рассмотрев обращение Управления капитального строительства и дорожного хозяйства администрации Кочевского муниципального округа Пермского (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО ПКФ "Аквамарин-Групп" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по реализации проекта инициативного бюджетирования "Тренажерная площадка в п. Октябрьский" (изв.N 0856600005021000018),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0856600005021000018 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по реализации проекта инициативного бюджетирования "Тренажерная площадка в п. Октябрьский". Начальная (максимальная) цена контракта - 871 274,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
02.04.2021 г. между Заказчиком и ООО ПКФ "Аквамарин-Групп" (далее - Подрядчик) заключен контракт на выполнение работ по реализации проекта инициативного бюджетирования "Тренажерная площадка в п. Октябрьский" (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 17.05.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 11 Контракта).
Условия и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 3 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч.1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч.1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч.2 ст.715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п.1 ст.721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 11 Контракта.
Из поступившего обращения и пояснений Заказчика, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что срок выполнения работ, согласно Контракту - с даты подписания, но не позднее 31.07.2021 г. 11.06.2021 г. в адрес Подрядчика было направлено уведомление N 240, согласно которому Подрядчик на 11.06.2021 г. информацию о начале работ и информацию о назначении ответственных лице в адрес Заказчика не направил. 01.09.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.09.09.2021 г. в адрес Заказчика поступило письмо Подрядчика, в котором Подрядчик сообщает о готовности товара и завершении работ в срок до 09.10.2021 г. 01.11.2021 г. Заказчиком повторно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что Подрядчик к выполнению работ не приступил. 11.11.2021 г. Подрядчик приступил к выполнению работ, о чем был составлен акт осмотра территории. 17.05.2022 г. Заказчик повторно принимает решение об одностороннем отказе в связи с невыполнением Подрядчиком обязательств в срок.
18.05.2022 г. указанное решение было направлено в адрес Подрядчика почтовой связью и электронной почтой. 15.06.2022 г. решение размещено в единой информационной системе.
Поскольку решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято заказчиком 17.05.2022 г., то порядок его принятия, размещения в ЕИС, направления Подрядчику регламентирован п. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 360).
Согласно п. 3 ч. 6 ст. 8 ФЗ N 360 с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о закупках (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона о закупках;
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона о закупках случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных ст. 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о закупках), статьей 111 (в случае определения в соответствии с ч. 1 ст. 111 Закона о закупках особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и ст. 111.1 Закона о закупках, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Согласно материалам дела, решение об одностороннем отказе 26.06.2022 г. вернулось Заказчику в связи с неудачной попыткой вручения. Как указывает Заказчик в обращении решение вступило в силу 25.07.2022 г.
Вместе с тем, в силу пп. "в" п. 3 ч. 6 ст. 8 ФЗ N 360 датой надлежащего уведомления Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе.
Поскольку по истечении 15 дней с даты направления решения в адрес Подрядчика информация о вручении отсутствовала, датой надлежащего уведомления будет являться день, по истечении 15 дней с даты размещения в единой информационной системе. Решение Заказчика размещено в единой информационной системе 15.06.2022 г., следовательно, датой надлежащего уведомления будет являться 01.07.2022 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 12.07.2022 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Информация об ООО ПКФ "Аквамарин-Групп" была направлена в адрес Пермского УФАС России посредством функционала единой информационной системы лишь 05.08.2022 г.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 16 ст. 96 Закона о закупках Закона о закупках.
В данных действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представитель подрядчика указал, что 18.05.2021 была направлена заявка производителю Товара ООО "Наша семья", с которым ранее был заключен дилерский договор о реализации товара N4 от 17.11.2020 года с приложением ассортимента и стоимости Товаров. По условиям, ООО "Наша семья", должно было произвести товар в течении 30 дней и отгрузить товар с отсрочкой оплаты в момент приемки товара. Устно нам было сообщено о повышении стоимости товара, тем не менее, учитывая заключенный договор с приложением и стоимостью, отсутствия уведомления об увеличении стоимости, ООО "Наша семья" пообещало выполнить заказ по старым ценам, в связи с чем Подрядчик ожидал исполнения обязательств. 23.06.2021 ООО "Наша семья" сообщило, что цены, указанные в заявке уже не действительны. В ходе телефонного разговора от 01.07.2021, коммерческий директор ООО "Наша семья", сообщил о невозможности отгрузки товара по старым ценам. Данное условие не соответствовало заключенному договору, в связи с чем была направлена претензия от 05.07.2021, которая была оставлена без ответа. 24.06.2021 Подрядчик сообщили Заказчику о возможной задержке поставки товара, с указанием причины. С 23.06.2021 Подрядчиком осуществлялся поиск других поставщиков, в частности, было направлено 20 запросов цен другим производителям. 24.06.2021 Подрядчиком был заключен договор поставки оборудования N14-П-21 от 24.06.2021 с ИП Любо В.А. 01.07.2021 с учетом требований к зонам безопасности, указанных в паспортах к тренажерам, Подрядчиком была направлена схема площадки и паспорта тренажеров на согласование Заказчику. Данное письмо осталось без ответа. 09.07.2021 г. от ИП Любо В.А. был выставлен счет N33 от 09.07.2021 на поставку товара. Платежным поручением N251 от 16.07.2021 предоплата за товар была внесена. Платежным поручение N267 от 29.07.2021 товар был оплачен в полном объеме. Письмом N29\07-21 от 29.07.2021 Подрядчик информировал Заказчика о возможности выполнить работы с задержкой, с обоснованием причины задержки, повторно запросили согласовать схему площадки, просил предоставить место для хранения товара. Также повторно была направлена схема площадки, а также паспорта на изготовленные тренажеры и конструкции. 01.09.2021 г., Заказчик принимает решение об одностороннем отказе N336 от 01.09.2021. Как указывает Подрядчик, об указанном решении был уведомлен по телефону, с дальнейшим ознакомлением с ним в единой информационной системе. В том числе, Заказчик просил ускорить выполнение работ. Прибыв на место проведения работ было выявлено, что в непосредственной близости от места проведения работ установлены опоры искусственного освещения. Выполнять работы было возможно только при согласовании с собственником данных опор и в присутствии представителя последнего. Руководитель Заказчика указал, что работы по согласованию с собственником опор искусственного освещения возьмет на себя. Письмом N09\09\21 от 09.09.2021 Заказчику было сообщено о готовности товара, и завершении работ в срок до 09.10.2021 г. 14.09.2021 г. был получен товар от ИП Любо В.А. Спустя продолжительное время, никакой информации о согласовании работ с собственником опор искусственного освещения от Заказчика не поступало, а также согласования схемы расположения тренажеров, в том числе об отмене принятого решения, на телефонные звонки Заказчик не отвечал, в связи с чем Подрядчик решили, что контракт был расторгнут. 01.11.2021 Заказчиком было принято второе решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N394 от 01.11.2021. Указанное решение было размещено в единой информационной системе 03.11.2021 г. Связавшись с Заказчиком, приступить к выполнению работ удалось 11.11.2021 г., о чем были составлены акты осмотра территории с выявленными повреждениями забора. С 12.11.2021 по 17.11.2021 выполнялись работы по обустройству площадки, о чем были составлены акты скрытых работ N1 от 13.11.2021 г., N2 от 14.11.2021 г., N3 от 16.11.2021 г., N4 от 17.11.2021 г. Письмом N30.11\21 от 30.11.2021 г. Подрядчик сообщил о выполнении части работ, в том числе о доставке тренажеров в срок с 03.12.2021 г. по 15.12.2021 г. Письмом N03\12\21 от 01.12.2021 г. Подрядчик попросил Заказчика заключить дополнительное соглашение о продлении срока выполнения работ до 15.05.2022 г. в связи с погодными условиями и невозможностью выполнения работ по устройству покрытия из горячих асфальтобетонных смесей и цветного противоскользящего дорожного покрытия. В качестве залога и гарантии выполнения обязательств было предложено принять на хранение тренажеры. Однако Заказчик на письма не отвечал, в том числе решение об одностороннем отказе не отменил. В связи с чем Подрядчик в очередной раз решили, что контракт расторгнут. В третий раз Заказчик принимает решение об одностороннем отказе N106 от 17.05.2022 г. Указанное решение размещается в ЕИС спустя месяц 16.06.2022. О данном решении Подрядчик узнал 20.07.2022 г., а 21.07.2022 г. Заказчику было отправлено письмо N03\21\22 от 21.07.2022 г. об отправке тренажеров 25.06.2022 г., прибытии 26.07.2022 г. и выполнении всех работ в срок до 10.08.2022 г. Письмом N128 от 25.07.2022 г. Заказчик сообщил, что 25.07.2022 г. контракт расторгнут в одностороннем порядке.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии в действиях Подрядчика недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего. Исходя из пояснений Подрядчика, переписки, которая велась между сторонами, Комиссия приходит к выводу, что Подрядчик не уклонялся от исполнения контракта, был намерен исполнить контракт для чего были заключены договоры на поставку необходимого оборудования. Также Комиссией принят во внимание тот факт, что часть работ на объекте Подрядчиком была выполнена, например, уплотнение грунта, устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований.
Комиссия приходит к выводу, что из материалов обращения, пояснений сторон, следует факт наличия между сторонами спора относительно принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, доказательства намеренного неисполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия отмечает, что совокупность изложенных обстоятельств, свидетельствует о совершении Подрядчиком действий в целях его исполнения. Комиссия отмечает, что имеющиеся в деле доказательства, свидетельствуют о том, что Подрядчиком предпринимались меры для надлежащего исполнения условий Контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Подрядчика.
В силу пп. "б", "в" п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО ПКФ "Аквамарин-Групп" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Не включать сведения об ООО ПКФ "Аквамарин-Групп" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 16 ст. 96 Закона о закупках Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Материалы обращения передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 августа 2022 г. N РНП-59-335
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2022