Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей ФГБУ "Северо-Западный окружной научно-клинический центр имени Л.Г. Соколова Федерального медико-биологического агентства" (далее - Заказчик):; ООО "Комбинат социального питания" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 20318-ЭП/22 от 08.08.2022) на действия Заказчика при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации лечебного питания пациентов ФГБУ СЗОНКЦ им. Л.Г. Соколова ФМБА России (извещение N 0372100011722000392) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 22.07.2022 в единой информационной системе, номер извещения 0372100011722000392. Начальная (максимальная) цена контракта - 135 157 279, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в утверждении ненадлежащего порядка оценки заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
В соответствии с п. 16 Положения об оценке заявок для оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением об оценки заявок, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Как установлено ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком для оценки заявок участников закупки использован, в том числе, критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Согласно электронному документу "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах.docx" к извещению о проведении закупки показателем названного критерия является "характеристика N 1 (качество товаров (работ, услуг) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
В вышеуказанном приложении Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок на участие в рассматриваемой части:
Для оценки заявок по показателю установлена шкала оценки.
Уровень шкалы |
Значение показателя |
Количество баллов |
а |
Предложение о качестве услуг*(1) не представлено или не соответствует уровням шкалы б - е |
0 |
б |
Представлено предложение о качестве услуг тип 1 |
20 |
в |
Представлено предложение о качестве услуг тип 2 |
40 |
г |
Представлено предложение о качестве услуг тип 3 |
60 |
д |
Представлено предложение о качестве услуг тип 4 |
80 |
е |
Представлено предложение о качестве услуг тип 5 |
100 |
По мнению Заявителя, вышеуказанная шкала оценки является непропорциональной.
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что количество баллов по шкале оценки предусматривает наиболее высокую оценку за максимально полное описание качественных характеристик объекта закупки по установленному показателю в предложении о качестве, представляемого участником закупки.
Комиссия УФАС констатирует, что в рассматриваемом случае, установленная Заказчиком шкала оценки является пропорциональной, поскольку содержит в себе зависимость, которая определяется посредством шкалы и выражается во взаимном соотношении представленных сведений.
Довод жалобы признан необоснованным.
2. Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке предусмотрены следующие положения:
Предложение должно разрабатываться участником на основе извещения о проведении закупки со всеми приложениями к нему. Предложение считается не представленным при отсутствии явным образом обозначенных частей предложения, и/или не соответствии необходимому составу, и/или противоречии действующему законодательству, в том числе утвержденным и действующим нормативам, стандартам и правилам в области оказания услуг по предмету закупки, и/или наличии логических и/или методических ошибок, которые в том числе могут повлиять на качество и/или срок оказания услуг.
Проанализировав вышеуказанный порядок оценки, Комиссия УФАС приходит к выводу, что вышеуказанное условие порядка оценки по критерию "Качественные характеристики объекта закупки" с учетом предмета закупки, не является надлежащим и ограничивает возможность участника закупки получить максимальное количество баллов по данному показателю, поскольку не содержит критериев отнесения предложения, имеющего явно обозначенные части предложения, а также не раскрывает понятия критериев логических, либо методических ошибок, которые могут содержаться в предложении участника закупки.
В действиях Заказчика усматривается нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 (п. 11 ч. 1 ст. 42) Закона о контрактной системе, а довод жалобы является обоснованным.
К аналогичным выводам Комиссия УФАС пришла в отношении довода N 4 жалобы.
3. Извещением об осуществлении закупки предусмотрены следующие положения:
Предложение о качестве считается предоставленным участником закупки в отношении технологии приготовления блюд лечебного питания при наличии: описания процесса обработки сырья и производства продукции лечебного питания, требования к которым установлены нормативно-правовыми актами и стандартами, действующими в Российской Федерации (далее - СП), описания технологию приготовления каждого блюда, исчерпывающий перечень которых указан в карточках-раскладках (приложение N 2 к техническому заданию), описания процесса подачи блюд, требования к которому установлены СП (в случае если техническим заданием предусмотрена раздача блюд), указания в том числе дополнительных технических характеристик и потребительских свойств (конкретных показателей) товаров, используемых при оказании услуг помимо наименований и показателей товара, установленных в приложении N5 к техническому заданию, сведения о которых должны быть указаны с учетом инструкции, представленной в требованиях к составу заявки.
Согласно представленным на заседание Комиссии УФАС возражениям, вышеуказанный порядок оценки соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Также электронным документом "требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке.docx" установлена инструкция по заполнению заявки, содержащая следующие положения:
При указании технических характеристик и потребительских свойств (конкретных показателей) товаров, используемых при оказании услуг (приложение N5 к техническому заданию) должны быть указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться (без применения слов "должен", "должно", "должны", "быть", "будут", "обязан", "требуется", "необходимо", "нужно", "следует", "возможно", "вероятно", "может", "эквивалент", "аналог", "желательно" и их производных).
При установлении заказчиком требования к товару (приложение N5 к техническому заданию) со ссылкой на технический регламент, применяемый в национальной (межгосударственной, международной) системе стандартизации или на документ по техническому регулированию (далее - Стандарт) и прямым указанием реквизитов последнего в сокращенном виде (например, "ГОСТ 12345-2017"), участник закупки должен представить конкретное значение характеристики товара точно в соответствии с указанным Стандартом, при этом представленное (-ые) значение (-я) должно (-ы) соответствовать установленным нормативам и требованиям Стандартов в том числе в части показателей качества исходных материалов изготовления или иных составляющих и элементов, если таковые влияют на качественные, эксплуатационные, технические и функциональные показатели объекта закупки, и Стандарт содержит прямое указание на такую зависимость.
Изучив вышеуказанный порядок оценки, установленный в рамках показателя "Качество услуг" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", Комиссия УФАС приходит к выводу, что он установлен в соответствии с требованиями Положения.
Спорный порядок оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
Анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки позволяет прийти к выводу, что он не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта.
Довод жалобы не нашел своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
4. Выявленные в действиях Заказчика нарушения законодательства о контрактной системе являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Комбинат социального питания" обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 (п. 11 ч. 1 ст. 42) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
-------------------------------------------
*(1) предложение участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 августа 2022 г. N 44-2510/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2022