На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании полученной информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение опытно-конструкторской работы на тему: "Разработка набора реагентов для прибора автоматической индикации патогенных биологических агентов" (Шифр "Детектор-Био-Тест") (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0195100000220000217) (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99
Закона о контрактной системе.
Согласно поступившей информации Заказчиком ненадлежащим образом сформирована начальная (максимальная) цена контракта.
Представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что при формировании начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам проведения Конкурса, Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе (далее в редакции, действовавшей на дату размещения извещения).
В ходе проведения внеплановой проверки 29.07.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего изучения материалов объявлен перерыв, заседание продолжилось 11.08.2022.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 30.06.2020;
2)способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена государственного контракта -121 566 000 рублей;
4) источник финансирования - средства федерального бюджета,КБК - 056041110Б0099998218;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 24.07.2020;
6)в соответствии с частью 16 статьи 54.4 Закона о контрактной системе Конкурс признан не состоявшимся, поскольку по окончанию срока подачи заявок подана единственная заявка;
7)по результатам рассмотрения единственной заявки, заявка
ООО "Троицкий инженерный центр" признана соответствующей требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе;
8) Заказчиком с ООО "Троицкий инженерный центр" заключен государственный контракт от 12.08.2020 N 2020056202172000000000001/ 0195100000220000217_315749 (реестровый номер государственного контракта в ЕИС 1770777824620000284).
В соответствии с Конкурсной документацией закупка осуществляется в рамках государственного оборонного заказа в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о государственном оборонном заказе) (далее в редакции, действовавшей на дату размещения извещения).
Согласно поступившей информации Заказчиком ненадлежащим образом сформирована начальная (максимальная) цена контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Частью 2 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам,или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 статьи 22 Закона о контрактной системе, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг,а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
Частью 6 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 статьи 22 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 10 статьи 22 Закона о контрактной системе затратный метод применяется в случае невозможности применения иных методов, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе,или в дополнение к иным методам. Данный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.
Согласно части 11 статьи 22 Закона о контрактной системе информация об обычной прибыли для определенной сферы деятельности может быть получена заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в единой информационной системе, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка,а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.
Частью 21 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено,что особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд устанавливаются в соответствии с Законом о государственном оборонном заказе.
На основании пункта 1 статьи 6 Закона о государственном оборонном заказе размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом особенностей, предусмотренных
Законом о государственном оборонном заказе.
Пунктом 3 статьи 7 Закона о государственном оборонном заказе установлено, что государственный заказчик формирует начальную (максимальную) цену государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), а также цену государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 105 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1465 "О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1465) (далее в редакции, действовавшей на дату размещения извещения), предусмотрено, что государственными заказчиками государственного оборонного заказа при осуществлении закупок конкурентной продукции из числа указанной в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 6 Положения начальная (максимальная) цена государственного контракта формируется в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок с учетом объемов финансирования государственного оборонного заказа, предусмотренных по соответствующим видам расходов и номенклатурным позициям, с учетом особенностей и в порядке, которые установлены пунктами 106 - 112 Положения.
Пунктом 6 Положения установлено, что государственное регулирование цен осуществляется в отношении:
а)продукции, включенной в перечни продукции по государственному оборонному заказу;
б) продукции, поставляемой по государственным контрактам в связи с разработкой, изготовлением, сервисным обслуживанием, модернизацией, ремонтом и утилизацией продукции, указанной в подпункте "а" пункта 6 Положения;
в)российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственными производителями (единственными поставщиками);
г) работ (услуг) в области космической деятельности в части мероприятий, предусмотренных государственными (федеральными целевыми) программами в области космической деятельности, реализация которых осуществляется в рамках государственного оборонного заказа;
д)сырья, материалов, покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), специального оборудования и иной продукции, поставляемых в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта для выполнения государственного оборонного заказа по поставке продукции, указанной в подпунктах "а" - "г" пункта 6 Положения, - в части применения положений, предусмотренных разделами II, III и IV Положения.
Согласно извещению о проведении Конкурса и Конкурсной документации объектом закупки является выполнение опытно-конструкторской работы на тему: "Разработка набора реагентов для прибора автоматической индикации патогенных биологических агентов".
На заседании Комиссии установлено, что поскольку объект закупки не включен в перечень, указанный в пункте 6 Положения, начальная (максимальная) цена контракта формируется Заказчиком в соответствии с положениями статьи 22 Закона о контрактной системе.
Так, согласно пункту 15 Конкурсной документации для определения начальной (максимальной) цены контракта был использован затратный метод в соответствии с требованиями части 10 статьи 22 Закона о контрактной системе и Постановлением N 1465.
При этом Заказчиком для формирования начальной (максимальной) цены контракта направлены запросы на получение коммерческих предложений от 14.01.2020 N 27-1/31, от 15.01.2020 N 27-1/41 потенциальным участникам закупки и получены два коммерческих предложения от ФГАОУ ВО РНИМУ
им. Н.И. Пирогова Минздрава России от 10.02.2020 N 01/279 (далее - Предложение N 1), от ФГБУ "НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи" Минздрава России от 10.02.2020 N 67/01.05-166 (далее - Предложение N 2).
Однако в соответствии с таблицей, предусмотренной пунктом 15 Конкурсной документации, Заказчиком сформирована начальная (максимальная) цена контракта только с учетом Предложения N 2.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 22 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом Комиссией установлено, что в соответствии со статьей 4.5
КоАП РФ лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности истек.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 22
Закона о контрактной системе.
2.Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку заключен государственный контракт.
3. В связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности материалы от 11.08.2022 по делу N П-271/22 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 августа 2022 г. N П-271/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2022