Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение МКУ "ЖКЭС" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ДПО ВАН" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на текущий ремонт тротуара по ул. Промышленная, г. Чайковский: в границах от путепровода до ТЦ "Аквареал" (восстановление несущей способности) (изв. N 0856300008422000175),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0856300008422000175 Заказчиком проводился электронный аукцион на текущий ремонт тротуара по ул. Промышленная, г. Чайковский: в границах от путепровода до ТЦ "Аквареал" (восстановление несущей способности).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 253 378,40 руб.
Заслушав представителя Подрядчика, исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
16.05.2022 г. между Заказчиком и ООО "ДПО ВАН" заключен контракт N 175-АЭ/22 на текущий ремонт тротуара по ул. Промышленная, г. Чайковский: в границах от путепровода до ТЦ "Аквареал".
В связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, указанных в Контракте, 18.07.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 8 Контракта).
18.07.2022 г. указанное решение размещено в реестровой записи контракта N 3592003111122000037 в разделе "Решение об одностороннем отказе".
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить текущий ремонт тротуара по ул. Промышленная, г. Чайковский: в границах от путепровода до ТЦ "Аквареал" (восстановление несущей способности) (далее - работа), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Объем работ, требования к качеству, порядку выполнения работ, результату работ, а также требования к гарантии качества выполненной работы, гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества (в случае установления таких требований) определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок начала выполнения работ: С даты заключения Контракта
1.4. Срок окончания выполнения работ: 45 календарных дней с даты начала выполнения работ
1.5. Место выполнения работ: Тротуар по ул. Промышленная, г. Чайковский.
4.1 Заказчик вправе:
4.1.1Требовать от Подрядчика, надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, в том числе своевременного устранения выявленных недостатков.
4.1.2 Осуществлять контроль за объемом, качеством и сроками выполнения работ.
4.1.3 Проводить в любое время проверку и контроль выполнения работ без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность.
4.1.4 Требовать от Подрядчика своевременного устранения недостатков, выявленных в ходе приемки выполненных работ (ее результатов) в течение гарантийного срока (при его установлении в Контракте).
4.1.5 Привлекать экспертов, экспертные организации для проведения экспертизы выполненных работ (ее результата).
4.1.6 Отказаться от приемки и оплаты работ, не соответствующих условиям Контракта.
4.1.7 Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
4.4 Подрядчик обязан:
4.4.1Своевременно и надлежащим образом выполнить работы и представить Заказчику результаты выполнения работы, предусмотренные Контрактом, документы, предусмотренные настоящим Контрактом, в том числе документ о приемке, в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом.
4.4.2 Предоставлять Заказчику по его требованию и в сроки, указанные в таком требовании, документы, относящиеся к предмету настоящего Контракта.
4.4.3 Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.
4.4. Поставщик обязан:
4.4.1. Уведомить Заказчика о планируемой поставке товара в соответствии с Разделом "Порядок и сроки приемки" настоящего Контракта.
4.4.2. Поставить товар (партию товара), соответствующий требованиям Контракта и приложениями к нему, в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки;
4.4.3. При поставке товара (партии товар) передать Заказчику документы в соответствии с настоящим Контрактом, а также иные документы, обязательные для данного вида товара в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4.4.9. Производить замену товара ненадлежащего качества, допоставку товара (партии Товара) по количеству и (или) ассортименту в срок, установленный в мотивированном отказе от подписания документа о приемке.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч.1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч.1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч.2 ст.715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п.1 ст.721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
8.4 Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.4.1 неисполнении Подрядчиком в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
8.4.2 непредставление Подрядчиком информации обо всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, а также копии договора (договоров) в течение десяти дней с момента заключения им договора (договоров) с субподрядчиком.
8.4.3 если в ходе исполнения Контракта информация об Подрядчике, в том числе учредителе
Подрядчика, членах коллегиального исполнительного органа, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа Подрядчика, включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
8.4.4 просрочка исполнения обязательств по Контракту более чем на 3 рабочих дня;
8.4.5 нарушения сроков устранения нарушений, выявленных в ходе выполнения работ;
8.4.6 установления недействительности обеспечения исполнения контракта, а также в случае истечения срока действия такого обеспечения;
8.4.7 если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках и сведений, размещённых в ЕИС датой надлежащего уведомления является 18.07.2022 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 29.07.2022 г.
Информация об одностороннем отказе от исполнения контракта направлена в адрес Пермского УФАС России 01.08.2022 г.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что неисполнение обязательств ООО "ДП ВАН" выразилось в том, что обязательства по Контракту Подрядчиком не исполнены, что подтверждается актом обследования в рамках муниципального контракта от 05.07.2022 г., согласно которому Подрядчик к выполнению работ по контракту не приступил.
Подрядчик в своих пояснениях указал следующее.
В ходе исполнения условий заключенного муниципального контракта N 175-АЭ/22 от 16.05.2022 г., Подрядчиком установлено наличие бортовых бетонных камней вдоль планируемого тротуара (бордюров).
Приложением N 1 "Техническое задание" к муниципальному контракту N 175-АЭ/22 от 16.05.2022 г. (п. 5 Приложения 1), а также Локальным сметным расчетом на выполнение ремонтных работ не предусмотрено выполнение работ по демонтажу указанных выше бетонных бордюров. Локальным сметным расчетом к заключенному Контракту не предусмотрены расходы и объемы работ по демонтажу бетонных бордюров.
Без выполнения вышеуказанных работ выполнить предусмотренные Контрактом работы по текущему ремонту тротуара не представляется возможным.
В связи с возникновением обстоятельств, которые препятствовали дальнейшему выполнению работ, Подрядчиком в адрес Заказчика было направлено Уведомление о приостановлении работ исх. N 169 от 15.06.2022 г., согласно которому Подрядчик уведомил о приостановлении работ по Контракту до момента устранения Заказчиком обстоятельств, препятствующих дальнейшему выполнению работ по Муниципальному контракту N 175-АЭ/22 (решение вопроса по демонтажу каменных бордюров своими силами либо согласование и подписание с Подрядчиком дополнительного соглашения к Муниципальному контракту N 175-АЭ/22 на выполнение дополнительных работ, не предусмотренных Локальным сметным расчетом и Техническим заданием к Контракту).
Указанное уведомление было вручено Заказчику нарочно 15.06.2022 г., о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции.
Вместе с тем, до настоящего времени никакого ответа на уведомление о приостановлении работ не последовало, причины вынужденной остановки работ Заказчиком устранены так и не были.
Подрядчик полагает, что поскольку Контракт не исполнялся ввиду независящих от его воли обстоятельств, Заказчик не имел права принять решение об одностороннем отказе.
Комиссия приходит к выводу, что из материалов обращения, пояснений сторон, следует факт наличия между сторонами спора относительно правомерности принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Поставщика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "ДП ВАН" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "ДП ВАН" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 10 августа 2022 г. N РНП-59-321
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2022