Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) в составе:
"..."
при участии посредством системы видеоконференцсвязи представителя ФГКОУ ВО "Санкт-Петербургский университет МВД Российской Федерации" (далее - Заказчик) "...", представителя ООО "Фроузен Фиш" (далее - Заявитель) "...", рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 20433-ЭП/22 от 09.08.2022) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на продукты питания (свинина замороженная) в рамках государственного оборонного заказа (извещение N 0372100008622000037) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной
службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Санкт-Петербургское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 20433-ЭП/22 от 09.08.2022) на действия Заказчика, при проведении открытого конкурса в электронной форме на продукты питания (свинина замороженная) в рамках государственного оборонного заказа (извещение N 0372100008622000037)
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводом Заявителя не согласился, указал, что при проведении Конкурса не допущено нарушений действующего законодательства.
В силу п. 3.32 Административного регламента по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается.
После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае если после окончания перерыва изменился состав Комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.
16.08.2022 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, после которого рассмотрение жалобы продолжалось 17.08.2022 тем же составом Комиссии УФАС.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 22.07.2022.
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 410 465,00 руб.
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 10.08.2022.
4) дата проведения электронного аукциона - 15.08.2022.
Согласно извещению о проведении Конкурса закупка осуществляется в рамках государственного оборонного заказа.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, имеющиеся документы, подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604) утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу пункта 3 Постановление N 2604 для оценки заявок применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В силу п. 24 Постановление N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Постановлением N 2604, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Заказчиком установлены следующие критерии Порядка оценки заявок:
1. Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги (40 %);
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (60%).
В рамках критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" Заказчиком в Порядке оценки установлены следующие показатели оценки и показатели оценки, детализирующие показатели оценки и порядок оценки по ним:
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
60 % |
наличие у участников закупки оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании |
35 % |
признак N 1 (наличие у участников закупки материально-технической базы, необходимой для поставки товаров по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс) |
100 % |
оценка заявок осуществляется по шкале оценки в соответствии с пунктом 22 Положения: - Предложение о наличии у участника закупки материально-технической базы, необходимой для поставки товаров по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс - 100 баллов; - Предложение об отсутствии у участника закупки материально-технической базы, необходимой для поставки товаров по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс - 0 баллов. |
наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта |
65 % |
признак N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) |
30 % |
оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 20 Положения: , где: Хi - значение признака, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) оценке по признаку N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта"; где - предельное минимальное значение признака N 1, установленное Заказчиком, равное тридцати пяти миллионам рублей; где - предельное максимальное значение признака N 1, установленное Заказчиком, равное восьмидесяти миллионам рублей. |
|||
признак N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) |
20 % |
оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 20 Положения: , где: Хi - значение признака, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по признаку N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта"; где - предельное минимальное значение признака N 2, установленное Заказчиком, равное десяти договорам; где - предельное максимальное значение признака N 2, установленное Заказчиком, равное тридцати договорам. |
|||||
признак N 3 (наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров) |
50 % |
оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 20 Положения: , где: Хi - значение признака, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по признаку N 3 (наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров) показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта"; где - предельное минимальное значение признака N 3, установленное Заказчиком, равное десяти миллионам рублей; где - предельное максимальное значение признака N 3, установленное Заказчиком, равное двадцати миллионам рублей. |
В соответствии с пунктом 20 Постановления N 2604 если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из следующих формул, предусмотренных подпунктами "а"-"з" пунктом 20 Постановления N 2604.
Согласно порядку оценки заявок Заказчиком для расчета баллов по признакам N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) и N 3 (наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров), детализирующим показатель "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлена формула, предусмотренная подпунктом "з" пункта 20 Постановления N 2604, в соответствии с которой в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки:
Комиссией УФАС установлено, что по Детализирующему признаку N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) установлены следующие минимально и максимальные предельные значения:- предельное минимальное значение признака N 1, установленное Заказчиком, равное тридцати пяти миллионам рублей; - предельное максимальное значение признака N 1, установленное Заказчиком, равное восьмидесяти миллионам рублей. По Детализирующему признаку N 3 (наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров) Заказчиком установлены следующие минимально и максимальные предельные значения:- предельное минимальное значение признака N 3, установленное Заказчиком, равное десяти миллионам рублей; - предельное максимальное значение признака N 3, установленное Заказчиком, равное двадцати миллионам рублей.
В силу пункта 18 Постановления N 2604 если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 к Постановлению N 2604, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
Вместе с тем, Заказчиком не представлено доказательств необходимости установления предельных значений по признакам, детализирующим показатель "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Таким образом, действия Заказчика, установившего предельные минимальные и максимальные значения по признакам, детализирующим показатель "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" создает неравные условия для разных категорий участников рынка, ограничивает круг потенциальных участников открытого конкурса и установленный Заказчиком порядок оценки заявок в отсутствие надлежащего обоснования не корреспондируется с положениями установленными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, следовательно действия Заказчика нарушают п. 4 ч. 2 ст. 42 (ч. 8 ст. 32) Закона о контрактной системе, а доводы жалобы признаются обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 43, 48, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Фроузен Фиш" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 8 ст. 32 и п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Заместитель председателя Комиссии "..."
Члены Комиссии "..."
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 августа 2022 г. N 078/06/106-1000/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2022