Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Парнищевой М.М. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии; Стрелковой Е.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок; Левченко И.И. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; Каляминой Ю.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
в присутствии представителя участника закупки - общества с ограниченной ответственностью "Сириус" (далее - ООО "Сириус") Суслегановой Марины Геннадьевны, действующей на основании доверенности от 19.01.2022 N 01,
(лицу, присутствующему на заседании комиссии, разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России)
в отсутствие представителя государственного заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Амурской области "Свободненская больница" (далее - ГБУЗ АО "Свободненская больница", Заказчик) (лицо о дате и времени рассмотрения настоящего дела уведомлено надлежащим образом),
рассмотрела поступившую в Амурское УФАС России жалобу ООО "Сириус" на Заказчика при осуществлении закупки способом запроса котировок в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку дезинфицирующих средств и кожных антисептиков, объявленной извещением от 04.08.2022 N 0323300084122000106 на электронной площадке "РТС-тендер" www.rts-tender.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Из жалобы заявителя следует, что Заказчиком нарушены правила описания объекта закупки.
Заказчиком предоставлены письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, исследовав материалы дела, проведя в соответствии с частями 3, 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
04.08.2022 Заказчиком на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru опубликовано извещение об осуществлении закупки способом запроса котировок в электронной форме N 0323300084122000106 на поставку дезинфицирующих средств и кожных антисептиков.
Соответствующая информация размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 1 328 544,00 рубля.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 15.08.2022 09:00 (МСК+6), дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 17.08.2022.
Решением от 10.08.2022 Заказчик отменил процедуру закупки путем размещения данной информации в ЕИС.
Комиссия Амурского УФАС России, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентным способом определения поставщиков является, в том числе запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В части доводов Заявителя об установлении Заказчиком противоречивой форме выпуска дезинфицирующего средства под N1 (готовый раствор или концентрат), а также установлению неправомерных требований к составу дезинфицирующего средства (наличие в составе гуанидинов), Комиссией Амурского УФАС России установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию о закупке требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций.
При этом Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в описании объекта закупки устанавливать характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, наименованиям товара.
Заказчиком при описании объекта закупки в технических характеристиках товара установлено требование к составу средства под N1 "Дезинфицирующее средство (Вид 1) [Код позиции КТРУ 20.20.14.000-00000005]" - "Дезинфицирующее средство, представляет собой готовый раствор" содержащий в составе действующие вещества гуанидины.
Вместе с тем Заказчиком к данному дезинфицирующему средству предъявлены требования к выходу рабочего раствора из одного литра средства, что возможно лишь в случае, если к поставке предполагается жидкий концентрат.
Заказчик в пояснениях данный факт не отрицал, сослался на техническую ошибку, допущенную при формировании описания объекта закупки, указал, что в документацию будут внесены изменения.
Из пояснения Заказчика следует, что наличие гуанидинов в составе дезинфицирующего средства обусловлено тем, что данное действующее вещество необходимо для эффективного микробиологического эффекта от применения комплексного дезинфицирующего средства.
При описании объекта закупки заказчиком использована информация позиции КТРУ 20.20.14.000-00000005 "Средство дезинфицирующее". При этом, в описании объекта закупки содержится обоснование необходимости использования дополнительной информации, указанной Заказчиком при описании объекта закупки.
В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 2 статьей 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Выявленные Комиссией Амурского УФАС России противоречия в описании объекта закупки N 0323300084122000106 (в части требования к выходу рабочего раствора из одного литра средства, что возможно лишь в случае, если к поставке предполагается жидкий концентрат) свидетельствуют о том, что указанная информация не отвечает принципу полноты и достоверности информации поскольку при проведении аукциона у участников может возникнуть разное понимание о требованиях к товару, являющемуся предметом закупки.
Исходя из буквального толкования указанных положений Закона о контрактной системе, следует, что извещение о закупке должно обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) закупки, в том числе в отношении требований к объекту закупки.
Указанные требования не могут содержать противоречивой или непонятной информации и должны полностью информировать потенциальных участников закупки о соответствующих требованиях, указанные требования должны быть ясными, четкими, непротиворечивыми, исключать возможность неоднозначного толкования и быть реально исполнимыми.
Таким образом, в действиях Заказчика, разместившего противоречивую информацию в отношении описания объекта закупки, Комиссия Амурского УФАС России признает нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
При этом Комиссия Амурского УФАС России отмечает, что представителем общества на заседании комиссии 16.08.2022 озвучено, что фактически детальное описание химического состава требуемых Заказчику средств к поставке не препятствовало подаче обществом заявки на участие в закупке.
Довод Заявителя о том, что Заказчиком установлены такие требования к предмету закупки (салфеткам), которым соответствует единственный производитель, признается Комиссией Амурского УФАС России необоснованным ввиду следующего.
Из имеющихся в материалах дела документов, представленных Заказчиком, следует, что начальная (максимальная) цена контракта определялась Заказчиком посредством применения метода сопоставимых рыночных цен на основании информации о рыночных ценах на соответствующий товар при использовании полученных по запросу Заказчика коммерческих предложений, а также по направленным Заказчиком запросов в адрес хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на соответствующем товарном рынке.
Так, ИП Володиковым Т.Л. предложено к поставке дезинфицирующие средство "Лафит Септ Салфетки", производитель "Лафит", Россия.
ООО "ЮС ДВ" предложено к поставке дезинфицирующие средство "Ксион Элит", производитель ООО "НПК МедЭкс", Россия.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу, что совокупность требований к дезинфицирующему средству "салфетки", перечисленные в извещении N 0323300084122000106, соответствует характеристикам, как минимум двух различных торговых производителей.
Следовательно, довод заявителя об установлении в описании объекта закупки требований к товару (в частности, к салфеткам), которым соответствует единственный производитель товаров, не подтверждается материалами дела.
При этом, предметом закупки является поставка товара, а не его изготовление, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем такого товара.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в извещение о закупке требований к товарам, которые являются значимыми для заказчика, также не предусмотрена обязанность обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Заказчиком в извещении о закупке установлены требования к поставляемому товару с учетом потребностей медицинской организации и исходя из специфики вида деятельности.
Таким образом, учитывая, что, исходя из смысла пунктов 1, 6 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу, что нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика отсутствует.
При этом заявителем не представлено доказательств того, что сформулированные Заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников закупки, а также не доказано, что требования Заказчика каким-либо образом ограничило участников в возможности предложить товар с указанными характеристиками и принять участие в оспариваемой закупке.
Следовательно, у Комиссии Амурского УФАС России отсутствуют основания считать, что Заказчиком нарушены права и законные интересы заявителя.
Решая вопрос о необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу об отсутствии целесообразности такой выдачи поскольку закупка отменена Заказчиком.
Рассмотрев жалобу ООО "Сириус", руководствуясь пунктом 1 части 3, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России приняла
Р Е Ш Е Н И Е:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сириус" обоснованной в части.
2. Признать в действиях государственного заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Амурской области "Свободненская больница" нарушение части 3 статьи 7 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание государственному заказчику не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения административного производства.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии: М.М. Парнищева
Члены Комиссии: И.И. Левченко
Ю.В. Калямина
Е.В. Стрелкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 16 августа 2022 г. N 028/06/106-435/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2022