Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<___..>
<___..>
<___..>
рассмотрев направленное Заказчиком - Департамент транспорта, связи и систем жизнеобеспечения Администрации Пуровского района (ИНН: 8911018720) обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на "Выполнение работ по благоустройству придомовых территорий (устройство деревянных ограждений) в с.Толька, Пуровского района", цена контракта 470 577 рублей 60 копеек, (извещение N 0190300001322000047), с ООО "АИС" (ИНН: 8911031921) (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и объяснения, в результате проверки содержащихся в указанных документах и информации фактах одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия считает, что сведения о Подрядчике не подлежат включению в реестр, исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу пункта 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
11.03.2022 между Заказчиком и Подрядчиком заключен Муниципальный контракт N 0190300001322000047 на "Выполнение работ по благоустройству придомовых территорий (устройство деревянных ограждений) в с.Толька, Пуровского района" (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1 Контракта стороны заключили настоящий Контракт, согласно которому Подрядчик принимает на себя обязательства в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и иными условиями настоящего Контракта "Выполнение работ по благоустройству придомовых территорий (устройство деревянных ограждений) в с.Толька, Пуровского района" (далее - Объект), и сдать результат работ Заказчику. Заказчик берёт на себя обязательства принять работы и оплатить их Подрядчику в соответствии с условиями настоящего Контракт (ОКПД 2 - 43.29.12.110, ОКВЭД 2 - 43.29).
Согласно п. 1.3 Контракта место выполнения работ: ЯНАО, Пуровский район, с. Толька.
Согласно п. 1.4 Контракта обязанности Подрядчика:
4.1.1. Выполнить работы из своих материалов, собственными и (или) привлеченными силами и средствами, в полном соответствии с техническим заданием (Приложение N 1), действующими строительными нормами и правилами, ГОСТ, и другими нормативными документами. Выполнить все работы в сроки, установленные настоящим контрактом и в объеме, определенном техническим заданием (Приложение N 1), после выполнения сдать результат работы Заказчику.
4.1.2. Использовать необходимые материалы, оборудование, механизмы, спецтехнику, инструменты и иное для выполнения работ, имеющие соответствующие сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие их качество.
4.1.9. Нести ответственность перед Заказчиком и третьими лицами за причиненный материальный ущерб при выполнении работ
Согласно п 10 Контракта порядок изменения и расторжения контракта:
10.2. Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
10.3. Заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Подрядчиком своих обязательств по настоящему контракту в соответствии с гражданским законодательством, в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров работ услуг для государственных и муниципальных нужд".
10.4. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что Подрядчик не соответствует установленным аукционной документацией требованиям к участникам размещения заказа путем проведения торгов или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии указанным требованиям, что позволило ему стать участником аукциона. Сведения о Подрядчике, с которым контракт расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, включаются в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно п 11 Контракта Дополнительные условия:
11.2. Стороны установили, что все споры и разногласия, возникшие в ходе исполнения настоящего контракта, будут разрешаться путем переговоров, при этом каждая из сторон примет все меры, направленные на урегулирование спорных отношений. При не достижении соглашения сторон спор передается на рассмотрение Арбитражного суда ЯНАО в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.
11.3. Все приложения к контракту являются его неотъемлемой частью.
Приложение N 1 - техническое задание.
Приложение N2 - Локальная смета
Из Решения заказчика от 07.07.2022 г. об одностороннем расторжении государственного контракта N 0190300001322000047 от 11.03.2022 года. (далее - Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта) следует, что между Департаментом транспорта, связи и систем жизнеобеспечения Администрации Пуровского района (далее - Департамент) и ООО "Активинвестрой" (далее - Подрядчик) был заключен государственный контракт N 0190300001322000047 (далее - Контракт). Срок выполнения работ с момента заключения по 30.06.2022.
После заключения Контракта Заказчиком неоднократно направлялись обращения (телефонные, письменные) о начале производства работ (письмо от 24.03.2022 N 8-160/2901-08/811, от 07.04.2022 N 89-160/2901-08/977, от 11.04.2022 N 89-160/2901-08/1021, от 19.04.2022 N 89-160/2901-08/1087, от 26.04.2022 N 89-160/2901-08/1149, от 19.05.2022 N 89-160/2901-08/1307, от 17.06.2022 N 89-160/2901-08/1647, от 01.07.2022 N 89-160/2901-08/1813), а также письма в которых описаны риски неисполнения контракта.
04.04.2022 Подрядчиком (спустя 1 месяц после заключения Контракта) было направлено обращение о невозможности доставить материал зимней автомобильной дорогой до с.Тольки, просил рассмотреть транспортировку воздушным транспортом.
Поскольку на момент обращения Подрядчиком уже не были выполнены условия технического задания к Контракту, а именно:
- не предоставления Графика выполнения работ, который в течении 2 (двух) дней с момента заключения должен был быть утвержден;
- доказательства закупки необходимого материала и принятия Заказчиком;
- неоднократные уклонения от телефонных совещаний по факту исполнения Контракта - все это не гарантировало Заказчику добросовестное исполнение условий доставки и в целом исполнения работ на месте. Соответственно, просьба рассмотреть доставку воздушным транспортом (как не экономически выгодной) и расчет затрат, она была отклонена Заказчиком, о чем было сообщено Подрядчику.
19.05.2022 Заказчиком было предложено встретиться и обсудить все вопросы и сложности исполнения Контракта. Со стороны Подрядчика была назначена дата и место встречи (письмо 19.05.2022), но в силу не добросовестного отношения Подрядчик в назначенную дату и время не явился.
После неоднократных обращений Заказчика о начале исполнения и уведомления Заказчика о ходе работ, от Подрядчика поступали ответы о сложности исполнения в силу невозможности организовать транспортировку материалов, об удорожании материалов, в итоге под окончание срока исполнения обязательств Подрядчик запросил приостановить действие контракта, при этом отсутствовало подтверждение частичного исполнения и отсутствие правомерных доводов о необходимости такого решения.
16.06.2022 ответственным сотрудником Департамента был организован выезд в с.Толька, после которого визуального, документального подтверждения о ходе работ по Контракту установлено не было.
Анализируя ситуацию в целом, а именно взаимодействие Заказчика и Подрядчика, а также ситуацию по исполнению (полному, частичному) Контракта, Заказчику ничего не остается как оценить действия Подрядчика не добросовестными, свидетельствующие об уклонении от исполнения обязательств.
Согласно пп.10.3-10.5 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что Подрядчик не соответствует установленным аукционной документацией требованиям к участникам размещения заказа путем проведения торгов или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии указанным требованиям, что позволило ему стать участником аукциона.
До настоящего момента в Департамент не представлена информация и исполнительные документы об окончании работ по Контракту, более того Подрядчик в последнем обращении к Заказчику указал на расторжение Контракта по соглашению сторон.
Поскольку соглашение сторон Заказчик не рассматривает в виду ненадлежащего и не добросовестного подхода к принятым обязательствам, Заказчик принял решение о расторжении данного Контракта в одностороннем порядке.
На основании изложенного, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Подрядчиком своих обязательств по настоящему контракту в соответствии с гражданским законодательством, в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров работ услуг для государственных и муниципальных нужд" Заказчик принял решение расторгнуть муниципальный контракт N 0190300001322000047 от 11.03.2022 на "Выполнение работ по благоустройству придомовых территорий (устройство деревянных ограждений) в с.Толька, Пуровского района" в одностороннем порядке 18.07.2022.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 03.08.2022 NАД/2869, представил пояснения по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Заказчик необоснованно предъявляет Подрядчику обвинение в халатности при исполнении Контракта. Взаимодействие между Подрядчиком и Заказчиком налажено, что подтверждается, в том числе, перепиской между сторонами в рамках исполнения вышеуказанных Контрактов. Представитель подрядчика участвовал в совещании, проводимом начальником управления благоустройства. Кроме того, регулярно проводятся телефонные переговоры, представитель Заказчика в полной мере информируется о ходе исполнения Контрактов и возникающих трудностях.
Между тем, стоит обратить внимание, что вопреки условий Контрактов, Заказчик не оказывает Подрядчику должного содействия по исполнению Контрактов. Подрядчик неоднократно направлял в адрес Заказчика письма, указывающие на то, что Контракты заключены фактически за 20 дней до закрытия временной зимней автомобильной дороги.
Кроме того, в период после заключения Контрактов, в связи с санкциями в отношении Российской Федерации, структура рынка строительных материалов Российской Федерации значительно изменилась. Стоимость ресурсов выросла кратно, поставщики отказывались предоставлять коммерческие предложения. В течение 2-3 недель ситуация была не стабильной, подрядчик не имел возможности приобрети строительные материалы. Данное обстоятельство относится к форс-мажорным.
После стабилизации рынка строительных ресурсов, подрядчиком были предприняты необходимые меры, направленные на приобретение строительных материалов. Их доставка выполнена. Строительные материалы частично складированы в г.Тарко-Сале и в г.Ноябрьск. Однако, из-за логистических особенностей, доставка строительных материалов до места выполнения работ в текущий момент не возможна.
О данном обстоятельстве Подрядчик неоднократно информировал Заказчика.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В п. 10.2 Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
07.07.2022 Заказчик принял Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
18.07.2022 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
28.07.2022 г. - Дата расторжения контракта.
Согласно п. 13 ст. 95 Закона N44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Изучив представленные документы, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Подрядчиком и является ли это нарушение существенным.
Из материалов обращения Заказчика следует, что причина расторжения контракта: нарушение подрядчиком сроков выполнения работ, предусмотренных муниципальным контрактом, что может служить основанием для расторжения контракта.
Проанализировав представленные сторонами объяснения и информацию, Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.
Контрактом предусмотрена выполнение работ по Выполнение работ на благоустройство придомовых территорий (устройство деревянных ограждений) в с.Толька, Пуровского района Таким образом, нарушение Подрядчиком сроков выполнения работ, предусмотренных муниципальным контрактом может служить основанием для расторжения Контракта.
Подрядчик не согласен с предъявленными претензиями.
По информации, Подрядчик принимал меры для исполнения контракта в полном объеме.
Таким образом материалами дела подтверждается тот факт, что Подрядчиком были предприняты необходимые меры для надлежащего выполнения контракта.
На основании изложенного Комиссия допускает, что нарушение обязательств по контракту Подрядчиком вызвано указанными в пояснении причинами.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России считает, что причина одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, не обусловлена недобросовестным поведением Подрядчика и намеренным уклонением от исполнения контракта.
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Подрядчиком представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, на взаимодействие с заказчиком.
Обоснованность и правомерность тех или иных действий сторон, связанных с исполнением рассматриваемого контракта может быть оценена в рамках конкретного гражданско-правового спора по итогам рассмотрения которого, могут быть сделаны выводы о необходимости применения соответствующих гражданско-правовых последствий.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия Сторон на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
В п. 1.3 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), принятого постановлением Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23.12.2015 N 173-14, дан расширенный перечень обстоятельств, которые могут свидетельствовать о форс-мажоре, в том числе:
- военные действия, террористические акты, диверсии;
- ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, независящие от воли сторон договора обстоятельства.
Как обстоятельства непреодолимой силы (либо существенное изменение обстоятельств) при определенных условиях, могут рассматриваться последствия санкций, введенных в отношении Российской Федерации рядом иностранных государств, а также последствия ответных мер на эти санкции.
Таким образом Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России рассмотрев и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных сторонами действий в рамках исполнения контракта, считает возможным не включать сведения о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "АИС" (ИНН: 8911031921) представленную Заказчиком - Департамент транспорта, связи и систем жизнеобеспечения Администрации Пуровского района (ИНН: 8911018720) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на "Выполнение работ по благоустройству придомовых территорий (устройство деревянных ограждений) в с.Толька, Пуровского района", цена контракта 470 577 рублей 60 копеек, (извещение N 0190300001322000047), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.