Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБУ СШ "Локомотив" (далее - Заказчик): Беляевой Е.Е. по доверенности,
ООО "ТВК-инжиниринг" (далее - Участник): Кощаева Д.С. по доверенности, Федосимова А.В. по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 20540-ЭП/22 от 10.08.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на выполнение работ по обследованию технического состояния строительных конструкций здания, разработке и согласованию проектно-сметной документации на проведение работ по сохранению и приспособлению здания Государственного бюджетного учреждения спортивная школа "Локомотив" Выборгского района Санкт-Петербурга - объекта культурного наследия регионального значения "Здание бытового обслуживания", входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения "Городок текстильщиков (жилой комплекс)" по адресу: г. Санкт-Петербург пр. Лесной д. 59 лит. Д корп. 7 для современного использования (извещение N 0172200004621000213),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 10.11.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на выполнение работ по обследованию технического состояния строительных конструкций здания, разработке и согласованию проектно-сметной документации на проведение работ по сохранению и приспособлению здания Государственного бюджетного учреждения спортивная школа "Локомотив" Выборгского района Санкт-Петербурга - объекта культурного наследия регионального значения "Здание бытового обслуживания", входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения "Городок текстильщиков (жилой комплекс)" по адресу: г. Санкт-Петербург пр. Лесной д. 59 лит. Д корп. 7 для современного использования (извещение N 0172200004621000213) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 6 823 407,62 рублей.
Согласно Протоколу подведения итогов конкурса с ограниченным участием в электронной форме от 13.12.2021 N ППИ1 ООО "ТВК-инжиниринг" было признано победителем Конкурса, как участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ТВК-инжиниринг" был заключен государственный контракт N 27.2021 от 24.12.2021 на сумму 6 175 183,90 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.3 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 26.07.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ТВК-инжиниринг".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по обследованию технического состояния строительных конструкций здания, разработке и согласованию проектно-сметной документации на проведение работ по сохранению и приспособлению здания Государственного бюджетного учреждения спортивная школа "Локомотив" Выборгского района Санкт-Петербурга - объекта культурного наследия регионального значения "Здание бытового обслуживания", входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения "Городок текстильщиков (жилой комплекс)" по адресу: г. Санкт-Петербург пр. Лесной д. 59 лит. Д корп. 7 для современного использования (далее - Работы).
Пунктом 3.1 Контракта установлено начало выполнения работ: в течение 3 (трех) рабочих дней с момента (даты) подписания Акта передачи Объекта и исходных данных для выполнения работ от Заказчика в соответствии с п. 14 Задания на проектирование (Приложение N 1 к Контракту). Акт передачи Объекта и исходных данных от Заказчика для выполнения работ должен быть подписан Заказчиком, Подрядчиком и представителем ГБУ "Служба Заказчика администрации Выборгского района Санкт-Петербурга" (далее - Технический надзор) в течение 3 (трех) рабочих дней с момента (даты) подписания контракта Сторонами.
Срок выполнения Работ - 150 календарных дней (п. 3.2 Контракта).
В соответствии с п. 3.3 Контракта датой окончания выполнения работ по разработке и согласованию проектно-сметной документации является дата подписания акта приёма-передачи проектно-сметной документации, по форме N КС-2.
Срок выполнения Работ истек, выполненные Работы к приемке Участник не предоставил, в связи с чем Заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта на основании ст. 715 ГК РФ, п. 3 ст. 715 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 11.3 Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
26.07.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 08.08.2022.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика ввиду следующих обстоятельств.
17.12.2021 Участник обратился в КГИОП за предоставлением архивных данных технического обследования и разработке проекта приспособления.
В соответствии с условиями Контракта Заказчик обязан:
5.1.1. Передать Подрядчику по акту передачи Объект и исходные данные для проектирования по п. 14 Задания на проектирование (Приложение N 1 к Контракту) для выполнения работ в срок, указанный в п. 3.1. настоящего Контракта.
28.12.2021 сторонами Контракта был составлен акт передачи объекта и первичных исходных данных от Заказчика.
17.02.2022 Участник отправил письмо (N 62, 65) о согласовании планировочных решений.
В соответствии с условиями Контракта Подрядчик обязан:
5.2.12. Известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить выполнение работ при обнаружении:
- возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе выполнения работ;
- иных, независящих от Подрядчика обстоятельств, создающих невозможность выполнения работ в срок, указанный в п. 3.2 Контракта.
Для дальнейшего выполнения работ Участнику (в частности получения разрешения от КГИОП на проведение работ по исследованию и изысканиям) необходимо было получение ряда дополнительных документов от Заказчика.
Кроме того, в соответствии с условиями Контракта Подрядчик вправе:
5.4.2. Потребовать от Заказчика разъяснений по любому вопросу, связанному с выполнением работ по настоящему Контракту. Разъяснения должны быть даны Заказчиком в трёхдневный срок в письменной форме. Требования Подрядчика предоставляются в письменном виде, являются официальным документом и должны регистрироваться и храниться Заказчиком на протяжении срока действия Контракта. Копии требований хранятся у Подрядчика.
17.02.2022 письмом N 64 Заказчику был направлен запрос о предоставлении охранного обязательства.
18.02.2022 письмом N 66 Заказчику направлено письмо о предоставлении охранного обязательства (уточнение: обязанности у Участника получение охранного обязательства не предусмотрено).
18.02.2022 письмом N 67 Заказчику отправлен дополнительный запрос сведений о присоединении, радиоточка, интернет, телевидение, телефонная связь.
24.02.2022 после корректировки документации и внесения изменений в соответствии с пожеланиями Заказчика, в его адрес отправлено письмо (письмо N 082) о согласовании планировочных решений.
28.02.2022 письмом N 87 планировочные решения согласованы с Заказчиком и приняты в работу.
28.02.2022 письмом N 088 направлена заявка в теплоснабжающую организацию ТЭК на увеличение мощности в связи с уточненными требованиями Заказчика и заданием КГИОП.
01.03.2022 письмом N 91 Заказчик уведомлен о причинах задержки выполнения Работ.
Заказчик после передачи планировок 14.01.2022 в соответствии с заданием на проектирование многократно вносил корректировки в планировочные решения, что повлекло за собой внесение изменений. Согласно протоколу совещания от 10.02.2022 было получено задание перепланировки второго этажа, что послужило внесению новых изменений в уже выполненные планировочные чертежи.На совещании от 17.02.2022 было принято Заказчиком решение до 18.02.2022 устранить замечания и предоставить новый график производства работ. Документация была передана 24.02.2022, замечания устранены.
02.03.2022 письмом N 94 Участник уведомил Заказчика о сдаче документов в КГИОП.
05.03.2022 письмом N 99 Участник отправил в ТЭК запрос на новые ТУ.
22.03.2022 получен ответ КГИОП отказ в разрешении в связи с непредоставлением документов от Заказчика о праве собственности владения.
23.03.2022 письмом N 132 отправлена рекомендация Заказчику обратится в комитет имущества для получения правоустанавливающих документов.
24.03.2022 Заказчику было направлено письмо рекомендация (N 135) об обращении в комитет имущественных отношений для получения правоустанавливающих документов на ЗУ и объект капитального строительства.
05.04.2022 письмом N 151 Участник просил Заказчика в срочном порядке предоставить требуемые КГИОП правоустанавливающие документы.
08.04.2022 (письмом N 164 Участник уведомил Заказчика о приостановке в связи с непредоставлением правоустанавливающих документов и отсутствием возможности и разрешения от уполномоченных органов.
16.06.2022 Участником был направлен ответ (N 254) на письмо Заказчика о нарушении сроков выполнения Работ.
12.07.2022 от КГИОП получен очередной отказ для выдачи разрешения на проведение работ. Более того КГИОП уведомил Заказчика (правообладателя Здания) о недействительности Задания на выполнения работ, в связи с его не подписанием Заказчиком и непредоставлением в КГИОП (п. 5 письмо N 01-26-1085/22-0-1 от 12.07.2022).
Таким образом, на 12.07.2022 Работы по Контракту были приостановлены, а Заказчик не предоставил в адрес Участника исходные данные для проектирования (актуальное и действующее задание КГИОП). В связи с вышеуказанным, Заказчик просрочил выполнение п. 5.1.1. Контракта в части передачи Задания от КГИОП более чем на 196 календарных дней.
В ходе выполнения Контракта в связи с изменениями технических условий (изменением объемов и мощностей), Заказчику необходимо было предоставить новые Технические условия в части водоснабжения и электроснабжения, а также предоставить требуемые КГИОП правоустанавливающие документы на земельный участок и здание (помещения). После получения отрицательного решения в выдаче задания от КГИОП Участник неоднократно обращался к Заказчику с просьбой предоставить правоустанавливающие документы. 02.06.2022 Заказчик обратился с запросом в комитет имущественных отношений, на который был получен ответ 14.06.2022, что Заказчиком несвоевременно были предоставлены правоустанавливающие документы на все помещения "Здание бытового обслуживания", исходные данные; правоустанавливающие документы на земельный участок объекта, градостроительный план, топографический план в масштабе 1:5000 согласованный в КГА, а также согласованные в соответствующих инстанциях существующие инженерные сети. В связи с отсутствием вышеназванных документов, не представлялось возможным согласовать проектно-сметную документацию и получить положительное заключение экспертизы, разрешение ГАСН и ордера ГАТИ.
Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от 06.05.2022 (в части приспособления объектов для современного использования) утверждено Заказчиком и передано Участнику 26.05.2022, но только 27.06.2022 (после окончания действия Контракта) задание было зарегистрировано Заказчиком в КГИОП.
По причине несвоевременной передачи Заказчиком задания в КГИОП, Участник получил отказ в выдаче разрешения. В связи с этим, разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения от КГИОП было получено 29.07.2022. Протоколом совещания от 05.05.2022 были утверждены сроки выполнения работ согласно графику. Сторонами было согласовано продление срока выполнения работ до 30.09.2022.
По словам представителя Участника, часть Работ, которые возможно было выполнить без отсутствующих документов, была выполнена Участником и сдана Заказчику, а именно: работы, выполненные по Контракту в части разработки проектной документации согласований и разрешений (СШЛ 27 21 ЭОМ.pdf / СШЛ 27 21 СОУЭ.pdf / СШЛ 27 21 ИОС СОТ.pdf / СШЛ 27 21 ИОС СКУД.pdf / СШЛ 27 21 ИОС СКС.pdf / СШЛ 27 21 ИОС РФ.pdf / СШЛ 27 21 РАСЦО.pdf / СШЛ 27 21 ОС.pdf / СШЛ 27 21 АПС.pdf / СШЛ_27-21-ИОС4.2 изм.pdf / Планировки / ТЗ на отделку и оборудование /Фасады /Отчет обследование здания.pdf / Отчет по геодезии.pdf /Согласованная Программа в КГИОП /Разрешение КГИОП от 29.07.2022).
Учитывая вышеизложенное представитель Участника ходатайствовал о невключениии ООО "ТВК-инжиниринг" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что ООО "ТВК-инжиниринг" является добросовестным исполнителем Контракта, который предпринимал и предпринимает все зависящие от него действия для выполнения обязательств по Контракту в полном объеме.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника не подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ТВК-инжиниринг" (ИНН: 7802764324) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 августа 2022 г. N РНП-78-1008/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2022