщиков с наименьшими ценами на материал, и сроками поставки, однако в ходе исполнения контракта в локальной смете Заказчика было обнаружено несоответствие фактических объемов работ с объемами, отраженными в смете, размещенной в составе документации.
Как усматривается из локальной сметы N 02-01, трубы бурильные из стали (позиция N5) заложены в количестве 35 м. вместо фактических необходимых 40 метров, то есть присутствует разница в 5 м. Далее по позиции N48 в смете Панели металлические сетчатые предусмотрены в количестве 146,25 м2, вместо фактически необходимых 153,75 м2. Таким образом, появилась необходимость проведения дополнительных работ и увеличение сметной стоимости работ.
Данные обстоятельства были доведены до Заказчика, в свою очередь, ИП <_> просила предпринять меры по устранению обнаруженных подрядчиком не учтенных в технической документации работ.
Кроме того, ИП <_> для выполнения работ по контракту были закуплены материалы (счет на оплату N858 от 20.05.2022).
ИП <_>, не найдя должного понимания и содействия со стороны заказчика в вопросах продления сроков контракта, устных предложений по замене строительных ресурсов на аналогичные соответствующие характеристике объекта, было принято решение о необходимости одностороннего отказа от исполнения данного контракта.
Письмом за исх. N 61 от 28.06.2022 в адрес Заказчика передано Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В свою очередь, Заказчик на указанное Решение направил 18.07.2022 г. уведомление об отмене своего Решения от 13.07.2022 г. о расторжении контракта с ИП <_>
Также в подтверждение добросовестности ИП <_> служат исполненные и находящиеся на исполнении контракты с обществом с ограниченной ответственностью "Строительная компания - Лерон", в которой <_> является директором.
Реестр, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по контракту. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе ).
Ввиду этой меры в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры публично-правовой ответственности в отношении определенного нарушителя исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов). Основанием для включения в Реестр является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Вместе с тем основанием для включения в Реестр является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем закупки и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки, в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе входит в число единых требований к участникам закупки, устанавливаемых заказчиком при осуществлении закупки.
По смыслу названных норм права включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение (расторжение государственного контракта по решению суда в связи с существенным нарушением условий контракта), влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках).
То есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном нарушении исполнителем условий договора.
Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139- О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий Реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исследовав представленные сторонами доказательства, учитывая фактические обстоятельства дела, Комиссия установила, что действия Общества были направлены на фактическое исполнение контракта.
Реализация положений статьи 104 Закона о контрактной системе, требует комплексной оценки действиям (бездействию) заказчика и его контрагента ввиду критерия добросовестного стремления того и другого к надлежащему (скорому и качественному) исполнению условий Контракта.
Комиссия приходит к выводу, что бесспорных доказательств, подтверждающих недобросовестное поведение ИП <_>. или ее злонамеренное уклонение от исполнения заключенного контракта, Заказчиком не представлено.
Учитывая, что вопросы исполнения контракта регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации, то Комиссия антимонопольного органа, в силу своей компетенции проверив действия Заказчика и Исполнителя на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - администрации Мариинско-Посадского городского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об индивидуальном предпринимателе <_>, находящемся по адресу: <_>, в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
<_>
Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.