Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
в присутствии посредством ВКС представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края - Шайкулиной Т. В. (на основании доверенности от 16.03.2022 N 05/04-04),в отсутствие представителей ИП Кремешковой А. А., Администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края (извещены надлежащим образом)
рассмотрев жалобу ИП Кремешковой А.А. (далее - Заявитель) на действия Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края (далее - Заказчик), Администрации Кунгурского муниципального округа Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на ремонт тепловых сетей в с. Филипповка (изв. N 0156300048622000153),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156300048622000153 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на ремонт тепловых сетей в с. Филипповка.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.07.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 9 191 470,80 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 05.08.2022 г.
Заявитель полагает, что работы, указанные в ведомости объемов работ, содержащейся в Техническом задании (изв. N 0156300048622000153), относятся к работам по капитальному ремонту линейного объекта, следовательно, Заказчиком должны были быть установлены требования в соответствии с позицией 11 раздела 2 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, соответствующие работам по капитальному ремонту линейного объекта.
Заказчик с доводом жалобы не согласен, в письменных пояснениях указал, что в соответствии с Приказом Госстроя РФ от 13.12.2000 N 285 "Об утверждении Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения" к текущему ремонту тепловых сетей относится смена отдельных труб, ремонт электрических, электромагнитных и гидравлических приводов запорной и регулирующей арматуры, электродвигателей насосов и пусковой аппаратуры к ним. В локальный сметный расчет в число работ, выполняемых в рамках заключаемого контракта, включены работы по укладке трубопроводов теплоснабжения в рамках замены аварийных участков теплосетей взамен старых, (для удобства применена данная расценка).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона N 0156300048622000153 объектом закупки являются работы по ремонту тепловых сетей в с. Филипповка. Согласно извещению работы, которые необходимо произвести в целях исполнения контракта, содержатся в Локально-сметном расчете и Техническом задании (изв. N 0156300048622000153).
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о закупках, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о закупках, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу ч. 2 ст. 31 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч. 3 ст. 31 Закона о закупках перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о закупках, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о закупках в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о закупках дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании ч. 6 ст. 31 Закона о закупках Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о закупках.
В силу п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N 2571) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Подпунктом "а" п. 3 ПП РФ N 2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Позицией 15, раздела 2 ПП РФ N 2571 установлены требования, о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ, соответствующие работам по текущему ремонту зданий, сооружений:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Позицией 11, раздела 2 ПП РФ N 2571 установлены требования, о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ, соответствующие работам по капитальному ремонту линейного объекта:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки N 0156300048622000153 Заказчиком, Уполномоченным органом установлены дополнительные требования в соответствии Позицией 15 раздела 2 ПП РФ N 2571. Иных дополнительных требований не установлено.
В целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения довода жалобы Комиссией в адрес саморегулируемой организации АСРО "Гильдия Пермских строителей" был сделан запрос.
Согласно ответу АСРО "Гильдия Пермских строителей" работы, указанные в составе закупочной документации (изв. N 0156300048622000153), являются работами по капитальному ремонту линейного объекта ввиду следующего.
В соответствии с п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и друтие подобные сооружения; На основании вышеизложенного считаем, что работы указанные в составе закупочной документации изв. N0156300048622000153 являются работами на линейном объекте капитального строительства. В соответствии с п. 14.3 ст. 1 ГрК РФ капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объекюв, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Согласно Техническому заданию и локальному сметному расчету необходимо выполнить: земляные работы механизированным способом, демонтаж трубопроводов, выполнение подсыпки из песка, выполнить бесканальную прокладку трубопроводов в ППУ изоляции (928-м+114,64-м+2,0-м), монтаж компенсаторов, монтаж неподвижных опор, выполнение проходов под дорогами (открытым способом), монтаж футляров, обратную засыпку, восстановление благоустройства и асфальтобетонного покрытия.
Таким образом, ввиду того, что работы указанные в Локально-сметном расчете и Техническом задании (изв. N 0156300048622000153) относятся к работам по капитальному ремонту линейного объекта, к участникам указанной закупки должны быть применены требования, установленные в соответствии с позицией 11, раздела II ПП РФ N 2571 о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ, соответствующие работам по капитальному ремонту линейного объекта
На основании всего вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, неверно установивших требования к частникам закупки, содержится нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, содержат признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Кремешковой А. А. на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на ремонт тепловых сетей в с. Филипповка (изв. N 0156300048622000153) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение требований п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 12 августа 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2022