Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "Управление инвестиций" (далее - Заказчик): по доверенности,
ИП Веретенников Артем Дмитриевич (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 20535-ЭП/22 от 10.08.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку бумаги печатной прочей в 2022 году (извещение N 0372200237722000002),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 24.02.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку бумаги печатной прочей в 2022 году (извещение N 0372200237722000002) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 643 591,32 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.03.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Веретенников Артем Дмитриевич.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Веретенниковым Артемом Дмитриевичем заключен государственный контракт N 03722002377220000020001 от 22.03.2022 на сумму 431 205,96 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.2 Контракта предусмотрено право Заказчика отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 26.07.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Веретенниковым Артемом Дмитриевичем в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Поставщик обязуется поставить бумагу печатную прочую (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно п. 3.1 Контракта Поставщик должен был самостоятельно доставить Товар Заказчику по адресу: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская улица, дом 20, лит. А - 2, 7 этажи в сроки, указанные в Графике поставки товара, являющимся приложением N 2 к Контракту.
В соответствии с Графиком поставки товара, являющимся приложением N 2 к Контракту (далее - График поставки товара), срок доставки товаров по первому этапу составляет 10 (десять) рабочих дней с даты заключения Контракта. Срок исполнения первого этапа истек 05.04.2022. Согласно Графику поставки товара, сроком исполнения второго этапа является 15.06.2022. В установленные сроки Поставщиком не были исполнены взятые на себя обязательства по поставке Товара.
Заказчиком 14.04.2022 была направлена претензия в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту с требованием об исполнении Поставщиком взятых на себя обязательств, претензия была получена Поставщиком 25.04.2022.
В связи с существенным нарушением Участником условий Контракта, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 26.07.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.08.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседание Комиссии УФАС ИП Веретенников Артем Дмитриевич представил письменные пояснения, в которых указал следующее:
Участник планировал исполнить Контракт в полном объеме в соответствии с требованиями Контракта. Исполнение данного Контракта являлось обычной хозяйственной деятельностью, так как начиная с 2021 года Участником было успешно выиграно и исполнено более 100 государственных контрактов в срок, без штрафов и пени.
Для исполнения взятых на себя обязательств ИП Веретенниковым Артемом Дмитриевичем была проведена работа по формированию стабильных каналов поставки с двух заводов: НПАО "Сильвамо Корпорейшн Рус" и ООО "Монди Сыктывкарский ЛПК" через официальные дистрибьюторы: Комус, Формат, Финсиб, Европапир, Фарм.
Работа была построена таким образом, что изменения цен происходили в плановом режиме, Участник не мог их предвидеть на дистанции до полугода. Изменение цен не было существенным, не влияло на исполнение контрактов.
В феврале 2022 года Участник столкнулся с дефицитом офисных бумаг марок А и В, поэтому исполнение контрактов не всегда было возможно в начале регламентированного срока. В связи с этим, был разработан график поставок таким образом, чтобы исполнить все государственные контракты в регламентированный срок.
Начиная с марта 2022 года произошел резкий скачок цен на офисную бумагу всех марок, временно Участник не мог приобрести бумагу марок В и А. Цена на бумагу марки С доходила до 800 рублей за пачку. Данная ситуация связана с тем, что в адрес крупнейшего производителя офисной бумаги на территории Российской Федерации НПАО "Сильвамо Корпорейшн Рус" финская компания Kemira остановила поставки отбеливателя, что в свою очередь вызвало дефицит на рынке офисной бумаги.
Участник уведомил Заказчика об обстоятельствах, препятствующих исполнению Контракта.
Подавая заявку на участие в Аукционе, Участник не мог предвидеть изменения в международной политической обстановке и применения в отношении России санкций, что повлекло невозможность поставки товара, требуемого Заказчику.
Вместе с тем Комиссией УФАС установлено, что между Участником и Заказчиком были заключены государственные контракты на поставку бумаги, которые исполняются без нареканий со стороны Заказчика.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ИП Веретенникова Артема Дмитриевича предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, включение ИП Веретенникова Артем Дмитриевич в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ИП Веретенникова Артема Дмитриевича (ИНН: 784802495235) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 августа 2022 г. N РНП-78-1005/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2022