Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В. Бачинская,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ФГБОУ "Международный детский центр "Артек" (далее - Заказчик) - Петыш О.С., Нестерчук М.Ю. (по доверенности);
- ООО "Контроль-Н" (далее - Заявитель) - Вотяков М.А. (по доверенности),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении закупки "Оснащение Школы ФГБОУ "МДЦ "Артек" комплексной системой противопожарной защиты (ДФ2)" (извещение N 0375100001222000262) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившимися в признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям извещения о проведении Закупки и Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки комиссия Заказчика действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В соответствии с подпунктом пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе в сфере закупок не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В силу части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона.
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.08.2022 NИЭА1 заявка Заявителя с номером N156 была признана несоответствующей по следующим основаниям:
"На основании п.2 ч.12 ст. 48 44-ФЗ - непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч.6 ст. 43 Закона 44-ФЗ, несоответствия таких информации и документов
(Применим запрет согласно Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных - не подтверждено. В представленной лицензии, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, не включен следующий вид работ: "Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ")".
Как следует из жалобы Заявителя:
"Предложение ООО "Контроль-Н" о поставке товара (Приложение N5 к аукционной документации - перечень параметров и технических характеристик оборудования поставки) содержит предложение о поставке видеосервера SecurOS-IVS-NVR-Industrial-С0.LGARTSCHT-90/650-60000R6-W (позиция N1 предложения), т.е. именно того оборудования, которое предусмотрено Заказчиком к поставке (см. позиция N1 Приложения N2 к аукционной документации - спецификации СВН). Несмотря на тот факт, что согласно спецификации, Заказчиком установлено требование о предустановленном на сервере ПО - SecurOS Premium v.SEC, в отдельную позицию по поставке указанное программное обеспечение не выделено и отдельно от сервера не поставляется.
Исходя из буквального толкования содержания протокола подведения итогов от 05.08.2022 года "Наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных - не подтверждено" Заказчику требовалось предоставить сведения о нахождении ПО для вычислительных машин в реестре программного обеспечения.
При указанном подходе Заказчика к оценке заявок усматривается то, что участники закупки, при условии отсутствия поставки ПО как отдельной позиции закупки, должны предоставлять реестровую запись на ПО, которое установлено в т.ч. и на "рабочей станция для отображения до 48-ми камер высокого разрешения. Подключение до 3-х мониторов (2xHDMI + DisplayPort). Настольное исполнение. Операционная система Microsoft Windows 10 IoT Enterprise Value (Позиция N11 Приложения N2 к аукционной документации). Microsoft Windows 10 IoT Enterprise Value так же является предустановленным ПО.
Разъясняя протокол подведения итогов по запросу ООО "Контроль-Н" 08.08.2022 года, Заказчик не двусмысленно пояснил, что причиной отклонения заявки ООО "Контроль-Н" по указанному параметру является непредставление сведений об используемом программном обеспечении для системы видеонаблюдения.
Согласно ст. 10 ГК РФ, участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Указывая в Приложении N2 - спецификация СВН требования о предустановленном на сервере программном обеспечении SecurOS Premium v.SEC, действуя добросовестно, соблюдая требования и ограничения к поставке товаров, установленных законодательством Российской Федерации, Заказчик подразумевал, что ПО SecurOS Premium v.SEC находится в реестре ПО, который ведется в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях расширения использования российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, подтверждения их происхождения из Российской Федерации, а также в целях оказания правообладателям программ для электронных вычислительных машин или баз данных мер государственной поддержки
Более того, указанный реестр находится в открытом доступе (https://reestr.digital.gov.ru/reestr/), и указанное ПО внесено туда под N96 от 25.02.2016 года.
ООО "Контроль-Н", соглашаясь с поставкой именно того оборудования, которое заложено Заказчиком в аукционной документации, подразумевается, что оборудование будет поставлено в строгом соответствии с установленными Заказчиком требованиями, а исходя из принципа добросовестности Сторон (ст.10 ГК РФ), Заказчик и подразумевал поставку предустановленного ПО включенного в реестр.
Более того, п. 8 Описания объекта закупки (техническое задание) предусмотрено следующее: "Примечание: в случае, если Исполнитель будет использовать эквивалентное ПО системы видеонаблюдения, необходимо в составе заявки представить информационное письмо от производителя ПО, подтверждающее соответствие ПО требованиям данного технического задания, либо согласовать замену с организацией-разработчиком проектной документации. Также необходимо представить запись о внесении программного обеспечения в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (реестр российского программного обеспечения) согласно Федерального закона N 188-ФЗ".
Таким образом, ООО "Контроль-Н" должно было предоставить реестровую запись на ПО только в том случае, если в предложении ООО "Контроль-Н" содержалось бы альтернативное ПО, отличное от установленного Заказчиком. Заявка же ООО "Контроль-Н" полностью отвечает требованиям, установленным Заказчиком.
2. В части доводов о несоответствии лицензии ООО "Контроль-Н" требованиям извещения, считаем действия Заказчика несоответствующими положениям законодательства Российской Федерации в следующей части: согласно п.14 описания объекта закупки (техническое задание), Заказчиком установлены следующие требования: Исполнитель должен иметь действующую лицензию, выданную Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, включающую в себя вид работ: "монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ", "Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ" и "монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ" (основание: пункт 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Исполнитель должен иметь действующую лицензию, выданную Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, включающую в себя вид работ: "монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ" и "монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ" (основание: пункт 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Пунктом 15 ч.1 ст.12 ФЗ N99 имеет следующую формулировку - деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и каких-либо дополнительных требований или правовых обоснований наличия конкретного подвида лицензируемого вида деятельности п.14 Описания объекта закупки не содержит.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 Указа Президента РФ от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" к основным функциям МЧС России отнесено лицензирование видов деятельности, отнесенных к компетенции МЧС России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заказчик не вправе самостоятельно определять подвиды лицензируемой деятельности, тем более закупка проводится по ОКПД2 43.21.10.140 - работы по монтажу систем пожарной сигнализации и охранной сигнализации (п.1.1 проекта государственного контракта).
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).
Исходя из предмета закупки, содержания Приложения N1 к аукционной документации - спецификация оборудования АПС, СОУЭ заказчику требуется монтаж пожарной сигнализации интегрированной с системой видеонаблюдения. Пожарная сигнализация, в априори, является автоматической и функционирует автономно от человека и при возникновении пожара, задымления и иных факторов, связанных с пожаром автоматически передает указанную информацию оператору или автоматически включает систему оповещения. Пожарная сигнализация не бывает ручной. Более того, устанавливая требования о наличии в лицензии МЧС России вида работ Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ заказчиком, в Приложении N1 к аукционной документации - спецификация АПС, СОУЭ не выделено в отдельные позиции систем автоматической передачи извещений, следовательно, не понятно, на каком основании Заказчик в принципе требует наличие именно данного вида деятельности.
Согласно реестру лицензий МЧС России (https://digital.mchs.gov.ru/fgpn/license?search=1831165109) и сведениям самой лицензии N18-АБ/00205 от 22.12.2016 года ООО "Контроль-Н" имеет действующую лицензию МЧС России со сроком действия - бессрочно".
В соответствии с возражениями Заказчика:
"При размещении извещения N 0375100001222000262 Заказчиком в примечании пункте 8 Технического задания по "Оснащению Школы ФГБОУ "МДЦ "Артек" комплексной системой противопожарной защиты" установлено следующее.
"Примечание: в случае, если Исполнитель будет использовать эквивалентное ПО системы видеонаблюдения, необходимо в составе заявки представить информационное письмо от производителя ПО, подтверждающее соответствие ПО требованиям данного технического задания, либо согласовать замену с организацией-разработчиком проектной документации. Также необходимо представить запись о внесении программного обеспечения в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (реестр российского программного обеспечения) согласно Федерального закона N 188-ФЗ."
В пункте 5 документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" установлено следующее.
"5. Информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами".
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в целях реализации настоящего постановления:
подтверждением происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных;
подтверждением, что программа для электронных вычислительных машин и база данных относится к государству - члену Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, является наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных".
Заказчиком при закупке установлен запрет на допуск иностранного программного обеспечения и прав на него, кроме ПО из ЕАЭС. Запрет не распространяется на ПО из единого реестра программ для ЭВМ и баз данных из государств - членов ЕАЭС.
Обоснование о необходимости купить иностранную программу и о невозможности соблюдения запрета на допуск ПО при закупке оргтехники с предустановленным ПО, Заказчиком не опубликовывалась в ЕИС, и не опубликовывалась в ЕИС дополнительное обоснование для предустановленного ПО, которое входит в состав закупки компьютерного оборудования, которое не является отдельным товаром. Вывод следует из анализа пунктов 2, 2.1 Постановления N 1236 и постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 20.10.2017 N Ф06-25672-2017 по делу N А65-25932-2016.
Импортную программу нельзя купить ни на материальном носителе, ни в электронном виде, так как запрет действует для следующих объектов закупки:
- поставка программ на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи, а также аренда или покупка права использовать ПО посредством каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры (услуги облачных вычислений);
- поставка, техобслуживание персональных компьютеров, терминалов, серверов и других средств вычислительной техники, на которые необходимо установить программное обеспечение по контракту;
- работы, услуги по разработке, модификации, модернизации ПО, если заказчик получает права использовать ПО или расширяется ранее предоставленный объем прав;
- сопровождение, техническая поддержка, обновление ПО, если заказчик получает права использовать ПО или расширяется ранее предоставленный объем прав.
Такие правила установлены Правительством в Постановлении N 1236 и программа, которая отсутствует в реестрах, считается иностранной. Вывод следует из пункта 2.2 Постановления N 1236.
_
Участник закупки в составе заявки не указал данные о применяемом программном продукте.
При разъяснении протокола подведения итогов, Заказчиком было дано пояснение, что при подаче заявки участнику закупки в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) участник в составе заявки на участие в закупке должен предоставить сведения о программном обеспечении для системы видеонаблюдения.
В систему видеонаблюдения входит Видеосервер и Рабочая станция АРМ оператора (позиции 1 и 2 Приложения N 5. Перечень параметров и технических характеристик поставляемого оборудования), участник закупки должен был указать в составе заявки сведения о программном обеспечении, которое будет применяться на данном оборудовании.
В связи с тем, что операционная система, также является программным обеспечением и применяется в составе комплекса данные о применяемом программном продукте участник закупки также указывает в составе заявки.
_
В связи с необходимостью установки устройства оконечного объектового системы передачи извещений по телефонной линии, сетям GSM и Ethernet C2000-PGE 1 шт. В соответствии с паспортом на C2000-PGE, данный прибор предназначен для передачи извещений о событиях ИСО "Орион" по телефонной линии, сетям GSM и Ethernet на пульты централизованной охраны (ПЦО). Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. N 1128 утвержден Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. В соответствии с данным Перечнем, для выполнения монтажных работ систем передачи извещений о пожаре, Исполнитель работ должен обладать лицензией МЧС с разрешенным видом деятельности "6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ." Для выполнения работ по монтажу систем пожарной сигнализации Исполнитель работ должен обладать лицензией МЧС с разрешенным видом деятельности "2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ." Для выполнения работ по монтажу системы оповещения и эвакуации при пожаре, Исполнитель работ должен обладать лицензией МЧС с разрешенным видом деятельности "5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов." Выполнение работ Исполнителем без наличия разрешенных пунктов лицензии МЧС грубо нарушает требование Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. N 1128.
Также обращаем ваше внимание на то, что система видео наблюдения является частью системы противопожарной защиты и выполняет ряд таких функций как:
1. фиксации первичных факторов распространения пожара;
2. подтверждения возникновения и распространения пожара путем вывода на экран монитора в автоматическом режиме изображения с камеры.
Таким образом, Заказчиком не были объединены в одну закупку лицензируемые и не лицензируемые виды работ".
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или 1 ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию.
Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 устанавливается запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление N 1236).
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев, поименованных в указанной норме.
В пункте 2 (1) Постановления N 1236 обозначено понятие программного обеспечения для целей применения пункта 2 Постановления N 1236.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 (1) Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Установлено, что в рамках Закупки, в том числе, поставляется система видеонаблюдения с предустановленным программным обеспечением, а также компьютерная техника с программным обеспечением.
Таким образом, в рамках рассматриваемого аукциона, в том числе подлежит закупке программное обеспечение, отвечающее характеристикам, указанным в пунктах 2 и 2 (1) Постановления N 1236.
Так, Заказчиком пунктом 5 требований к содержанию и составу заявки установлено:
"5. Информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в целях реализации настоящего постановления:
подтверждением происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных;
подтверждением, что программа для электронных вычислительных машин и база данных относится к государству - члену Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, является наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных".
Статья 43 Закона о контрактной системе в пункте 5 части 1 предусматривает, что заявка участника должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с Письмом Минфина России от 10.06.2020 N 24-03-08/50149 положения Закона о контрактной системе и Постановления N 1236 не устанавливают документ, представляемый в качестве декларации о наличии в реестре российского программного обеспечения сведений о программах для электронных вычислительных машин и баз данных. Таким образом, заказчик допускает участника закупки, продекларировавшего в составе своей заявки о наличии в реестре российского программного обеспечения сведений о программах для электронных вычислительных машин и баз данных, в случае если заказчиком был установлен запрет на допуск товаров в соответствии с Постановлением N 1236.
Заявителем в составе заявки не предоставлена декларация, содержащая информацию о наличии в реестре российского программного обеспечения сведений о программах для электронных вычислительных машин и баз данных, предлагаемых участником закупки; участник закупки в составе заявки не предоставил декларацию, содержащую информацию о наличии в реестре евразийского программного обеспечения сведения о программах для электронных вычислительных машин и баз данных, предлагаемых участником закупки.
Учитывая вышеизложенное, у Комиссии Заказчика отсутствовали основания для допуска заявки Заявителя по данному основанию.
Согласно второму основанию отклонения заявки Заявителя установлено следующе.
Заказчиком пунктом 1.16 требований к содержанию и составу заявки установлено:
"1.16. Действующую лицензию, выданную Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, включающую в себя вид работ: "монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ", "Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ" и "монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ" (основание: пункт 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности")".
Заявителем в составе заявки на участие в закупке была приложена лицензия МЧС N18-Б/00205 от 22.12.2016 г. со следующими видами работ, выполняемыми в составе лицензируемого вида деятельности:
"- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах;
- Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций".
Объектом рассматриваемой Закупки является оснащение Школы ФГБОУ "МДЦ "Артек" комплексной системой противопожарной защиты (ДФ2).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ), утвержден перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.
В соответствии с пунктом 15 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ, деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений относится к видам деятельности, подлежащих лицензированию.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее - постановление Правительства N 1128), определен перечень работ и услуг согласно перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предусмотренному приложением к настоящему Положению (далее - Перечень).
Согласно Перечню, к работам и услугам, входящим в деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений отнесены:
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.
6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.
9. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
10. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
В соответствии с письмом МЧС России от 07.06.2022 N М-19-975 "О направлении информационного письма":
"С 01.03.2022 вступили в силу изменения в Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128, которые предусматривают, что работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, подлежат лицензированию.
Учитывая изложенное, предлагается провести разъяснительную работу с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, гражданами и организациями, эксплуатирующими объекты, подлежащие оборудованию данными системами в соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", о недопустимости привлечения к выполнению указанных работ организаций, не имеющих соответствующих лицензий"
Таким образом, выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ не допускается без соответствующей лицензии.
В свою очередь, Комиссия, рассмотрев заявку Заявителя установила, что участником в составе заявки представлена копия действующей лицензии, где отсутствует вид деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений со следующим видом работ: монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что комиссией Заказчика правомерно принято решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям извещения о проведении Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: А.М. Крылова
Т.В. Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 18 августа 2022 г. N 082/06/106-936/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2022