Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
члены Комиссии:
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС
России Э.С. Велиляева,
специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России
Т.В. Бачинская,
при участии представителей интересов:
- Филиал ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" в г. Симферополе (далее - Заказчик) - Е.Л. Трофимова (по доверенности) (очное присутствие),
- ООО НИЦ "Башкортостан" (далее - Заявитель) - М.А. Воленко (по доверенности) (участие посредством видеоконференц-связи),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Выполнение работ по восстановлению систем видеонаблюдения на МАПП Армянск, МАПП Джанкой и ДАПП Перекоп для нужд Крымского филиала ФГКУ Росгранстрой" (извещение N 0875100000322000069) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласилась с доводами Заявителя и сообщила, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно первому доводу Заявителя: "Заказчиком не был установлен запрет согласно Постановлению Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236). Проанализировав аукционную документацию, Заявитель приходит к выводу что, неотъемлемой частью объекта закупки является программное обеспечение".
Согласно пункту 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 2(1) Постановления N1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Согласно пункту 2(2) Постановления Правительства N1236 в целях реализации настоящего постановления:
- подтверждением происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и базах данных;
- подтверждением, что программа для электронных вычислительных машин и база данных относится к государству - члену Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, является наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и базах данных.
Согласно позиции Заказчика: "_ Однако по итогам закупки N0875100000322000069, объектом которой является выполнение работ, классифицированных под кодом ОКПД2 43.21. 10.290, Заказчик не заключает контракт, предметом которого будет приобретение ПО отдельно либо вместе с поставкой компьютеров и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения такого контракта.
Поскольку ни объект закупки, ни предмет заключаемого по итогам закупки N 0875100000322000069 контракта не связаны с результатами, перечисленными в подпунктах а-г пункта 2.1 Постановления N1236, у Заказчика отсутствовала обязанность в установлении запрета согласно п. 2 указанного Постановления N 1236".
Комиссия отмечает, что в случае, если поставляемый при выполнении работ товар содержит в своем составе программное обеспечение, у Заказчика возникает обязанность установить запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
Проанализировав техническую часть извещения о проведении закупки, Комиссия Крымского УФАС России приходит к выводу, что объектом Закупки является выполнение работ, при этом, при выполнении работ неотъемлемой частью объекта закупки является товар с программным обеспечением, например, установлены требования POE - коммутатор 08 GJHNJD или эквивалент: "Системные требования MicrosoftR WindowsR XP, Vista_ Windows 7, 8, 8.1, 10 для запуска утилиты".
Согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ N1236 Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации был утверждён Классификатор программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Согласно классификатору программ для электронных вычислительных машин и баз данных утверждённому приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 22 сентября 2020 г. N 486 встроенное программное обеспечение попадает под действие Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Вместе с тем согласно Извещению, запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии Постановлением N 1236 в Извещении не установлен, а также не размещено обоснование невозможности применения запрета, предусмотренного Постановлением N 1236.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе. Довод признан обоснованным.
Cогласно второму доводу жалобы Заявителя "Заказчиком не было установлено ограничение согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878).
Согласно пункту 3 Постановления N 878 ограничения применяются при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в соответствующий перечень.
Согласно пункту 2 Постановления N878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень). Перечень содержит наименования радиоэлектронной продукции с указанием кода в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности:
(ОКПД2) |
Наименование радиоэлектронной продукции |
26.20.3 |
Устройства автоматической обработки данных прочие |
26.30.11.110 |
Средства связи, выполняющие функцию систем коммутации |
26.30.11.190 |
Аппаратура коммуникационная передающая с приемными устройствами прочая, не включенная в другие группировки |
26.40.33 |
Видеокамеры для записи и прочая аппаратура для записи или воспроизведения изображения |
Согласно пункту 3 Постановления N 878 ограничения применяются при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в соответствующий перечень.
Как установлено материалами дела, объектом закупки является выполнение работ по восстановлению систем видеонаблюдения на МАПП Армянск, МАПП Джанкой и ДАПП Перекоп для нужд Крымского филиала ФГКУ Росгранстрой (в извещении о закупке установлен код ОКПД2 43.21.10.290 "Работы электромонтажные прочие, не включенные в другие группировки").
В соответствии с возражениями заказчика относительно второго довода: "_ Так как объектом данной закупки является выполнение работ, классифицированных под кодом ОКПД2 43.21.10.290, который не входит в данный Перечень, у Заказчика отсутствовала необходимость применения пункта 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878".
Вместе с тем, установлено, что согласно техническому заданию в ходе исполнения контракта будет осуществляться поставка товара, включенного в перечень радиоэлектронной продукции, входящего в Постановление N878.
Комиссия отмечает, что согласно извещению о закупке, запреты и ограничения допуска товаров не установлены.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Таким образом, учитывая, что в рамках работ по восстановлению систем видеонаблюдения на МАПП Армянск, МАПП Джанкой и ДАПП Перекоп для нужд Крымского филиала ФГКУ Росгранстрой предполагается поставка радиоэлектронной продукции, что подразумевает необходимость применения ограничений, установленных Постановлением N878. Учитывая изложенное, в действиях Заказчика усматриваются нарушения пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, в связи с чем второй довод признается обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.М. Крылова
Члены Комиссии: Э.С. Велиляева
Т.В. Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 11 августа 2022 г. N 082/06/106-926/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2022