Резолютивная часть объявлена 15 августа 2022 г.
Изготовлено в полном объеме 18 августа 2022 г. г. Курск
Комиссия Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_> <_> <_> |
- председатель Комиссии, - член Комиссии, - член Комиссии, |
в присутствии представителей заказчика - Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курской области" (далее - ФКУЗ "МСЧ МВД России по Курской области") <_> (по доверенности, личность удостоверена), <_> (по доверенности, личность удостоверена), в присутствии представителей поставщика - Индивидуального предпринимателя Кастыкиной Натальи Борисовны (далее - ИП Кастыкина Н. Б.) <_> (по доверенности, личность удостоверена), <_> (по доверенности, личность удостоверена) очно,
рассмотрев в порядке ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_"), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078), представленное заказчиком - ФКУЗ "МСЧ МВД России по Курской области" обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) информации в отношении ИП Кастыкиной Натальи Борисовны (адрес: 305021, г. Курск, ул. Школьная, д. 54б/7, кв. 7; ИНН 463214448475), проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 09.08.2022 г. (вх. N 3867) поступило обращение заказчика - ФКУЗ "МСЧ МВД России по Курской области" о включении сведений в отношении ИП Кастыкиной Н.Б. (адрес: 305021, г. Курск, ул. Школьная, д. 54б/7, кв. 7; ИНН 463214448475) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по предмету: "Поставка оборудования, применяемого в медицинских целях" (закупка N0344100000322000009).
В соответствии с требованиями ст.104 ФЗ "О контрактной системе_", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, которым утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в случае поступления информации и документов об участнике закупки, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, контрольный орган в сфере закупок осуществляет проверку содержащихся в документах и информации фактов недобросовестности поставщика (подрядчика исполнителя).
Проверкой установлено следующее.
21.02.2022 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет "http://zakupki.gov.ru" (далее - ЕИС) заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N0344100000322000009 для нужд заказчика по предмету: "Поставка оборудования, применяемого в медицинских целях", проект контракта, ИКЗ:221463206151046320100100330032660244.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 057 000 руб. 00 коп.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.03.2022 NИЭА1, победителем закупки была признана ИП Кастыкина Н.Б (идентификационный номер заявки 212).
В силу ч.5 ст.24 ФЗ "О контрактной системе_", победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта..
18.03.2022 г. по результатам электронного аукциона между заказчиком - ФКУЗ "МСЧ МВД России по Курской области" и ИП Кастыкиной Н.Б. был заключён Контракт N17 от 18.03.2022 г. по предмету: "Поставка оборудования, применяемого в медицинских целях" на сумму 2 046 715 руб. 00 коп. (реестровый номер контракта 14632061510 22 000020) (далее - Контракт).
Пунктом 1.1. Контракта определено: "Поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3. Контракта, в течение 120 (Ста двадцати) календарных дней со дня заключения контракта".
В пп. 1.3 "Технических требований" Приложения N 2 к Контракту указано: "год выпуска - 2022, Аппарат рентгенодиагностический дентальный Planmeca ProOne, с принадлежностями (Финляндия)".
В письме от 11.04.2022 ИП Кастыкина Н.Б. сообщила Заказчику о невозможности произвести поставку товара 2022 года выпуска в связи с введенными странами Евросоюза ограничительными мерами в отношении Российской Федерации, вследствие которых нарушена поставка товаров производства Финляндии. Также ИП Кастыкиной Н.Б. в качестве решения проблемы предложено: "
- заключить Дополнительное соглашение к Контракту, в котором предусмотреть поставку товара, предусмотренного Контрактом, 2021 г. выпуска;
- впоследствии осуществить приемку товара, предусмотренного Контрактом, 2021 года выпуска".
В ответ на вышеуказанное письмо, Заказчик 13.04.2022 направил письмо N18/942 в адрес Поставщика, в котором сообщил о невозможности внести изменения в Контракт в части года выпуска, указав на то, что "год выпуска оборудования не является качественной, технической либо функциональной характеристикой товара, в связи с чем предлагаемое поставщиком оборудование не попадает под условия для замены товара, предусмотренного контрактом", а также на невозможность замены товара, предусмотренного Контрактом, на товар, предлагаемый Поставщиком.
15.04.2022 ИП Кастыкиной Н.Б в адрес ФКУЗ "МСЧ МВД России по Курской области" направлено письмо N15/04-1, в котором Поставщик указывает на письмо ООО "Стома - Денталь" от 12 апреля 2022, являющегося официальным дистрибьютором завода PLANMECA OY на территории Российской Федерации из которого следует, что "несмотря на готовность завода отгрузить оборудование, невозможно произвести поставку рентгенологического диагностического оборудования в связи с ограничениями, введенными Европейским Союзом на экспорт высокотехнологичных товаров и программного обеспечения. Запрашиваемый Вами аппарат рентгенологический дентальный Planmeca ProOne, с принадлежностями, относится к такому виду оборудования.
Относительно возможности нахождения аналогичного оборудования на территории РФ производства 2022 г. сообщаем, что согласно ответа, полученного с завода последняя поставка товарной партии рентгенологического оборудования была произведена в Россию 18 февраля 2022 года, поставленного в данной партии оборудование произведено в декабре 2021 года".
В установленный срок (по 16.07.2022 включительно) Оборудование по Контракту ИП Кастыкиной Н.Б. поставлено не было, в связи с чем ФКУЗ "МСЧ МВД России по Курской области" 18.07.2022 в адрес Поставщика было направлено письмо N18/1826, в котором указало на ненадлежащее исполнение условий контракта и на необходимость поставки Оборудования в срок по 21 июля 2022 г. включительно.
21.07.2022 ФКУЗ "МСЧ МВД России по Курской области" в адрес Поставщика было направлено письмо N18/1854, в котором Заказчик повторно указал на ненадлежащее исполнение условий контракта, а также на необходимость поставки Оборудования в срок по 24 июля 2022 г. включительно.
В ответ на письмо Заказчика от 18.07.2022 N18/1826, Поставщик 21.07.2022 направил в адрес ФКУЗ "МСЧ МВД России по Курской области" письмо N21/07-01, в котором повторно предложил Заказчику: "Заключить Дополнительное соглашение к Государственному контракту N17, в соответствии с которым внести изменения в требования, предъявляемы к году выпуска товара, как несущественные, изменив их на: "2021" или "новый, не бывший в эксплуатации и в заводской упаковке". Кроме того, в вышеуказанном письме, Поставщик указал на готовность "незамедлительно осуществить поставку Оборудования", а так же на то, что "если у ФКУЗ "МСЧ МВД России по Курской области" отсутствует возможность принять товар, соответствующий всем основным и существенным требованиям Государственного контракта N17, но с годом выпуска - декабрь 2021 г., предлагаем расторгнуть Государственный контракт N17 от 18.03.2022 г. по соглашению сторон".
ФКУЗ "МСЧ МВД России по Курской области" в связи с неисполнением условий Контракта, 25.07.2022 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как установлено ч.ч.8 - 9 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.12.3. Контракта: "Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством".
Частью 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_" установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что Заказчиком Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта сформировано и размещено с использованием единой информационной системы 25.07.2022.
Следовательно, датой поступления Поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно п. 2 ч. 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_" считается дата размещения в единой информационной системе такого Решения - 25.07.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Таким образом, дата расторжения Контракта приходится на 05.08.2022 г.
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2019 N 301-ЭС19-22283, а также позиции Президиума Верховного суда, для возникновения гражданско-правовых последствий в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки, при этом размещение соответствующих сведений на интернет-сайте необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено, прежде всего, в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок (Письмо ФАС России от 29.09.2020 N ИА/84081/20 "По вопросам ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
В ходе рассмотрения комиссии, представитель Заказчика не представил иных доказательств, свидетельствующих о намеренном отказе Поставщика от исполнения обязательств, по Контракту.
Вместе с тем, из имеющихся в материалах дела документов и письменной информации не усматривается наличие прямого умысла ИП Кастыкиной Н.Б., направленного на уклонение от поставки товара по контракту N17 от 18.03.2022 г.
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе_" в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Пунктом 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В соответствии с Информационным письмом Минфина России от 08.04.2022 N 24-01-09/29768 "О направлении информации о применении постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2022 г. N417" если по результатам рассмотрения обращения заказчика будет установлено, что надлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, информация о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) не подлежит включению в Реестр.
в частности, в соответствии с подпунктом "в" пункта 15 Постановления N 1078 к таким обстоятельствам непреодолимой силы относится введение:
политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц; иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).
Следовательно, невозможность исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, возникшая вследствие введения вышеуказанных санкций и мер ограничительного характера (далее - санкции) (например, в отношении закупаемого товара, работы, услуги, являющихся объектом закупки, материалов и оборудования, необходимых для поставки и (или) производства таких товаров, выполнения таких работ, оказания таких услуг), является обстоятельством для отказа во включении информации о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр.
Учитывая изложенное, если введение санкций повлекло невозможность исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта и, как следствие, расторжение с ним контракта и направление заказчиком в уполномоченный орган обращения о включении информации в Реестр, представляется целесообразным такому поставщику (подрядчику, исполнителю) с целью обеспечения защиты своих прав и законных интересов принять участие в заседании комиссии уполномоченного органа с представлением информации и документов, подтверждающих, что исполнение контракта оказалось невозможным в связи с введением санкций.
К таким информации и документам могут быть отнесены любые информация и документы, содержание которых позволяет определить причинно-следственную связь между санкциями и невозможностью надлежащего исполнения контракта (то есть, последовательно развивающиеся события между введением таких санкций до невозможности надлежащего исполнения контракта).
Как подтверждается материалами дела, представителями ИП Кастыкиной Н.Б. на заседании Комиссии представлены:
- информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий Контракта как это предусмотрено абз. 2 пп. "в" п. 15 Правил;
- информация и документы, в соответствии с которыми надлежащее исполнение Контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера), как это предусмотрено абз. 3 пп. "в" п. 15 Правил и Информационным письмом Минфина России от 08.04.2022 N 24-01-09/29768 "О направлении информации о применении постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2022 г. N417".
При таких обстоятельствах, в материалах дела имеются документы и сведения, подтверждающие невозможность надлежащего исполнения условий Контракта, в связи с чем у Комиссии в силу пп. "в" п 15 Правил отсутствуют правовые основания для включения сведений в РНП.
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе_" в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Ни ФЗ "О контрактной системе_", ни Правила не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр (РНП) без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Учитывая, что включение сведений в РНП, является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений ФЗ "О контрактной системе...", Комиссия при принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в РНП не ограничивается формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Размещение сведений об участнике размещения заказа в РНП осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения и выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта или установит факт умышленного неисполнения/ненадлежащего исполнения (выполнения) условий контракта.
Вместе с тем, согласно п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
С учетом изложенного, оценив в совокупности, представленные сторонами в материалы дела доказательства, с учетом сведений, размещенных в ЕИС, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать заказчику - Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курской области" в отношении Индивидуального предпринимателя Кастыкиной Натальи Борисовны (адрес: 305021, г. Курск, ул. Школьная, д. 54б/7, кв. 7; ИНН 463214448475) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 18 августа 2022 г. N РНП-46-659
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2022