Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Доступная Среда" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "ПГГПУ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку товара для автоматизированного рабочего места, адаптированного для лиц с ОВЗ (изв. N 0356100012022000016),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356100012022000016 ФГБОУ ВО "ПГГПУ" проводился электронный аукцион на поставку товара для автоматизированного рабочего места, адаптированного для лиц с ОВЗ.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.07.2022 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 1 175 451,31 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 12.08.2022 г.
1. Заявитель полагает, что требованиям к поставляемому товару по позиции N 3 Технического задания соответствует товар единственного производителя - ООО "Исток Аудио Трейдинг", а именно Радиокласс Сонет; по позиции N 4 Технического задания соответствует товар единственного производителя - Rdgkompagne, а именно модель BJOY Button; по позиции N 5 Технического задания соответствует товар единственного производителя - Rdgkompagne, а именно ДжойстикBJOY Stick-C-Lite.
Заказчик с доводом жалобы не согласен. Пояснил, что требования к товару определены Заказчиком с учетом существующей потребности в приобретении учебных приборов, аппаратуры и устройств (для лиц с лиц с ограниченными возможностями здоровья), с учетом специфики его применения и нужд конечных пользователей оборудования. Приобретение оборудования, предусмотренного в описании объекта закупки, предусмотрено Планом и рабочей Программой.
Заказчик также в подтверждение своих доводов указал, что позиции:
- N 3 Технического задания соответствуют также дисплей Радиокласс. FM-система "Аккорд", производитель СЗ Уайз Юнит Систем Teryjkjl;b Ко, ЛТД (SZ Wise Unite System Technology Co., Ltd.), комплект FM-системы "Радиокласс VERT-FM/15-2", производитель Тифлоцентр "Вертикаль", Россия;
- N 4 Технического задания соответствуют также кнопочная компьютерная мышь для управления ПК МК-8, производитель ООО "Инватехпром", Россия;
- N 5 Технического задания соответствуют также адаптированный джойстик Монолог, производитель Глобус А, Россия, джойстик Joystick SimplyWorks, производитель Pretorian Technologies, Великобритания.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Согласно извещению, описание объекта закупки указано в приложении N1 - "Описание объекта закупки (ОВЗ АРМ)".
В соответствии с приложением N 1 к извещению "Описание объекта закупки (техническое задание)" к поставке требуется, в том числе:
- Тактильный (брайлевский) дисплей, подключаемый к компьютеру, соответствующий позиции КТРУ: 26.20.16.190-00000010;
- FM - система (радиокласс) (заушный индуктор и индукционная петля).
Заказчик в адрес Комиссии представил коммерческие предложения, использованные при обосновании НМЦК: ООО "Исток Аудио Трейдинг" (исх. N 20/07/2 от 20.07.2022 г., ООО "Деметра" (исх. N б/н от 19.07.2022 г.), ООО "Торговый дом "Просвещение-Регион" (исх. N 655/07-2022 от 18.07.2022 г.). Из представленных коммерческих предложений не представляется возможным установить производителей предлагаемого товара.
Заказчик также пояснил, что в рассматриваемой закупке предметом закупки является право на заключение контракта (договора) на поставку товара, а не на изготовление предмета закупки. Поэтому, участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки. Следовательно, любой участник закупки имеет возможность приобрести товар с необходимыми свойствами у производителя и предложить его к поставке в рамках данной закупки (поставщик-посредник, дистрибьютор, производитель).
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что данная позиция Заказчика противоречит положению Закона о закупках и судебной практике.
С целью принятия объективного решения Комиссией были сделаны запросы:
- в адрес официального представителя производителя СЗ Уайз Юнит Систем Teryjkjl;b Ко, ЛТД радиокласс. FM-система "Аккорд": ООО "ВЕДИКОР" (исх. N 009758-22 от 16.08.2022 г.);
- в адрес производителя комплекта FM-системы "Радиокласс VERT-FM/15-2": Тифлоцентр "Вертикаль" (исх. "009759-22 от 16.08.2022 г.);
- в адрес производителя кнопочной компьютерной мыши для управления ПК МК-8: ООО "Инватехпром" (исх. N 009760-22 от 16.08.2022 г.);
- в адрес производителя адаптированного джойстика Монолог: ООО "Глобус А" (исх. N 009761-22 от 16.08.2022 г.).
Исходя из полученных ответов, наличие на рынке товара двух производителей подтвердилось:
- по позиции N 4 Технического (письмо ООО "ИНВАТЕХПРОМ" исх. N 22-08-17/08 от 17.08.2022 г., вх. N 012499 от 17.08.2022 г.).
Вместе с тем, наличие товара как минимум двух производителей по позициям N 3,5 Технического задания не подтвердилось, в связи со следующим:
- Тифлоцентр "Вертикаль" в ответе на запрос (вх. N 012500 от 17.08.2022) указало, что FM-система радиокласс VERT-FM частично не соответствует характеристикам, указанным в Техническом задании;
ООО "ВЕДИКОР" в ответе на запрос (исх. N 22/08.18/01 от 18.08.2022 г.) указало, что Радиокласс. FM-система "Аккорд" (СЗ Уайз Юнит Систем Teryjkjl;b Ко, ЛТД, Китай) соответствуют требованиям, установленным в Техническом задании по позициям N 3. Вместе с тем, Комиссия отмечает, что документов, подтверждающих соответствие указанных товаров, требованиям Технического задания в адрес Комиссии не представлено.
- ООО "Глобус" в ответе на запрос (вх. N 012485 от 17.08.2022) указало, что производимый джойстик частично не соответствует характеристикам, указанным в Техническом задании.
Также Комиссия отмечает, что сведения о товаре, соответствующем совокупности требований Технического задания иных производителей в адрес Комиссии направлено не было.
Поскольку Заказчиком не доказано наличие товаров как минимум двух различных производителей, соответствующих требованиям извещения и приложений к нему, в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
Указанный вывод Комиссии подтверждается также результатами по спорной закупке. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.08.2022 NИЭА1 на участие в закупке подана 1 заявка, соответствующая требованиям извещения и приложения к нему.
2. Заявитель полагает, что Заказчик при описании объекта закупки не применил описание, предусмотренное позицией КТРУ.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о закупках формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о закупках порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования, Правила использования).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу п. 4 Правил использования Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 5 Правил использования Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о закупках, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 6 Правил использования в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил использования, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно п. 7 Правил использования в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с пп. "а" п. 10 Правил формирования в позицию каталога включается код позиции каталога, формируемый в соответствии с п. 12 настоящих Правил формирования.
Согласно п. 12 Правил формирования позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Как отмечалось ранее, согласно извещению о проведении закупки о проведении электронного аукциона необходимо поставить в том числе: FM - система (радиокласс) (заушный индуктор и индукционная петля); адаптированный джойстик.
Согласно Извещению, товары по позициям 3,5 соответствуют коду ОКПД2: 26.30.11.190; 26.20.16.170.
Заявитель считает, что необходимо установить требования в соответствии с кодом КТРУ N 26.30.11.190-00000016, соответствующий наименованию: аудиокласс; с кодом КТРУ N 26.20.16.170-00000010, соответствующий наименованию: джойстик компьютерный для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Комиссия отмечает, что при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования.
Требования заказчика: FM - система (радиокласс) (заушный индуктор и индукционная петля). Предназначена для одного учащегося индивидуально.
Позиция КТРУ, предлагаемая заявителем: Код позиции КТРУ 26.30.11.190-00000016, наименование товара, работы, услуги: Аудиокласс.
В отличие от радиокласса аудиокласс представляет собой звукоусиливающую аппаратуру коллективного пользования. Указанное свойство нашло свое отражение в КТРУ. Согласно позиции КТРУ, не возможно индивидуальное применение.
Таким образом, характеристики по позиции КТРУ 26.30.11.190-00000016 по своим функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам не соответствуют установленным заказчиком требованиям к закупаемому товару для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Требования заказчика: Адаптированный джойстик. Сочетает в себе функцию мыши и джойстика. Предназначен для людей с различными физическими расстройствами и нарушениями: травмы спинного мозга, рассеянный склероз, БАС, нервно-мышечные расстройства, церебральный паралич, травмы головного мозга, черепно-мозговая травма, то есть, для людей с тяжелыми нарушениями моторики.
Позиция КТРУ, предлагаемая заявителем: Код позиции КТРУ 26.20.16.170-00000010, наименование товара, работы, услуги: Джойстик компьютерный для людей с ограниченными возможностями здоровья. Позиции не предусматривают сочетание мыши и джойстика.
Таким образом, характеристики по позиции КТРУ 26.20.16.170-00000010 по своим функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам не соответствуют установленным заказчиком требованиям к закупаемому товару для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Следовательно, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Доступная Среда" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку товара для обеспечения информационной доступности для лиц с ОВЗ (изв. N 0356100012022000014) обоснованной в части установления требований к поставляемому товару ограничивающих количество участников закупки (позиции N 3,5 ТЗ).
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Предписание не выдавать т.к. предписание выдано по жалобе ООО "Сити Витал Лимит" (вх. N 012191-22 от 12.08.2022 г.).
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 августа 2022 г. N 012189-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2022