Резолютивная часть объявлена: 03.08.2022 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме: 08.08.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель комиссии:
- Р.Р. Валиуллин - Врио заместителя руководителя Управления;
Члены комиссии:
- С.М. Молостов- Старший специалист 1 разряда отдела Управления;
- Ю.А. Петухова - Эксперт отдела Управления,
От Поставщика - не явились, извещены надлежащим образом;
От Заказчика - посредством видеоконференц-связи Юдина Лариса Витальевна по доверенности 3б/н от 22.12.2021,
рассмотрев информацию и документы, поступившие от Муниципального казенного учреждения "Служба муниципального заказав жилищно-коммунальном хозяйстве" (вх. N7831/22 от 27.07.2022) в отношении ИП Полежаева Татьяна Анатольевна (617472, г. Кунгур, ул. Деповская, 12, ИНН 590404624580, ОГРНИП: 321595800024720) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),
установила:
В Управление 27.07.2022 поступило обращение от Муниципального казенного учреждения "Служба муниципального заказав жилищно-коммунальном хозяйстве" (вх. N7831/22 от 27.07.2022) в отношении ИП Полежаева Татьяна Анатольевна (617472, г. Кунгур, ул. Деповская, 12, ИНН 590404624580, ОГРНИП: 321595800024720) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Предоставленная информация соответствует требованиям, установленным в Порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078) (далее - Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков) и статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Номер извещения: 0387300000122000004 ;
Номер реестровой записи контракта: 03873000001220000040001, номер контракта - 14/ЗК;
Предмет контракта: выполнение работ по борьбе с борщевиком Сосновского на территории города Ханты-Мансийска;
Контракт заключен: 21.03.2022;
Цена контракта: 468 360,00 руб.;
Срок действия контракта: Контракт вступает в силу со дня подписания его Сторонами и действует по 30.09.2022 г., за исключением гарантийных обязательств, обязательств по возмещению убытков и выплате неустойки.
В ходе проведения внеплановой камеральной проверки Комиссией Управления установлено следующее.
21.03.2022 между Муниципальным казенным учреждением "Служба муниципального заказав жилищно-коммунальном хозяйстве" (далее - Заказчик) и ИП Полежаева Татьяна Анатольевна (далее - Подрядчик, Исполнитель, Общестро) был заключен контракт N 14/ЗК предметом которого является выполнение работ по борьбе с борщевиком Сосновского на территории города Ханты-Мансийска (далее - Договор /Контракт).
Разделом 1 Контракта установлено следующее:
1.1. Подрядчик обязуется своевременно выполнить на условиях Контракта работы по борьбе с борщевиком Сосновского на территории города Ханты-Мансийска (далее - работы) и сдать результат работ Заказчику, в соответствии с требованиями технического задания (Приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
1.2. Состав и объем работ определяется приложением N1 к настоящему Контракту.
1.3. Место выполнения работ, место приема-передачи: территория г. Ханты-Мансийска, согласно Технического задания (Приложение N 1 к Контракту).
Разделом 3 Контракта установлено следующее:4.1. Работа, предусмотренная Контрактом, выполняется в следующие сроки:
Скашивание борщевика: 1 этап: начало: с 13.05.2022 года; окончание: по 03.06.2022 года.
2 этап: начало: с 11.07.2022 года; окончание: по 19.08.2022 года.
Химическая обработка: 1 этап: начало: с 13.05.2022 года; окончание: по 03.06.2022 года.
2 этап: начало: с 11.07.2022 года; окончание: по 19.08.2022 года.
Разделом 3 Контракта установлены права и обязанности сторон.
11.1. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе (далее - Решение) - 01.07.2022 года.
Из обоснования решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта следует (выдержка из текста):
"В рамках Муниципального контракта N 14/ЗК от 21.03.2022 г. на "Выполнение работ по борьбе с борщевиком Сосновского на территории города Ханты-Мансийска" заключенного между МКУ "Служба муниципального заказа в ЖКХ" и ПП Полежаева Татьяна Анатольевна на сумму 468 360,00 рублей (далее - Контракт), сообщаю следующее:
Согласно п. 1.1. Контракта, Подрядчик обязуется своевременно выполнить на условиях Контракта работы по борьбе с борщевиком Сосновского на территории города Ханты-Мансийска (далее - Работы) и сдать результат работ Заказчику, в соответствии с требованиями Технического задания (Приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
Пунктом 4.1. Контракта предусматривается, что работа, предусмотренная Контрактом, выполняется в следующие сроки:
Скашивание борщевика: 1 этап: начало: с 13.05.2022 года;
окончание: по 03.06.2022 года. 2 этап: начало: с 11.07.2022 года;
окончание: по 19.08.2022 года. Химическая обработка: 1 этап: начало: с 13.05.2022 года;
окончание: по 03.06.2022 года.
2 этап: начало: с 11.07.2022 года;
окончание: по 19.08.2022 года.
По состоянию на 27.06.2022 г. работы по 1 этапу скашивания и химической обработке не закончены, исполнительная документация по приемки 1 этапа работ не предоставлены через систему ЕИС.
В соответствии с п. 3.1.6. Контракта, в случае, если Поставщик не приступает в течение 5 (пяти) рабочих дней к исполнению по Контракту или выполняет ее медленно (настолько, что окончание работ к сроку становится явно невозможным) и некачественно, либо в одностороннем порядке прекращает исполнение условий Контракта без уважительных причин и предупреждения, Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта и потребовать возмещения убытков в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
В силу п. 3 ст. 723 Гражданского кодекса РФ, если отступления в работе от условий договора подряда являются существенными, Заказчик вправе отказаться от исполнения договора.
В связи с нарушением ИП Полежаева Т.А. существенных условий Контракта, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не приметается в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.".
Также к материалам дела приобщено обращение Ханты-Мансийской межрайонной прокуратуры, с обращением ИП Полежаевой Т.А., указывающее на неправомерное решение Заказчика об одностороннем отказе исполнения контракта (вх. N7825/22 от 27.07.2022).
Материалы дела содержат акт комиссионного обследования Nб/н от 15 июня 2022 с информацией о том, что на схемах 1,3,4,5,6,9,10,11,16,17,26,30 борщевик не скошен, так же на схемах N 1,4,5,6,9,11 химическая обработка не проведена.
Комиссия Управления установила, что Заказчик не предоставил подтверждение извещения Подрядчика о предстоявшем обследовании 15.06.2022.
Кроме того, на заседании комиссии Управления представитель Заказчика также сообщил, что ИП Полежаева Т.А. на обследование не приглашалась.
Таким образом, Комиссия Управления не может считать надлежащим доказательством невыполнения работ акт обследования от 15.06.2022.
Кроме того, ИП Полежаева сообщила о выполнение 1 этапа работ 03.06.2022. Выезд для проверки работ состоялся лишь спустя 12 дней, что с учетом специфики предмета контракта не может являться разумным поведением Заказчика.
Отдельно Комиссия Управления отмечает, что со стороны ИП Полежаевой Т.А. не предоставлены в материалы дела документов, доказывающих предварительного извещения Заказчика о выполняемых работах, и, в том числе, не представлено доказательств выполнения пунктов 3, 4, 5 Технического задания (Приложение N1 к Контракту). Следовательно, поведение ИП Полежаевой Т.А., также, не свидетельствует о добросовестном исполнении контракта.
На основании вышеизложенного, однозначных доказательств невыполнения работ Заказчиком не предоставлены, акт комиссии обследования от 15.06.2022 составлен в отсутствие Подрядчика, срок между данным актом и фактическим исполнением работ не позволяет Комиссии Управления достоверно заключить вывод о необходимости включения сведений о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Следовательно, указанные нарушения исполнения контракта не влекут за собой включения сведений ИП Полежаева Т.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика было опубликовано в личном кабинете единой информационной системе (далее - ЕИС) 01.07.2022 г.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно информации, размещенной в Единой информационной системе Решение 01.07.2022 доставлено в личный кабинет Исполнителя.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается 01.07.2022 года.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой вступления в силу решения признается - 12.07.2022 года.
Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно журналу событий, Комиссия Управления установила, что Заказчиком переведена на статус "Исполнение прекращено" реестровая запись N 14/ЗК - 18.07.2022 08:41 (МСК).
С учетом изложенного, контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что, исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений, фактов и доказательств, основания для включения сведений об ИП Полежаева Татьяна Анатольевна в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, приведенной им в постановлении от 24.06.2009 N11-П, в силу ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила её дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленное не установлено непосредственно самим законодателем.
Приведенные правовые позиции, исходя из публично-правового характера правоотношений между контролирующими государственными органами и субъектами предпринимательской деятельности, в полной мере применимы и к механизму привлечения к юридической ответственности в виде включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков.
Следовательно, антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о применении к субъекту меры публично - правовой ответственности, не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она ни проявлялась.
Вывод Комиссии:
Проанализировав представленные материалы, Комиссия Управления пришла к выводу, что факт недобросовестного поведения ИП Полежаева Татьяна Анатольевна не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь пунктом 13 Порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков, частями 2 и 7 статьи 104 Закона о контрактной системе,
решила:
1. Сведения, направленные от Муниципального казенного учреждения "Служба муниципального заказав жилищно-коммунальном хозяйстве" (вх. N7831/22 от 27.07.2022) в отношении ИП Полежаева Татьяна Анатольевна (617472, г. Кунгур, ул. Деповская, 12, ИНН 590404624580, ОГРНИП: 321595800024720) не включать в реестр недобросовестных поставщиков .
Председатель Комиссии Р.Р. Валиуллин
Члены Комиссии: С.М. Молостов
Ю.А. Петухова
Примечание: Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.