Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отдела контроля закупок в составе:
Заместитель председателя Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в отсутствие представителей: индивидуального предпринимателя Храмова Юрия Александровича, заказчика - Администрации городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев материалы дела N 7-3/458 по обращению заказчика - Администрации городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (далее также - Администрация городского поселения "Город Советская Гавань", заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об индивидуальном предпринимателе Храмове Юрии Александровиче (ИНН 270906193023) (далее также - ИП Храмов Ю.А.) в связи с односторонним отказом от исполнения муниципального контракта от 28.02.2022 N 12 на выполнение работ по ремонту муниципального жилого помещения N 44 в доме N 20 по ул. Пионерская в г. Советская Гавань (реестровый номер 3270401759722000015), заключенного по результатам электронного аукциона N 0122300022322000012,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение заказчика - Администрации городского поселения "Город Советская Гавань" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Храмов Ю.А. (ИНН 270906193023) в связи с односторонним отказом от исполнения муниципального контракта от 28.02.2022 N 12 на выполнение работ по ремонту муниципального жилого помещения N 44 в доме N 20 по ул. Пионерская в г. Советская Гавань (реестровый номер 3270401759722000015), заключенного по результатам электронного аукциона N 0122300022322000012.
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Заказчиком - Администрацией городского поселения "Город Советская Гавань" проведен электронный аукцион на выполнение работ по ремонту муниципального жилого помещения N 44 в доме N 20 по ул. Пионерская в г. Советская Гавань.
Извещение N 0122300022322000012 о проведении аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее также - ЕИС) - 08.02.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 525 642,00 рублей.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 17.02.2022.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 01223000223220000127 от 17.02.2022 по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем аукциона признан участник закупки ИП Храмов Ю.А. (заявка N 111369836), заявка на участие в закупке которого признана соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта - 354 808,35 рублей.
28.02.2022 между заказчиком - Администрацией городского поселения "Город Советская Гавань" и ИП Храмов Ю.А. (далее также - Подрядчик) заключен контракт N 12 на выполнение работ по ремонту муниципального жилого помещения N 44 в доме N 20 по ул. Пионерская в г. Советская Гавань (реестровый номер 3270401759722000015) (далее также - контракт) с ценой контракта 354 808,35 рублей, НДС не облагается (п. 3.1 контракта).
В соответствии в п. 1.1 контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по ремонту муниципального жилого помещения N 44 в доме N 20 по ул. Пионерская в г. Советская Гавань именуемый в дальнейшем "объект" в соответствии с условиями настоящего контракта и техническим заданием (Приложение N 2), в объемах, указанных в локальном сметном расчете (Приложение N 1) являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта и в сроки, установленные настоящим Контрактом (далее - работы).
П. 3 Технического задания (Приложение N 2 к контракту) установлен Перечень и объем выполняемых работ: Полный перечень и объем выполняемых работ указан в локальном сметном расчете. Работы выполняются в соответствии с локальным сметным расчетом и техническим заданием. До начала производства работ подрядчик по согласованию с заказчиком предоставляет календарный график со сроками выполнения работ. Информация о дате и времени проведения Работ Подрядчик должен сообщать Заказчику за один день до начала выполнения Работ.
В силу п. 2.1 контракта сроки выполнения работ: 20 (двадцать) календарных дней с момента заключения контракта.
Обязанности исполнителя установлено в п. 4.4 контракта.
Согласно п.п. 4.4.1, 4.4.2 контракта Подрядчик обязан принять на себя обязательства выполнить на объекте работы в соответствии с локальным сметным расчетом и техническим заданием (Приложение N 1, N 2), в сроки, установленные п. 2.1 настоящего контракта. Обеспечить выполнение работ по контракту в соответствии с локальным сметным расчетом и Техническим заданием.
В соответствии с п. 8 Технического задания (Приложение N 2 к контракту) при выполнении работ Подрядчик обязан соблюдать следующие условия:
- на объекте обязан постоянно присутствовать производитель работ, назначенный приказом руководителя подрядчика и обладающий необходимыми допусками к проведению всех видов выполняемых работ;
- подрядчик обязан проводить работы, не нарушая основные и несущие конструкции здания;
- подрядчик выполняет работы, самостоятельно обеспечивая их необходимыми строительными материалами, изделиями, конструкциями, при этом на все поставляемые для работ материалы должны иметься соответствующие сертификаты соответствия, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество;
- подрядчик несет ответственность за соответствие используемых материалов государственным стандартам и строительным нормам.
Согласно п. 1.2 контракта Подрядчик изучил содержание настоящего контракта, локальный сметный расчет, а также получил полную информацию по всем вопросам, которые могли бы повлиять на сроки, стоимость и качество Работ, в полном объеме. Подрядчик признает правильность и достаточность цены контракта для покрытия всех расходов, обязательств и ответственности в рамках настоящего контракта, а также в отношении всех прочих вопросов, необходимых для надлежащего производства Работ.
В соответствии с п. 4.4.10 контракта Подрядчик обязан письменно в трехдневный срок уведомлять Заказчика об обстоятельствах, замедляющих ход работ, либо делающих их выполнение невозможным, о неблагоприятных для Заказчика последствиях выполнения его указаний, о способе исполнения работ или иных не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут ухудшить результат выполняемой работы.
Порядок приемки работ установлен в разделе 5 контракта.
Датой окончания работ в силу п. 2.2 контракта считается дата подписания акта приемки выполненных работ в полном объеме по настоящему контракту.
В соответствии с п. 11.1 контракта, настоящий контракт может быть расторгнут: по соглашению сторон; в судебном порядке; в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством и ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
В силу п.п. 11.2.1, 11.2.1.2 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта при существенном нарушении условий контракта Подрядчиком, а именно: Подрядчик не приступает к исполнению работ по Контракту в течение 5 календарных дней со дня указанного в п. 2.1 Контракта в части начала выполнения работ, или выполняет работу так, что окончание ее к сроку, предусмотренному Контрактом, становится явно невозможно, либо в ходе выполнения работы стало очевидно, что она не будет выполнена надлежащим образом в установленный Контрактом срок; при срыве Подрядчиком срока исполнения контракта более чем на 10 (десять) календарных дней по независящим от Заказчика причинам.
Материалами дела установлено следующее.
По истечении срока выполнения работ, установленного контрактом, заказчиком в адрес Поставщика направлено письмо исх. от 29.03.2022 N 1-16-1081 с требованием в кратчайшие сроки завершить работы на объекте. Однако ответ на письмо в адрес заказчика не поступал.
11.04.2022 заказчиком повторно в адрес Поставщика направлено письмо исх. N 1-16-1274 с требованием о завершении работ.
Подрядчик в устной форме пообещал заказчику приступить к ремонту муниципального жилого помещения, однако на протяжении трех месяцев так и не приступил к работам на объекте, на звонки не отвечал, что явилось основанием для принятия заказчиком 15.06.2022 решения о расторжении контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 год N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с пп. "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с пп. "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с пп. "б" настоящего пункта.
На основании ч. 12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных ст. 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 настоящего Федерального закона), ст. 111 (в случае определения в соответствии с ч. 1 ст. 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и ст. 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Исходя из ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 15.06.2022 размещено заказчиком в ЕИС 15.06.2022 и направлено заказным письмом с уведомлением в адрес Поставщика Почтой России (РПО 80080873570295).
Контракт расторгнут с 29.07.2022.
В результате изучения материалов дела 7-3/458, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Правил, утвержденных Постановлением N1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
В ходе рассмотрения обращения заказчика пояснения с обоснованием причин одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта от 28.02.2022 N 12 на выполнение работ по ремонту муниципального жилого помещения N 44 в доме N 20 по ул. Пионерская в г. Советская Гавань (реестровый номер 3270401759722000015), заключенного по результатам электронного аукциона N 0122300022322000012, от ИП Храмов Ю.А. в адрес Хабаровского УФАС России не поступали.
На дату рассмотрения дела контракт ИП Храмов Ю.А. не исполнен, к работам с начала действия контракта ИП Храмов Ю.А. не приступал.
При определении даты расторжения контракта заказчик исходил из даты возвращения уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта в адрес отправителя по иным обстоятельствам - 18.07.2022. Контракт расторгнут с 29.07.2022.
П. 15 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, в том числе подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
В соответствии с пп. "б" п. 15 Правил, утвержденных Постановлением N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Оценив указанные обстоятельства, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, указанных в п. 15 Правил.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о включении сведений, представленных заказчиком - Администрацией городского поселения "Город Советская Гавань" об ИП Храмов Ю.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные Администрации городского поселения "Город Советская Гавань" об ИП Храмов Ю.А. в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Заместитель председателя Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 8 августа 2022 г. N РНП-348
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2022