рассмотрев обращение (вх. N 011885 от 08.08.2022 г.) МБУ "Центр инвестиций, поддержки и развития предпринимательства" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "МОДУЛЬ-В" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на приобретение (изготовление) типового нестационарного торгового объекта (изв. N 0856600010922000089),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0856600010922000089 Заказчиком проводился электронный аукцион на приобретение (изготовление) типового нестационарного торгового объекта. Начальная (максимальная) цена контракта - 850 000,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
11.04.2022 г. между Заказчиком и ООО "МОДУЛЬ-В" (далее - Поставщик) заключен контракт на приобретение (изготовление) типового нестационарного торгового объекта на сумму 488 750,00 руб. (далее - Контракт).
В связи с тем, что Поставщик не выполнил обязательства, предусмотренные условиями Контракта, Заказчиком, на основании п.п. 4.1.6., 7.4. Контракта, было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
4.1. Заказчик вправе:
4.1.1. Требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом;
4.1.6. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
4.1.7. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта провести экспертизу поставленного Товара (партии товара) с привлечением экспертов, экспертных организаций.
4.1.13. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии положениями статьи 95 Закона о контрактной системе.
4.2. Заказчик обязан:
4.2.3. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
4.2.3.1. если в ходе исполнения Контракта установлено, что:
- Поставщик и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе) и (или) поставляемому товару);
- при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) Поставщик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в абзаце втором настоящего подпункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4.3. Поставщик вправе:
4.3.3. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ч. 2 ст. 450 ГК РФ, 2. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
4.3.3. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
7.3. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.3.1. если в ходе исполнения Контракта установлено, что:
- Поставщик и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе) и (или) поставляемому товару);
- при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) Поставщик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в абзаце втором настоящего подпункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
7.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.4.1. если в ходе исполнения Контракта информация об Поставщике, в том числе учредителе Поставщика, членах коллегиального исполнительного органа, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа Поставщика, включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
7.4.2. просрочка исполнения иных обязательств по Контракту более чем на 3 рабочих дня;
7.4.3. отступления Поставщиком от условий контракта или иные недостатки результата поставки товара, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми;
7.4.4. в случае установления недействительности обеспечения исполнения Контракта, а также в случае истечения срока действия такого обеспечения;
7.4.5. в случае несоответствия поставленного товара условиям настоящего Контракта;
7.4.6. если Поставщик не приступает своевременно к исполнению Контракта или поставляет товар настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным;
7.4.7. в случае отступления Поставщика в поставке товара от условий Контракта, технического 8задания или иных недостатков результата поставки товара, не устраненных в установленный Заказчиком разумный срок и являющихся существенными и неустранимыми, или поставки товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что Поставщик нарушил сроки поставки, до настоящего времени типовой нестационарный торговый объект не изготовлен, Заказчику не передан.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, Заказчиком 11.07.2022 г. принято, а также 12.07.2022 г. размещено в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
26.07.2022 г. решение сформировано в реестровой записи контракта N 3592102950022000006 в разделе "Вложения" с приложением файла Решения от 11.07.2022 г.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, Заказчиком был нарушен порядок принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, установленный ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках.
В действиях Заказчика содержатся признаки правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках, а также информации в ЕИС датой надлежащего уведомления является 26.07.2022 08:55 (МСК) г.
В соответствии ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Следовательно, решение Заказчика об одностороннем отказе вступает в силу 08.08.2022 г.
Вместе с тем, согласно информации, полученной с использованием функционала ЕИС, Контракт был расторгнут Заказчиком 05.08.2022 г.
Таким образом, Заказчик нарушил требования ч. 13 ст. 95 Закона о закупках.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.
Информация о Поставщике направлена в адрес Пермского УФАС России 08.08.2022 г. посредством функционала единой информационной системы.
Поставщик письменных пояснений в адрес Комиссии не представил.
Вместе с тем, Заказчик указал, что в его адрес Поставщик направил письмо, в котором указанно, что согласно заключенному контракту N 0856600010922000089, Заказчик в соответствии с п. 3 и п. 3.1 Контракта не позднее 14 календарных дней с момента заключения муниципального контракта указывает Поставщику место поставки (установки) нестационарного торгового объекта (НТО). Поставщик указывает, что данное условие договора Заказчиком не выполнено, место установки НТО Поставщику (ООО "Модуль-В") сообщено не было.
Заказчик в отношении указанных доводов Поставщика пояснил, что место поставки (установки) товара в соответствии с п. 2 Технического задания было сообщено Поставщику в устной форме в день подписания контракта и при общении в режиме телефонных разговоров. Со стороны Заказчика, согласно п. 4.1.З. Контракта, у Поставщика запрашивалась информация о предоставлении фотоотчета по изготовлению нестационарного торгового объекта в формате мессенджера "What's App". Запрашиваемая информация Поставщиком в адрес Заказчика не предоставлялась, последний запрос был сделан 24.06.2022 г. Поставщик пояснил Заказчику, что к изготовлению НТО не преступал.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В результате анализа условий контракта, переписки между сторонами, Комиссия пришла к следующему.
Согласно п. 1.3 и 1.4 Контракта, время начала и окончания поставки товара составляет период с даты заключения Контракта до 30.06.2022 г. Вместе с тем, в указанный срок товар Поставщиком поставлен не был.
Согласно п. 3.1. Контракта, поставка товара (партии товара) осуществляется по Месту поставки. Территория г. Чусовой. Конкретное место поставки (установки) сообщается Поставщику не позднее 14 календарных с момента заключения муниципального контракта.
Исходя из анализа сведений, направленных сторонами, Комиссия установила, что между сторонами возник спор относительно порядка исполнения Контракта в части определения места поставки товара.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и разрешается судами в установленном законом порядке.
Вместе с тем, Поставщиком не было представлено доказательств, свидетельствующих о направленности действий Поставщика на исполнение Контракта, в том числе, доказательств изготовления типового нестационарного торгового объекта.
Согласно положениям ч. 2 ст. 450 ГК РФ, контракт может быть расторгнут по требованию одной из сторон при существенном нарушении договора другой стороной.
Согласно ч. 2 ст. 523 ГК РФ, нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Вместе с тем, исходя из анализа материалов, представленных в адрес Комиссии сторонами, Комиссия установила, что Заказчиком не предоставлено доказательств неоднократного нарушения сроков поставки товаров со стороны Поставщика.
Таким образом, Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии оснований для включения сведений о Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пп. "б" п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (ред. от 21.03.2022) "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств существенного нарушения Поставщиком взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Модуль-В" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ООО "Модуль-В" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 12.1, ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения обращения.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы настоящего обращения должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 августа 2022 г. N РНП-59-342
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2022