Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) в составе:
<...>,
при участии посредством системы видео-конференц-связи представителей ФКУ "Северо-Западное окружное Управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" по доверенности от 10.08.2022 N Д-53 <...> (далее также - Заказчик), представителей ООО "Тирни энд Хендерсон" по доверенности от 20.12.2019 N 77 АГ 2903592 <...> (далее - также Участник, Поставщик), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте заседания Комиссии,
рассмотрев обращение Заказчика (вх. от 05.08.2022 N 20162-ЭП/22) о включении информации об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям
статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 03.09.2021 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку ручного гидравлический инструмент в рамках Государственного оборонного заказа (номер извещения 0372100047321000261) (далее - Аукцион, Товар).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 5 000 000,00 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.09.2021 N0372100047321000261-3 победителем аукциона признано ООО "Тирни энд Хендерсон", с которыми 28.09.2021 заключен государственный контракт от N 2122188102862007812033570/286 (далее - Контракт).
В силу пункту 1.1 Контракта Поставщик обязуется поставить Заказчику в адрес Грузополучателя(ей) ручной гидравлический инструмент с качественными и техническими характеристиками, со сроками изготовления (производства, выработки), гарантийными сроками (сроками годности), установленными в пункте втором Спецификации (отгрузочной разнарядке), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта (приложение N 1 к Контракту), в количестве и ассортименте, а также в установленные сроки поставки (в случае проведения монтажа и наладки со сроками монтажа и наладки и (или) обучения лиц, осуществляющих использование товара), указанными в прилагаемой Спецификации (отгрузочной разнарядке) к Контракту.
Согласно пункту 3 Спецификации к Контракту, срок поставки товара: с 10.01.2022 года и до 01.07.2022 года включительно.
06.06.2022 Поставщик направил письмо Заказчику с просьбой в целях недопущения срыва срока поставки Товара посодействовать в написании обращения на завод-изготовитель ПАО "Агрегат".
17.06.2022 Заказчик написал обращение в адрес ПАО "Агрегат" с просьбой рассмотреть возможность положительного решения вопроса по изготовлению и поставке продукции в адрес Поставщика.
По состоянию на 01.07.2022 Товар не был поставлен Заказчику.
08.07.2022 от ПАО "Агрегат" поступил ответ Заказчику, что Поставщик не имеет препятствий для приобретения продукции у ПАО "Агрегат" на общих основаниях, о чем Поставщику известно. Также, ПАО "Агрегат" уведомила об отсутствии на 08.07.2022 заявок от Поставщика на заключение договора и на поставку изделий.
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями части 8 - 25 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Условиями Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 8.5 Контракта, 20.07.2022 Заказчиком было принято решение расторгнуть Контракт в одностороннем порядке (далее - Решение).
В соответствии с частью 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Установлено, что 21.07.2022 Заказчик разместил Решение на ЕИС.
В соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, Поставщик был уведомлен надлежащим образом 21.07.2022.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Тирни энд Хендерсон" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, представленной Заказчиком, Контракт расторгнут 01.08.2022.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Поставщик на заседании Комиссии УФАС пояснил, что между ПАО "Агрегат" и ООО "Тирни энд Хендерсон" был заключен 7-ми летний дистрибьюторский договор N 11/12-д от 12.11.2019 (далее - Договор). В соответствии с пунктом 5 Договора, в случаях, когда размещаемый Дистрибьютором Заказ связан с исполнением государственного контракта (в том числе, но не ограничиваясь: контракта, заключенного в рамках государственного оборонного заказа, контракта, подлежащего обязательному казначейскому либо банковскому сопровождению), любая из Сторон вправе потребовать, а другая сторона обязана удовлетворить такое требование, подписать для такого Заказа отдельный договор поставки (в том числе размера предоплаты/аванса, сроков оплаты и поставки, условий казначейского сопровождения), обязаны отражать соответствующие условия государственного контракта, с исполнением которого связан размещаемый Заказ.
29.03.2022 ПАО "Агрегат" сообщили о своем намерении в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств по ряду положений Договора, в том числе пунктов 5.1-5.9 Договора.
Поставщик направил в адрес ПАО "Агрегат" досудебную претензию N 2804-2 от 28.04.2022, согласно которой просил ПАО "Агрегат" заключить соответствующий отдельный договор во исполнение государственного контракта N 2122188102862007812033570/286 от 28.09.2021.
Других документов, свидетельствующих об обращении ООО "Тирни энд Хендерсон" в период с 28.04.2022 по 01.07.2022 на заседание Комиссии УФАС представлено не было.
В связи с этим, Участник на заседание Комиссии УФАС не представил доказательств, препятствующих исполнению условий Контракта, а также документов, свидетельствующих о добросовестном поведении Участника, направленных на исполнение принятых обязательств в установленные Контрактом сроки.
Данные обстоятельства подтверждают недобросовестное поведение Участника, которое нарушило права Заказчика, поскольку Заказчик не достиг цели проводимой закупки.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с абзацем третьим части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Таким образом, при принятии решения об участии в закупке, осуществляемой согласно Закону о контрактной системе, в т.ч. способом электронного аукциона, участник должен осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий при уклонении от заключения контракта либо неисполнении обязательств по контракту.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
ЗАКЛЮЧИЛА:
1. Информацию об ООО "Тирни энд Хендерсон" (105082, Москва, ул. Большая Почтовая, д. 55/59, стр. 1, к. 649, ИНН: 7701905297), <...>, включить в Реестр в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Государственного контракта сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения информации об ООО "Тирни энд Хендерсон" в Реестр считать дату размещения указанной информации в ЕИС.
|
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
|
||||||
|
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по 1 разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведения в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
|||
|
01.08.22 |
03.08.22 |
03.08.22 |
0 |
05.08.22 |
11.08.22 |
11.08.22 |
0 |
15.08.22 |
15.08.22 |
0 |
0 |
|
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 августа 2022 г. N 078/10/104-986/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2022