Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "СИТИ ВИТАЛ ЛИМИТ" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "ПГГПУ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку товара для автоматизированного рабочего места, адаптированного для лиц с ОВЗ (изв. N 0356100012022000016),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356100012022000016 ФГБОУ ВО "ПГГПУ" проводился электронный аукцион на поставку товара для автоматизированного рабочего места, адаптированного для лиц с ОВЗ.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.07.2022 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 1 175 451,31 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 12.08.2022 г.
Заявитель полагает, что требованиям к поставляемому товару по позиции N 1 Технического задания соответствует товар единственного производителя - HIMS International (США), а именно модель Дисплей Брайля QBraille XL, а по позиции N 3 Технического задания соответствует товар единственного производителя - ООО "Исток Аудио Трейдинг" а именно модель Радиокласс Сонет.
Заказчик с доводом жалобы не согласен. Пояснил, что требования к товару определены Заказчиком с учетом существующей потребности в приобретении учебных приборов, аппаратуры и устройств (для лиц с лиц с ограниченными возможностями здоровья), с учетом специфики его применения и нужд конечных пользователей оборудования. Приобретение оборудования, предусмотренного в описании объекта закупки, предусмотрено Планом и рабочей Программой.
Заказчик также в подтверждение своей позиции указал, что позиции N 1 Технического задания соответствуют также дисплей Брайля INVA USB 40, производитель Nanyang Ji-Pho Co., Ltd, КНР; дисплей ElBraille-W40J G1, производитель Элита Групп, Россия; позиции N 3 Технического задания соответствует также комплект FM-системы "Радиокласс VERT-FM/15-2", производитель Тифлоцентр "Вертикаль", Россия.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Согласно извещению, описание объекта закупки указано в приложении N1 - "Описание объекта закупки (ОВЗ АРМ)".
Согласно приложению N 1 к извещению "Описание объекта закупки (техническое задание)" к поставке требуется, в том числе:
- Тактильный (брайлевский) дисплей, подключаемый к компьютеру, соответствующий позиции КТРУ: 26.20.16.190-00000010;
- FM - система (радиокласс) (заушный индуктор и индукционная петля).
Заказчик в адрес Комиссии представил коммерческие предложения, использованные при обосновании НМЦК: ООО "Исток Аудио Трейдинг" (исх. N 20/07/2 от 20.07.2022 г., ООО "Деметра" (исх. N б/н от 19.07.2022 г.), ООО "Торговый дом "Просвещение-Регион" (исх. N 655/07-2022 от 18.07.2022 г.). Из представленных коммерческих предложений не представляется возможным установить производителей предлагаемого товара.
Заказчик также пояснил, что в рассматриваемой закупке предметом закупки является право на заключение контракта (договора) на поставку товара, а не на изготовление предмета закупки. Поэтому, участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки. Следовательно, любой участник закупки имеет возможность приобрести товар с необходимыми свойствами у производителя и предложить его к поставке в рамках данной закупки (поставщик-посредник, дистрибьютор, производитель).
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что данная позиция Заказчика противоречит положению Закона о закупках и судебной практике.
С целью принятия объективного решения Комиссией были сделаны запросы:
- в адрес официального представителя производителя Nanyang Ji-Pho Co., Ltd, КНР дисплея Брайля INVA USB 40: ООО "ВЕДИКОР" (исх. N 009756-22 от 16.08.2022 г.);
- в адрес производителя дисплея ElBraille-W40J G1: ООО "Элита Групп" (исх. "009757-22 от 16.08.2022 г.);
- в адрес официального представителя производителя СЗ Уайз Юнит Систем Teryjkjl;b Ко, ЛТД радиокласс. FM-система "Аккорд": ООО "ВЕДИКОР" (исх. N 009758-22 от 16.08.2022 г.);
- в адрес производителя комплекта FM-системы "Радиокласс VERT-FM/15-2": Тифлоцентр "Вертикаль" (исх. "009759-22 от 16.08.2022 г.).
Наличие как минимум товар двух производителей по позициям N 1,3 Технического задания не подтвердилось, в связи с отсутствием ответов ООО "Элита Групп", Тифлоцентр "Вертикаль" на момент принятия решения по жалобе.
Комиссия также отмечает, что ООО "ВЕДИКОР" в ответе на запрос (вх. N 012498 от 17.08.2022 г.; исх. N 2022/08/17-03 от 17.08.2022 г.) указало, что Дисплей Брайля модель INVA USB 40 (Китай, Nanyang Ji-Pho Co., Ltd) соответствуют требованиям, установленным в Техническом задании по позициям N 1.
Кроме того, ООО "ВЕДИКОР" в ответе на запрос (исх. N 22/08.18/01 от 18.08.2022 г.) указало, что Радиокласс. FM-система "Аккорд" (СЗ Уайз Юнит Систем Teryjkjl;b Ко, ЛТД, Китай) соответствуют требованиям, установленным в Техническом задании по позициям N 3.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что документов, подтверждающих соответствие указанных товаров, требованиям Технического задания в адрес Комиссии не представлено.
Также Комиссия отмечает, что сведения о товаре, подходящем под требования Технического задания, иных производителей в адрес Комиссии направлено не было.
Поскольку Заказчиком не доказано наличие товаров как минимум двух различных производителей, соответствующих требованиям извещения и приложений к нему, в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.08.2022 NИЭА1 на участие в закупке подана 1 заявка, соответствующая требованиям извещения и приложения к нему.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СИТИ ВИТАЛ ЛИМИТ" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку товара для обеспечения информационной доступности для лиц с ОВЗ (изв. N 0356100012022000016) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, выявленные в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 августа 2022 г. N 012191-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2022