Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
при участии посредством ВКС представителя ООО "Вектор" - Казаковой Ю.И. (на основании доверенности),
в отсутствие представителя ГБУЗ ПК "Краевая больница имени академика Вагнера Евгения Антоновича" г. Березники. (извещены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО "Вектор" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Краевая больница имени академика Вагнера Евгения Антоновича" г. Березники (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку насосов шприцевых (изв. N 0356500005622000550),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500005622000550 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку насосов шприцевых.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 26.07.2022 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 1 812 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 04.08.2022 г.
1. Заявитель полагает, что Техническое задание содержит характеристики, соответствующие конкретному товару - "Mindray BeneFusion SP1", что приводит к ограничению численности потенциальных участников закупки.
Заказчик с доводом жалобы не согласен, в своих возражениях указал, что требованиям Технического задания соответствует, как минимум, два товара разных производителей.
В подтверждение своей позиции Заказчик представил коммерческие предложения, в которых указан товар двух разных производителей.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Согласно извещению, описание объекта закупки указано в Техническом задании.
Согласно Техническому заданию к поставке требуется насос шприцевой, соответствующий КТРУ 32.50.50.190-00001341.
Заказчик указал, что требованиям Технического задания соответствуют товары производителей "Миндрей Медикал Рус" и ООО "Апексмед Рус".
С целью принятия объективного решения Комиссией были сделаны запросы:
- в адрес производителя насоса шприцевого "Mindray BeneFusion SP1" - ООО "Миндрей Медикал Рус" (исх. N 009374-22 от 09.08.2022 г.);
- в адрес производителя насоса шприцевого "Sensitec WS-550" - ООО "Апексмед Рус" (исх. N 009376-22 от 09.08.2022 г.);
Исходя из полученных ответов, шприцевые насосы вышеуказанных производителей соответствуют требованиям Технического задания.
Вместе с тем, ООО "Апексмед Рус" не представило документов, подтверждающих соответствие насоса шприцевого "Sensitec WS-550" требованиям Технического задания.
Поскольку из ответа ООО "Апексмед Рус" невозможно сделать однозначный вывод о соответствии товара требованиям Технического задания, Комиссией Управления проанализирована инструкция по применению изделия медицинского назначения - насос шприцевой "Sensitec WS-550", размещённая на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (далее - инструкция).
В пункте 1.3 ТЗ установлено требование к массе насоса - не более 2 кг, вместе с тем, в соответствии с инструкцией, масса насоса "Sensitec WS-550" составляет 3 кг.
Кроме этого, характеристики не соответствуют, например, по таким показателям как время заряда аккумулятора, точность инфузии.
Ввиду вышеуказанных противоречий, Комиссией Управления был сделан дополнительный запрос в адрес ООО "Апексмед Рус" (исх. N 009561-22 от 11.08.2022 г.). Ответ на указанный запрос не поступил.
Таким образом, наличие товаров, удовлетворяющих потребности Заказчика, как минимум, двух производителей не подтвердилось.
Поскольку Заказчиком не доказано наличие как минимум двух товаров различных производителей, соответствующих требованиям аукционной документации, в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
2. Заявитель полагает, что Заказчиком некорректно составлена инструкция по заполнению заявок.
Заказчик с доводом Заявителя не согласен, считает, что положения Инструкции по заполнению заявок соответствуют требованиям Закона о закупках.
Комиссия отмечает, что условия документации об аукционе должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел четкое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям он должен соответствовать.
В приложении к Извещению "Требования к содержанию и составу заявки" установлено, что при описании объекта закупки участник закупки должен руководствоваться установленными в описании объекта закупки (Техническом задании) показателями с учетом положений, указанных в Инструкции по заполнению заявки (Приложение 1 к настоящему Требованию).
При рассмотрении довода жалобы установлено, что в п. 1.1 Технического задания при описании показателя Заказчик использует слово "не ниже".
Вместе с тем, в п. 4 Инструкции по заполнению заявки установлено следующее.
Если при описании показателей Заказчик использует такие слова как: "минимальные значения показателей", "максимальные значения показателей" "не более", "не менее", "от" "до", "больше или равно" такие знаки как: "", "
", (за исключением предельных отклонений): участник закупки должен указать конкретное значение показателя без использования указанных слов, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы могут быть указаны в заявке участника закупки включительно, (Например Значение показателя: от 12 - до 13 Участником указывается одним конкретным значением).
Показатели товаров, при описании значений, которых заказчиком использован союз "или" "либо", должны быть указаны конкретным (одним) значением (видом, величиной), конкретной (одной) характеристикой товара.
Показатели, значения которых заданы перечислением (через запятую, точку с запятой, союз "и"), должны быть отражены в заявке в полном объеме.
Если значение показателя технического или функционального параметра указано в сопровождении слов "и/или", "и (или)", то участник закупки указывает один из предлагаемых значений показателя без слов "и/или", "и (или)" либо указывает одновременно два значения показателя через разделительный союз "и".
Из вышеуказанных положений Извещения о проведении электронного аукциона следует, что Инструкция по заполнению заявки не содержит информации о том, как именно нужно указывать значение показателя в сопровождении слов "не ниже".
Таким образом, аукционная документация вводит в заблуждение участников закупки, что усложняет подачу заявки на участие в аукционе.
Следовательно, в действиях Заказчика выявлено нарушение п 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Вектор" на действия ГБУЗ ПК "Краевая больница имени академика Вагнера Евгения Антоновича" г. Березники при проведении электронного аукциона на поставку насосов шприцевых (изв. N 0356500005622000550) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1, 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 11 августа 2022 г. N 011768-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2022