Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С. Айвазян,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С.Велиляева,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Раздольненская районная больница" (далее - Заказчик) - А.В. Туркевич, С.Ю.Бобрусь (по доверенности);
- ООО "ЛВД" (далее - Заявитель) - Галимова Л.Н. (по доверенности);
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Шовный материал" (извещение N0375200050522000044) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системы при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, которое содержит информацию о наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системы извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона в форме электронного документа.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
4) описание объекта закупки должно содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
5) описание объекта закупки должно содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
6) описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком нарушены правила описания объекта закупки, а именно: позиция 60 нить хирургическая, по совокупности характеристик прописана под единственного производителя.
Так, согласно жалобе Заявителя:
"ООО "ЛВД" не согласно с действиями Заказчика по установлению описания Технического задания документации об аукционе требований и характеристик шовного материала. В соответствии с положениями документации об аукционе объектом закупки является поставка изделий медицинского назначения, а именно шовный хирургический материал.
Заказчиком нарушены правила описания объекта закупки в соответствии с ч.2 ст.33 N 44 -ФЗ, а именно: позиция 60 нить хирургическая, по совокупности характеристик прописана под единственного производителя: Нить хирургическая льняная Линафил натуральный. Ед. производитель СМИ АГ "Бельгия" Натуральный не рассасывающийся мультифиламент. Волокна льна. Размер кассеты не более 110 мм х 123 мм х 20 мм На территории РФ иными производителями нить с данным составом и указанными размерами кассеты, не зарегистрированы.
__.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч. 1 ст. 17 запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
В силу ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений ст. 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в ст. 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим. Включение Заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст. 33 Закона о контрактной системе (п. 2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он в праве устанавливать соответствующие требования к товарам в извещение о проведении закупки, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей уникальные товары единственного производителя для приобретения которых необходимо заключать определенные договоры и соглашения с производителем медицинских изделий.
Вышеуказанное действие влечет нарушение публичных интересов, поскольку нарушает установленный законодателем порядок привлечения субъектов на товарный рынок, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как последние лишены возможности предоставить заявку на участие в вышеуказанном аукционе и в дальнейшем заключить договор на поставку товаров. Согласно Техническому заданию, ООО "ЛВД". и другие потенциальные участники не могут предложить какую-либо иную продукцию, а именно подходящую по всем параметрам нити, например, изготавливаемую в России, Республики Беларусь, удовлетворяющую требованиям Заказчика".
Как следует из возражений Заказчика:
"Открытые данные Росздравнадзора, а именно регистрационные удостоверения, включают в себя краткий набор информации о допущенных к обороту в соответствий с регистрационным удостоверением изделиях, а в большинстве регистрационных удостоверений, информация ограничивается торговым наименованием продукции, допущенной к обороту, в связи с ^ем определение тех или иных технических параметров изделий с помощью регистрационных удостоверений крайне затруднено, а за частую невозможно. Каталоги и информация с техническим описанием на официальных сайтах производителей, так же носит ознакомительный характер.
При описании позиции N 60 Заказчиком не нарушены правила описания объекта закупки в соответствии с ч.2 ст. ЗЗ N 44 -ФЗ, так как при описании использовалась "Нить хирургическая льняная", наименование объекта закупки в соответствии с частью 4 статьи 23 ФЗ N44. Код ОКПД 2/ Код позиции КТРУ 21.20.24.120-00000017 - "Стерильная натуральная не рассасывающаяся полинить, изготовленная из длинных текстильных (обычно льняных) волокон, предназначенная для соединения (т.е., сведения друг с другом) краев раны мягких тканей или надреза (особенно в области желудочно-кишечного тракта) путем их сшивания или лигирования мягких тканей; может прилагаться игла, которую необходимо утилизировать сразу после первого использования. Зачастую нить окрашивают для облегчения ее идентификации во время хирургической операции; нить обеспечивает временную поддержку раны до тех пор, пока рана не будет в достаточной степени выпечена, чтобы справляться с обычными нагрузками, после чего она постепенно инкапсулируется грубоволокнистой соединительной тканью. Это изделие для одноразового использования" - что полностью соответствует коду КТРУ 21.20.24.120-00000017.
В связи с отсутствием в позиции КТРУ описания товара, работ, услуг Заказчиком в силу пункта 5 Правил. использования КТРУ указаны потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которые не предусмотрены в позиции каталога. Данный набор характеристик позволяет удовлетворить потребности Заказника с учетом специфики деятельности и обеспечивает эффективное использование бюджетных средств.
"60 |
Нить хирургическая льняная 21.20.24.120-00000017 |
Стерильная натуральная нерассасывающаяся полинить, изготовленная из длинных текстильных (обычно льняных) волокон, предназначенная для соединения (т.е., сведения друг с другом) краев раны мягких тканей или надреза (особенно в области желудочно-кишечного тракта) путем их сшивания или лигирования мягких тканей; может прилагаться игла, которую необходимо утилизировать сразу после первого использования. Зачастую нить окрашивают для облегчения ее идентификации во время хирургической операции; нить обеспечивает временную поддержку раны до тех пор, пока рана не будет в достаточной степени вылечена, чтобы справляться с обычными нагрузками, после чего она постепенно инкапсулируется грубоволокнистой соединительной тканью. Это изделие для одноразового использования. |
Соответствие КТРУ |
|
|
|
|
Тип нити, состав, покрытие. |
Натуральный нерассасывающийся мультифиламент. Волокна льна. |
|
|
|
|
|
Размер нити, цвет. |
Размер нити EP (7), USP (5), длина нити не менее 40 м, не более 50 м. Бежевый. |
|
|
|
|
|
Требования к упаковке. |
Размер кассеты не более 110 мм х 123 мм х 20 мм. Кассета устойчива к концентрированным дез.средствам. Наличие лепесткового клапана, предупреждающего попадание воздуха внутрь кассеты. Клапан защищен пластиковым вентилем. Сохранение стерильности после вскрытия кассеты в течение 4-6 месяцев. Кассета содержит все характеристики данной нити, для последующего учета. Кассета герметично упакована в прозрачную упаковку из полиэтилена, препятствующая механическим повреждениям. Внешняя упаковка - картон содержит все характеристики данной нити. |
|
|
|
|
|
Требования к маркировке упаковки. |
Наличие на блистерной и групповой упаковке кода производителя, хирургического шовного материала, который позволяет точно определить параметры хирургического шовного материала. Наименование и материал, из которого изготовлена нить, структуру шовного материала, метрический или условный размер нити, цвет. |
|
|
|
|
|
Способ стерилизации. |
Окись этилена или иным способом. |
|
|
|
|
|
Срок годности. |
Остаточный срок годности не менее 12 месяцев. |
|
|
|
|
|
Регистрационное удостоверение**** |
Наличие регистрационного удостоверения Росздравнадзора. |
|
|
|
В ответ прикладываем Регистрационные удостоверения нескольких производителей хирургического шовного материала, зарегистрированных на территории РФ: Вырезки с официальных сайтов, каталогов, в которых имеется запрашиваемая нами продукция согласно техническому заданию и которая имеется в свободном доступе и обороте на территории РФ.
1. Регистрационное удостоверение (от 29 сентября 2016 года N ФСЗ 2008/02659) SMI AG Бельгия.
2. Регистрационное удостоверение (от 23 сентября 2008 года N ФСР 2008/03362) ЗАО НПП "МедИнж Россия.
3. Регистрационное удостоверение (от 05 сентября 2016 года N ФСЗ 2010/06553) ООО Б.Браун Медикал.
4. Регистрационное удостоверение (от 28 июля 2021 года N РЗН 2021/14913) ООО ПТО МЕДТЕХНИКА Россия.
5. Регистрационное удостоверение (от 25 февраля 2020 года N РЗН 2019/8986) ООО АРМАЛАЙН Россия.
6. Регистрационное удостоверение (от 28 июля 2011 года N ФСР 2011/10251) СООО ЭРГОН ЭСТ Беларусь.
7. Регистрационное удостоверение (от 10 октября 2018 года N РЗП 2018/7693) ООО Политехмед Россия.
8. Регистрационное удостоверение (от 18 июля 2017 года N ФСЗ 2010/08364) Ресорба Медикал ГмбХ Германия.
9. Регистрационное удостоверение (от 04 мая 2016 года N РЗН 2013/528) 000 Суржи МеД Россия.
10. Регистрационное удостоверение (от 02 августа 2012 года N ФСР 2008 03190) ООО МЗКРС шовные материалы Россия.
11. Письмо от производителя SMI AG Бельгия.
Считаем, что компания ООО "ЛВД" умышленно ввела в заблуждение Заказчика и ФАС.
Установленные Требования в Описание объекта закупки, не содержат параметров, указание на которые могло каким-либо образом полагать намеренного ввода в заблуждение потенциальных участников, со стороны Заказчика. Так же оказать влияние на ограничение конкуренции или указать на конкретного поставщика данных товаров, занимающего доминирующее или особое положение на рынке данной группы Товаров, потому как при формировании описания объекта закупки нами были получены ответы от нескольких производителей и поставщиков, при чём по позиции N 60, о том что весь перечень продукции содержащийся в лоте, ими может быть произведен, находится в свободном обороте и имеет все необходимые разрешительные для её оборота и использования в медицинской Практике документы. А это дает основания утверждать, что ни один из потенциальных претендентов не обладает исключительными правами на поставку заявленного перечня продукции, включенной в лот, и может быть предложен неограниченным кругом поставщиков.
Из приложенных Регистрационных Удостоверений, вырезок с официальных сайтов, и каталогов производителей, в которых имеется запрашиваемая нами продукция согласно техническому заданию, и которая имеется в свободном доступе и обороте на территории РФ. Из официальных источников (сайты производителей и их каталоги), видно, что кассеты имеют одинаковую форму, размеры и составы нитей; Кассеты могут производится как Российскими производителями, так и импортными: ООО "АРМАЛАЙН", Россия, ООО "СуржиМед", Россия ООО "МЗКРС", Россия ЗАО НПП "МсдИнж", Россия ООО "Политехмед", Россия, ООО "ЭРГОН ЭСТ" Беларусь SMI, Бельгия ATRAMAT, Мексика Resorba, Германия
Напоминаем, что запросов на дачу разъяснений положений документации от компании ООО "ЛВД" не было.
Так же в подтверждении того, что данные позиции не "обладают уникальными характеристиками, производятся как минимум двумя производителями имеющими все необходимые для оборота медицинских изделий разрешительными документами, свободно оборачиваются на территории РФ и как следствие могут быть представлены в данной закупке не ограниченным количеством поставщиков, прилагаем официальный ответ от производителя хирургического шовного материала в чьём ассортименте присутствует данная продукция, информацию о наличии у производителей данной продукции мы получили из открытых источников.
Компания ООО "ЭСЭМАИ ВОСТОК" является эксклюзивным представителем хирургического шовного материала ТМ "SMI", производства SMI AG, Бельгия в своем письме они дали нам ответ, что продукция согласно поз.60 технического задания производится ими в соответствии с регистрационным удостоверением: от 29 сентября 2016 года N ФСЗ 2008/02659. (Материал шовный хирургический не рассасывающийся, в кассетах и отдельных упаковках, с принадлежностями)".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что медицинское изделие по позициям N60 "Нить хирургическая льняная" допущены к обороту на территории РФ и производятся многими производителями хирургического шовного материала как отечественными, так и импортными. На заседание Комиссии были представлены регистрационные удостоверения на медицинское изделие нескольких производителей, которые отвечают потребностям заказчика: ООО "АРМАЛАЙН", ООО "СуржиМед", ООО "Политехмед", СООО "ЭРГОН ЭСТ", SMI Бельгия, Resorba Германия.
Кроме того, Заказчиком на заседание Комиссии представлено письмо исх. N09/08.2022 от 09.08.2022 от ООО "ЭСЭМАЙ ВОСТОК", которое является эксклюзивным представителем хирургического шовного материала ТМ "SMI", производства SMI AG, Бельгия.
Согласно данному письму, продукция в соответствии с заявленными Заказчиком характеристиками производится компанией SMI AG, данная продукция находится в свободном обороте на территории Российской Федерации, и может быть приобретена более чем у 100 дистрибьюторов. Из письма следует, что данная продукция оборачивается на территории Российской Федерации в соответствии с регистрационным удостоверением: от 29 сентября 2016 года NФСЗ 2008/02659.
Также, Комиссией был направлен запрос производителю хирургического шовного материала торговой марки "ARMALINE". В ответ на запрос согласно письму ООО "Армалайн" исх. N12/08/22 от 12.08.2022, Общество подтверждает возможность производства хирургического шовного материала с техническими характеристиками (нить хирургическая льняная), установленного Заказчиком в техническом задании.
При формировании технического задания Заказчик исходил из своих потребностей и собственного опыта работы, а также необходимости высокого уровня оказания медицинской помощи пациентам.
Описание объекта закупки не содержит указание на товарные знаки, производителя. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в описание требований к товарам, которые являются значимыми для заказчика.
Таким образом, установив вышеуказанные требования, Заказчик фактически обозначил конкретные характеристики товара, потребность в которых обусловлена спецификой его деятельности, следовательно, положения извещения о проведении электронного аукциона не противоречат Закону о контрактной системе. Заказчиком представлено обоснование необходимости закупки нити хирургической льняной.
Заявителем не представлены письма производителей, о том, что они не производят товар с характеристиками, указанными в техническом задании Заказчика, также не доказано что товар не находится в свободном доступе и не доказано наличие ограничения конкуренции. На основании изложенного, Комиссия Крымского УФАС России, изучив доводы жалобы Заявителя, возражения Заказчика, приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.
Руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: А.М. Крылова
Э.С. Велиляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 12 августа 2022 г. N 082/06/106-928/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2022