Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступило обращение Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края о включении сведений о ООО "ДСК" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с тем, что Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на ремонт на участках км 3+000 - км 6+000, км 6+000 - км 8+000, км 10+000 - км 11+000, км 12+000 - км 16+755, км 209+090 - км 214+090 автомобильной дороги регионального значения Раздольное - Хасан в Надеждинском и Хасанском муниципальных районах на территории Приморского края (извещение N0820500000822001736).
В назначенное время на заседании Комиссии Приморского УФАС России были рассмотрены документы, представленные Заказчиком и ООО "ДСК".
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Заказчиком на официальном сайте в информационно - коммуникационной сети "Интернет" размещено извещение N0820500000822001736 о проведении электронного аукциона на ремонт на участках км 3+000 - км 6+000, км 6+000 - км 8+000, км 10+000 - км 11+000, км 12+000 - км 16+755, км 209+090 - км 214+090 автомобильной дороги регионального значения Раздольное - Хасан в Надеждинском и Хасанском муниципальных районах на территории Приморского края.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.04.2022 NИЭА1 победителем было признано ООО "ДСК".
Между министерством транспорта и дорожного хозяйства Приморского края (далее - Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью "ДСК" (далее - Подрядчик, ООО "ДСК") заключен государственный контракт N 166/22 от 04.05.2022 на ремонт на участках км 3+000 - км 6+000, км 6+000 - км 8+000, км 10+000 - км 11+000, км 12+000 - км 16+755, км 209+090 - км 214+090 автомобильной дороги регионального значения Раздольное - Хасан в Надеждинском и Хасанском муниципальных районах на территории Приморского края (далее - контракт).
Согласно п. 1.1 Контракта, Подрядчик принял на себя обязательства выполнить работы по ремонту на участках км 3+000 - км 6+000, км 6+000 - км 8+000, км 10+000 - км 11+000, км 12+000 - км 16+755, км 209+090 - км 214+090 автомобильной дороги регионального значения Раздольное - Хасан в Надеждинском и Хасанском муниципальных районах на территории Приморского края (далее по тексту - объект).
Пунктом 1.2 Контракта определено, что сроки выполнения работ, указанных в пункте 1.1. Контракта: с момента заключения контракта по 31 октября 2022 года (включительно) в соответствии с Графиком выполнения строительно - монтажных работ (Приложение N 4 к Контракту). Сроки исполнения отдельных этапов исполнения контракта определены в Графике выполнения строительно - монтажных работ.
В соответствии с п. 4.9. Контракта, Подрядчик обязан обеспечить в ходе производства работ выполнение на месте производства работ (полосе отвода и придорожной полосе) мероприятий по технике безопасности, безопасности дорожного движения, санитарной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, рациональному использованию территории, охране окружающей среды, в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, а также соблюдение особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства, трубопроводных систем, биологической опасности, а также согласно п. 4.17 Контракта, Подрядчик обязан до начала выполнения работ выполнить обустройство мест производства работ в соответствии со схемами организации движения и ограждения мест производства работ в соответствии с ОДМ 218.6.019-2016 "Рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ", соблюдать требования ОДМ 218.6.019-2016 и нести ответственность за безопасность движения автотранспорта в зоне производства работ, требования биологической безопасности, в нарушение данных пунктов Контракта, Подрядчиком допущено производство работ без применения средств индивидуальной защиты (спецодежда, спец обувь), допущено отсутствие утвержденного в установленном порядке, проекта производства работ на объекте, допущена установка дорожных знаков для организации дорожного движения и ограждение места производства работ не соответствующие утвержденной схеме, не организовано регулирование движения встречных потоков регулировщиком или светофором, ремонт земляного полотна производился большой захваткой (1000-м), в результате чего имеется большой перепад между двумя полосами движения, местами наблюдаются заторы автотранспорта (машины вынуждены перемещаться по не разработанной полосе и обочине в два ряда), а по разработанной стороне участками отсутствует возможность проехать легковому транспорту из-за неровности ремонтируемого участка (Акт осмотра от 29.06.2022, акт осмотра от 06.06.2022).
Согласно п. 6 Технического задания (Приложение N1 к контракту от 04.05.2022 г. N 166/22) Подрядчик принимает на себя следующие обязательства и несёт ответственность за:
- содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений на них (если элемент конструкции или сооружения входит в состав строительно-монтажных работ), на период производства работ, до момента утверждения акта приёмочной комиссии или подписания акта приёма передачи на содержание эксплуатирующей организацией;
- проведение комплекса мероприятий по поддержанию участка производства работ в транспортно-эксплуатационном состоянии, допустимом по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
В нарушение данного пункта, подрядчиком не принимаются должные меры по содержанию ремонтируемых участков автомобильной дороги, несмотря на выданные предписания от 07.06.2022 N 31 и от 29.06.2022 N 01-Р-Х, ремонтируемый участок находится в крайне неудовлетворительном состоянии, поступают многочисленные жалобы от граждан, автоперевозчиков, требования Прокуратуры.
Актом от 15.07.2022 установлено не устранение ранее выявленных нарушений, в том числе:
- Предписания от 07.06.2022 N 31 и от 29.06.2022 N 01-Р-Х не исполнены.
- При производстве работ на объекте отсутствует ответственное лицо - уполномоченный представитель Подрядчика.
- На разработанных участках ремонта допущено замачивание земляного полотна.
- Не обеспечен водоотвод с поверхности ремонтируемых участков.
- Дренажные прорези земляного полотна не ограждены.
- Не соблюдены поперечные уклоны земляного полотна и основания дорожной одежды.
- Не обеспечена безопасность движения автотранспорта на участке ремонта.
- Наличие ям и выбоин на ремонтируемом участке глубиной более 20 см.
- Не организован встречный разъезд транспортных средств при сужении проезжей части.
Соответственно, меры по обеспечению сохранности автомобильной дороги на период производства работ не выполнены, комплекс мероприятий по поддержанию участка производства работ в транспортно-эксплуатационном состоянии, допустимом по условиям обеспечения безопасности дорожного движения не проведен, безопасность дорожного движения не обеспечена, проезд автомобильного транспорта значительно затруднен.
В связи с вышеуказанными нарушениями Заказчик на основании пунктов 11.1, 11.2 Контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона N44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Кроме того, в соответствии с частью 14 вышеуказанной статьи, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
18.01.2022 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также сформировано в Единой информационной системе.
ООО "ДСК" в установленный срок не устранило нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Согласно пояснениям Подрядчика основания для расторжения государственного контракта, и, соответственно, основания для включения ООО "ДСК" в РНП не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с указанным контрактом Подрядчик должен был произвести строительные работы и сдать результат выполненных работ в срок до 31.10.2022 г.
Во исполнение обязанности подрядчика ООО "ДСК" направило в адрес представителя заказчика письмо от 03.06.2022 г. (вх N 2984) о согласовании проекта производства работ.
Письмом от 16.06.2022 г. (вх. N 16-11923/8) Подрядчик просил заказчика согласовать детализированный график производства работ.
Между тем, Комиссией Приморского УФАС России отмечено, что в соответствии с контрактом начало выполнения работ - с даты заключения контракта, а именно 04.05.2022 года, в свою очередь вышеуказанное письмо направлено по истечению месяца с даты начала работ определенной контрактом.
Кроме того, график выполнения работ (по месяцам и видам работ) был размещен Заказчиком как на этапе публикации извещения о проведении закупочной процедуры, так и при подписании контракта.
Согласно пояснениям Подрядчика, актом от 06.06.2022 г. заказчиком были выявлены нарушения. Заказчиком было выдано предписание с указанием срока устранения и возможности применения ответственности в виде штрафа за неисполнение. Зависящие от подрядчика нарушения были своевременно устранены. Штрафные санкции не применялись. Актом осмотра от 29.06.2022 г. не было зафиксировано никаких ранее выявленных актом от 06.06.2022 г. нарушений, кроме отсутствия на объекте утвержденного проекта производства работ и общего журнала работ, которые находились на согласовании у заказчика.
Указанное, как полагает ООО "ДСК", свидетельствует о своевременном устранении подрядчиком нарушений, указанных в акте от 06.06.2022 г., которые подрядчик объективно мог устранить.
Далее, актом от 29.06.2022 г. выявлены новые нарушения. Заказчиком было выдано предписание с указанием срока устранения и возможности применения ответственности в виде штрафа. Согласно пояснениям Общества, зависящие от подрядчика нарушения были своевременно устранены. Штрафные санкции не применялись.
В свою очередь согласно пояснениям Заказчика доводы Подрядчика об отсутствии в акте осмотра участков автомобильной дороги от 18.07.2022 нарушений, указанных в актах осмотра от 06.06.2022, 29.06.2022, что свидетельствует о выполнении замечаний и нарушений, перечисленных в данных актах, являются недостоверными, поскольку в п. 1 акта осмотра от 18.07.2022 указано, что предписания от 07.06.2022 N 31 и от 29.06.2022 N 1-Р-Х не исполнены.
Указанные предписания выдавались Подрядчику на основании актов осмотра от 06.06.2022 и 29.06.2022 соответственно. Вместе с тем, в ходе осмотра участка автомобильной дороги 18.07.2022 выявлен застой воды в кюветах (п. 2 акта от 18.07.2022), что указывает на неустранение нарушений, указанных в п. 4 акта осмотра от 06.06.2022. Пунктами 3, 4 акта от 18.07.2022 зафиксирован застой воды на поверхности и замачивание земляного полотна после прохождения осадков, что указывает на неустранение нарушений, указанных в пунктах 3, 4 акта осмотра от 06.06.2022, то есть причины, способствующие допущению указанных нарушений, Подрядчиком устранены не были.
Не выданное Подрядчику предписание об устранении нарушений, выявленных в ходе осмотра участка автомобильной дороги 18.07.2022, не может служить основанием для неустранения, указанных в акте нарушений, так как данные нарушения были выявлены ранее, предписания выдавались, однако Подрядчиком нарушения устранены не были.
Согласно пояснениям ООО "ДСК" выявленные актом от 18.07.2022 г. нарушения фиксируют отсутствие на объекте проекта производства работ и общего журнала работ (которые находились на согласовании у заказчика), а также фиксируют наличие последствий многочисленных осадков, которые повлияли на производство работ, на замачивание дорожного полотна, на застой воды в кюветах.
При этом, письмом от 10.06.2022 г. (вх. N 16-11596/8) ООО "ДСК" в порядке п. 4.21 государственного контракта довело до сведения заказчика, что естественное основание не пригодно для дальнейшего устройства на нем рабочего слоя из-за переувлажнения по причине наличия чернозема. Одновременно, ООО "ДСК" просило провести совместное обследование и отбор проб для лабораторных испытаний грунта и принятия дальнейшего решения.
Из пояснений Общества следует, что указанное письмо оставлено Заказчиком без ответа.
Между тем, необходимо отметить, что в соответствии с п. 5.12. Технического задания Подрядчик в течение 10 дней с момента заключения контракта разрабатывает и согласовывает у Заказчика проект производства работ (далее - ППР) на выполнение отдельных видов работ и в целом на весь комплекс работ. Без согласованного Заказчиком проекта производства работ приступать к выполнению работ запрещается.
В нарушение данного пункта Технического задания Подрядчиком первый проект ППР направлен Заказчику 03.06.2022 то есть с просрочкой в 20 дней.
Отсутствие согласованного Заказчиком ППР на объекте было зафиксировано Актами от 06.06.2022, 29.06.2022, в связи с чем Подрядчик, в соответствии с п. 5.12 Технического задания, не должен был приступать к выполнению работ, а начатые работы приостановить до устранения выявленных нарушений.
Представленные письмами 03.06.2022 (вх. N 2984) от 16.06.2022 (вх. N 16-11923/8), от 05.07.2022 (вх. N 16-13483/8) и от 15.07.2022 (вх. N 16-14388/8) проекты ППР были рассмотрены КГКУ "Примуправтодор" (далее - Техзаказчик) в разумные сроки и по причине несоответствия требованиям Техничного задания направлены Подрядчику на доработку -
10.06.2022 в рабочем порядке, что подтверждается распиской в получении представителем ООО "ДСК", а также сопроводительными письмами от
17.06.2022 (исх. N 06-07/1668), от 20.07.2022 (исх.N 06-07/2024).
Необходимо отметить, что предметом контракта является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования, разработка и предоставление Подрядчику проектно-сметной документации в полном объеме не является обязательным требованием действующего законодательства, для заключения контракта и производства работ достаточно разработать сметную документацию. Разработанная сметная документация является приложением N 2 к государственному контракту и размещена в открытом доступе в единой информационной системе в сфере закупок при подготовке документации и заключении контракта.
ППР не является проектной документацией, в соответствии с главой 6 СП 48.13330.2019, относится к организационно-технической документации, разрабатывается лицом, осуществляющим строительство (Подрядчиком) и утверждается руководителем и ответственным специалистом по организации строительства данной организации (Подрядчиком). В свою очередь выполнение работ Подрядчиком в отсутствии ППР, согласованного Заказчиком, это является прямым нарушением п. 5.12 Технического задания.
В части переувлажнения почвы отмечено следующее.
Совместный выезд представителей Техзаказчика и Подрядчика состоялся 14.06.2022 (в течении 2 рабочих дней с момента получения обращения), отобрана проба грунта, о чем составлен акт от 14.06.2022. Подрядчиком проба грунта направлена в лабораторию только 16.06.2022, что подтверждается выкопировкой листа журнала отдела технического контроля качества строительных материалов. С 22.06.2022 по 29.06.2022 лабораторией проведены испытания грунта и выдано заключение - грунт - суглинок, легкий песчанистый, тякучепластичный. Фактическая влажность 27%, что больше оптимальной влажности. Высокая степень переувлажнения К=1,42. Наличие чернозема лабораторными испытаниями не подтверждено. Учитывая, что актом осмотра от 06.06.2022 зафиксированы застой воды на разработанном участке, отсутствие отвода воды от дороги, застой воды в кювете, а также отсутствие проведения, Подрядчиком мер по отводу воды, переувлажнение грунта естественного основания возникло по вине Подрядчика.
Комиссией Приморского УФАС России было установлено, что информация об объеме выполнения работ, сроках их выполнения, требования к выполнению работ, требования к качественным характеристикам выполнения работ, требования к безопасности выполняемых работ, а также иную информацию, необходимую для исполнения обязательств по контракту.
Необходимо отметить, что аукционная документация с описанием объемов, характером и сроков работ была опубликована на официальном сайте Единой информационной системы заблаговременно и у участников была возможность ознакомиться со всеми условиями и оценить возможность исполнения своими силами контракт в срок в полном объеме.
Принимая решение об участии в конкурентных процедурах для заключения контракта, индивидуальный предприниматель несет повышенную ответственность за свои действия, а также должно действовать с особой разумностью и осмотрительностью с момента подачи заявки до завершения своих обязательств по контракту.
При этом недобросовестность юридического лица определяется не его виной, как субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Таким образом, ООО "ДСК" не была проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при заключении контракта и его исполнении.
Рассматриваемые правоотношения носят публичный характер, а потому Подрядчик, принимая решение о заключении государственного контракта, несет повышенную ответственность за свои действия, а также должен действовать с особой разумностью и осмотрительностью с момента заключения контракта до завершения своих обязательств по контракту.
В поведении участника закупки наличествуют признаки недобросовестности, так как ООО "ДСК" не предпринял действий для надлежащего исполнения контракта в установленные сроки.
Согласно части 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Руководствуясь статьей 104 Закона N 44-ФЗ и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
28.07.2022 |
01.08. |
01.08. |
0 |
01.08. |
08.08. |
05.08. |
0 |
10.08. |
10.08. |
0 |
0 |
Включить сведения об ОБЩЕСТВЕ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ДСК" (ИНН: 2543003576; ОГРН: 1122543004100; адрес: ул. Пшеницына, д.113, г. Владивосток, п. Трудовое, Приморский край, 690910, генеральный директор/учредитель: Мушарапов Рустам Анвэрович, ИНН: 253914089822) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года с момента размещения сведений об ООО "ДСК" в реестре недобросовестных поставщиков на официальном сайте в информационно - коммуникационной сети "Интернет", в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на ремонт на участках км 3+000 - км 6+000, км 6+000 - км 8+000, км 10+000 - км 11+000, км 12+000 - км 16+755, км 209+090 - км 214+090 автомобильной дороги регионального значения Раздольное - Хасан в Надеждинском и Хасанском муниципальных районах на территории Приморского края (извещение N 0820500000822001736).
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.