Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБДОУ детский сад N 54 Фрунзенского района СПб (далее - Заказчик): заведующей Штоколовой Е.В.;
ООО "ГАТРИА" (далее - Участник, Исполнитель): Николаевой Н.Б. по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 20289-ЭП/22 от 08.08.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту по замене напольного покрытия в спортивном зале (пом. N12 - 1 этаж) в ГБДОУ детский сад N 54 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (извещение N 0372200086222000005),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 28.03.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту по замене напольного покрытия в спортивном зале (пом. N12 - 1 этаж) в ГБДОУ детский сад N 54 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (извещение N 0372200086222000005) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 180 804,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.04.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ГАТРИА".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ГАТРИА" заключен государственный контракт N 0372200086222000005-54 от 20.04.2022 на сумму 165 435,66 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 7.5 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 26.07.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ГАТРИА".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по текущему ремонту по замене напольного покрытия в спортивном зале (пом. N12 - 1 этаж) в ГБДОУ детский сад N 54 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Работы) с 01.07.2022 по 05.08.2022 (п.п. 2.1, 2. Контракта).
Пунктом 2.1 Контракта установлено, что Заказчик осуществляет передачу объекта для выполнения работ Подрядчику в течение 5 календарных дней до начала выполнения работ, стороны подписывают акт передачи объекта (с указанием показаний счетчиков энерго-, водо-, теплоресурсов) для выполнения работ.
Заказчик не позднее 1 календарного дня до момента передачи объекта извещает Подрядчика о дате, времени и месте передачи объекта для выполнения работ.
07.07.2022 в адрес Участника было направлено письмо (исх. N б/н) о готовности передать Объект в работу. Однако ответ от Участника не последовал.
08.07.2022 Заказчик повторно вызвал Участника для передачи Объекта в работу 11.07.2021 в 11:00.
Помимо извещений по электронной почте Заказчик неоднократно связывался с Участником посредством телефонной связи с целью передачи Объекта в работу, звонки совершались по номеру телефона 8 (963) 305-95-55 (24.06.2022).
По состоянию на 26.07.2022 Участник Объект не принял, к выполнению Работ по Контракту не приступил.
Учитывая вышеизложенное на основании п. 7.5. Контракта, п. 1 ст. 450.1 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
26.07.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ГАТРИА" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 08.08.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
Разделом 4 Контракта регламентированы встречные обязательства сторон по передачи Объекта для выполнения Работ.
Так Заказчик обязан был передать Участнику Объект по акту передачи объекта для выполнения работ (далее - Акт) с участием СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга" (далее - Служба заказчика) (с указанием в акте показаний счетчиков энерго-, водо-, теплоресурсов) (п. 4.1.1 Контракта), а Участник обязан был принять от Заказчика по акту объект для выполнения работ в сроки, установленные п. 2.1 Контракта (с указанием в акте показаний счетчиков энерго-, водо-, теплоресурсов) (4.2.1. Контракта).
Таким образом, Заказчик обязан был передать Объект Участнику в срок не позднее 01.07.2022 с уведомлением о готовности передать Объект для выполнения Работ не позднее 30.06.2022. Однако Заказчик согласно письму N 114 от 11.07.2022 уведомил Участника о готовности передать Объект только 07.07.2022.
В ответ на уведомление Заказчика от 07.07.2022 N б/н о готовности передать Объект для выполнения Работ, Подрядчик письмом N 36 от 08.07.2022 уведомил Заказчика о необходимости устранения выявленных несоответствий между фактическими объемами работ и объемами работ, указанных в сметном расчете, а именно: в сметном расчете отсутствуют демонтажные работы кварц-виниловой плитки в размере 50,9 м2, демонтажные работы ЦСП (цементно-стружечной плиты) 18 в размере 50,9 м2. В связи с изложенным Участником было предложено расторгнуть Контракт по соглашению сторон. При этом отказа от приема Объекта для выполнения работ со стороны Участника не заявлялось.
На указанную претензию Заказчик отказался расторгнуть Контракт по соглашению сторон.
Письмом от 11.07.2022 N 114 Заказчик уведомил Участника о принятии 11.07.2022 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта вследствие непринятия Участником Объекта для выполнения Работ.
Вместе с тем установленный п. 2.2. Контракта срок выполнения работ на дату принятия решения об одностороннем отказе не истек, доказательства о невозможности выполнить Работы в предусмотренный Контрактом срок до 05.08.2022 Заказчиком в Решении не указаны.
В целях примирения сторон Участник 18.07.2022 направил в адрес Заказчика письмо (письмо N 40 от 18.07.2022), в котором указал, что для своевременного устранения выявленных нарушений как со стороны Заказчика, так и со стороны Участника, просил обеспечить передачу Объекта для выполнения работ в срок не позднее 20.07.2022. А также в случае устранения нарушения по принятию Объекта для выполнения работ в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Дополнительно, Участник указал, что со своей стороны готов подписать акт передачи объекта (с указанием показаний счетчиков энерго-, водо-, теплоресурсов) для выполнения работ в 11 час. 00 мин. 20.07.2022, так как Работы, предусмотренные Контрактом, возможно было исполнить в установленный срок до 05.08.2022 надлежащим образом.
Однако Заказчик 20.07.2022 Объект в работу не передал. Письмом от 20.07.2022 N б/н на предложение устранить выявленные нарушения Контракта, как со стороны Заказчика, так и со стороны Участника Заказчик ответил отказом.
Участник полагает, что вышеназванное Решение является незаконным, принято Заказчиком в отсутствие правовых оснований, поскольку именно со стороны Заказчика надлежащим образом не исполнена обязанность по передаче Объекта в срок не позднее 5 календарных дней до начала выполнения Работ, а именно 01.07.2022. Заказчик выразил готовность передать Объект Участнику только 08.07.2022, согласно уведомлению N б/н от 07.07.2022. Данное обстоятельство Заказчик не отрицает, что подтверждается письмом от 11.07.2022 N 114.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ГАТРИА" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем п. 4.2.1 Контракта предусмотрена обязанность Участника принять от Заказчика по акту объект для выполнения работ в сроки, установленные п. 2.1. Контракта (с указанием в акте показаний счетчиков энерго-, водо-, теплоресурсов). При этом Объект не был принят Участником. Таким образом Участник не исполнил требования Контракта, а также не предпринял всех возможных действий для его исполнения, что по мнению Комиссии УФАС свидетельствует о недобросовестном поведении ООО "ГАТРИА".
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ГАТРИА" (197760, г. Санкт-Петербург, г. Кронштадт, ул. Юрия Инге, д. 8, лит. А, кв. 61), ИНН: 7843007884; сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Ладыгин Сергей Викторович, ИНН: 781801189399, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ГАТРИА" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
08.08.22 |
10.08.22 |
08.08.22 |
0 |
08.08.22 |
15.08.22 |
15.08.22 |
0 |
18.08.22 |
18.08.22 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 августа 2022 г. N РНП-78-998/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2022