Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Руководитель Инспекции:
Члены Инспекции:
(далее - Инспекция),
в отсутствие представителей: заявителя - РОО "Общественный контроль", заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Перинатальный центр" имени профессора Г.С. Постола министерства здравоохранения Хабаровского края (о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом),
на основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) проведена проверка действий заказчика - краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Перинатальный центр" имени профессора Г.С. Постола министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - КГБУЗ "Перинатальный центр" имени профессора Г.С. Постола, заказчик) на предмет соблюдения требований Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по изготовлению печатной продукции (бланков) (Извещение от 20.12.2021 N 0322200006321000312).
В ходе проведения проверки Инспекцией,
УСТАНОВЛЕНО:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - Хабаровское УФАС России) поступило обращение РОО "Общественный контроль" (далее также - заявитель) (исх. от 11.07.2022 N 074411, вх. от 27.07.2022 N 7/18058), указывающее на признаки нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по изготовлению печатной продукции (бланков) (Извещение от 20.12.2021 N 0322200006321000312).
По мнению заявителя, заказчиком в отношении объекта закупки неправомерно не установлены (отсутствуют) сведения о конкретных параметрах поставляемых товаров, используемых для оказания услуг.
В ходе проведения внеплановой проверки заказчиком представлен мотивированный отзыв с приложением заявок всех участников спорной закупки, в соответствии с которым считает доводы обращения необоснованными в полном объеме.
По результатам рассмотрения документов и сведений, представленных заказчиком, установлено следующее.
Извещение N 0322200006321000312 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по изготовлению печатной продукции (бланков) размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) - 20.12.2021.
Начальная (максимальная) цена контракта: 55 630,30 рублей.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 30.12.2021.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ, в редакции, действовавшей на дату проведения спорной закупки, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
П. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла ч.ч. 1 и 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При осуществлении закупки заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям заказчика. Закон N 44-ФЗ не содержит норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Вместе с тем, Законом N 44-ФЗ не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Более того, указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о закупках. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 1 ст. 12 Закона N 44-ФЗ).
Объектом спорной закупки является оказание услуг по изготовлению печатной продукции (бланков) (код позиции ОКПД2 18.12.19.190 - Услуги печатные прочие, не включенные в другие группировки).
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, раздел III "Техническая часть" аукционной документации содержит описание объекта закупки.
Заказчик, формируя требования к характеристикам объекта закупки, исходил из специфики своей деятельности и потребности.
Согласно пп. 2 п. 4.2.4 "Инструкции участникам аукциона в электронной форме" (далее - Инструкция) первая часть заявки должна содержать в том числе конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Вместе с тем, заказчиком в Инструкции содержится ссылка, согласно которой исчерпывающий перечень показателей, в отношении которых требуется указание их конкретных значений, указан в разделе IV "Предложение участникам закупки", при этом в соответствии с разделом IV "Предложение участникам закупки" участникам спорной закупки требуется представить только согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, которое дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N от 28.12.2021 на участие в закупке подано шесть заявок. Все заявки допущены к участию в электронной процедуре. Все участники торгов выразили свое согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.
Таким образом, Инспекция приходит к выводу о необоснованности доводов обращения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99 Закона N 44-ФЗ, Инспекция
РЕШИЛА:
Признать доводы, изложенные в обращении РОО "Общественный контроль" о нарушении заказчиком - КГБУЗ "Перинатальный центр" имени профессора Г.С. Постола законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по изготовлению печатной продукции (бланков) (Извещение от 20.12.2021 N 0322200006321000312) - необоснованными.
Руководитель Инспекции: |
|
|
Члены Инспекции: |
|
|
Настоящий акт может быть обжалован в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.