рассмотрев обращение МКУ "Благоустройство поселка Новые Ляды" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Абрамяне А.В. в связи с односторонним отказом ИП Абрамяна А.В. от исполнения контракта на благоустройство территорий в поселке Новые Ляды (ремонт автомобильных дорог в микрорайоне Новые Ляды: - от дома N 1 до дома N 17 по ул. Спортивной; - по ул. Кирова от ул. Школьной до ул. Комсомольской; - от дома N 7 до дома N 19 по ул. Школьной; - по ул. Садовая от ул. Коммунистическая до ул. Советская) (изв.N 0356300039922000003).,
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300039922000003 Заказчиком проводился электронный аукцион на благоустройство территорий в поселке Новые Ляды (ремонт автомобильных дорог в микрорайоне Новые Ляды: - от дома N 1 до дома N 17 по ул. Спортивной; - по ул. Кирова от ул. Школьной до ул. Комсомольской; - от дома N 7 до дома N 19 по ул. Школьной; - по ул. Садовая от ул. Коммунистическая до ул. Советская). Начальная (максимальная) цена контракта - 3 784 000,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
27.04.2022 г. между Заказчиком и ИП Абрамяном А.В. (далее - Подрядчик) заключен контракт на благоустройство территорий в поселке Новые Ляды (ремонт автомобильных дорог в микрорайоне Новые Ляды: - от дома N 1 до дома N 17 по ул. Спортивной; - по ул. Кирова от ул. Школьной до ул. Комсомольской; - от дома N 7 до дома N 19 по ул. Школьной; - по ул. Садовая от ул. Коммунистическая до ул. Советская) (далее - Контракт).
В связи с принятием 19.07.2022 г. Подрядчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 8 Контракта) Заказчиком, в соответствии с требованиями ч. 22.2 с. 95 Закона о закупках, было направлено обращение о включении подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков контракта.
Условия и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч.1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч.1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч.2 ст.715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п.1 ст.721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 19 ст. 95 Закона о закупка подрядчик (поставщик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Данное право Подрядчика также предусмотрено разделом 8 Контракта:
Из решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Подрядчика следует, что Подрядчиком было направлено дополнительное соглашение Заказчику об увеличении цены Контракта, письмо с мотивированными пояснениями причин необходимости увеличения цены контракта в связи с существенным возрастанием стоимости строительных ресурсов, с приложением локальных сметных расчетов, обоснованием цены строительных материалов. Правовым основанием для внесения в существенные условия муниципального контракта являлось постановление Правительства РФ от 09.08.2021 г. N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ" (в редакции Постановления Правительства РФ от 23.03.2022 г N 439), в соответствии с которым при исполнении контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключен в соответствии с Законом о закупках для обеспечения федеральных нужд допускается в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 95 и ч. 70 ст. 112 Закона о закупках изменение существенных условий контракта. Постановлением администрации г. Перми от 23.09.2021 г. N 747 (в редакции Постановления Администрации г. Перми от 19.04.2022 г. N 299) было закреплено положение о возможности изменение существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, которое осуществляется путем заключения заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соглашения об изменении условий контракта на основании поступившего заказчику в письменной форме предложения подрядчика. Изменение существенных условий контракта осуществляется путем заключения заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соглашения об изменении условий контракта на основании поступившего заказчику в письменной форме предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение; контракт заключен до 31 декабря 2022 г. и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены. Письмом от 07.07.2022 г. N 38 "О направлении информации" Заказчиком было отказано в рассмотрении направленных документов и подписании дополнительного соглашения к Контракту. В качестве обоснования причин отказа было указано, что предметом Контракта не является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, следовательно, Постановление Правительства РФ от 09.08.2021 г. N 1315 применению не подлежит. 07.07.2022 г. Подрядчиком в адрес Заказчика повторно направлено письмо с предложением о подписании дополнительного соглашения к Контракту об увеличении цены указанного контракта. Письмом от 15.07.2022 г. N 43 Заказчик повторно отказал в рассмотрении направленного Подрядчиком проекта дополнительного соглашения об увеличении цены контракта с приложенными документами. Как указывает Подрядчик, данная мотивировка отказа не соответствует нормативно-правовому регулированию, применяемому в рамках правоотношений сторон контракта. В связи с отказом Заказчика от рассмотрения проекта дополнительного соглашения, для Подрядчика стало невозможным исполнение Контракта в соответствии с содержащимися в нем существенными условиями, что приведет к убыткам Подрядчика в объеме не менее 30 % стоимости контракта.
В письменных пояснениях Подрядчик дополнительно отметил, что расчет стоимости работ Подрядчиком по Контракту произведен путем корректировки сметных расчетов с применением актуальных на 25.06.2022 г. расценок, с учетом предложений Поставщиков материалов, осуществляющих деятельность на территории Пермского края, из которых принята наименьшая стоимость соответствующих материалов, применяемых для выполнения работ в рамках Муниципального контракта. Расчет произведен в соответствии с Приказом Минстроя России от 21.06.2021 г. N 500/пр, методическими рекомендациями Минстроя. Несмотря на тот факт, что в п. 1.1 Контракта указано, что предметом является выполнение работ по благоустройству территорий в поселке Новые Ляды, фактически на Подрядчика возложены обязанности по ремонту автомобильных дорог в п. Новые Ляды, а именно: г. Пермь, п. Новые Ляды, ул. Спортивная от дома N 1 до дома N 17; г. Пермь, п. Новые Ляды, ул. Кирова от ул. Школьной до ул. Комсомольской; г. Пермь, п. Новые Ляды, ул. Школьная от дома N 7 до дома N 19; г. Пермь, п. Новые Ляды, ул. Садовая от ул. Коммунистическая до ул. Советской, что детально отражено в локальных сметных расчетах. В соответствии со ст. 3 закона N257-ФЗ автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью (защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог). Согласно пунктам 10, 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к объектам капитального строительства относятся здания, строения, сооружения, объекты незавершенного строительства, в том числе линейные объекты - линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные объекты. Понятие объектов строительства, которые не являются капитальными, содержится в п. 10.2 того же кодекса. Таким образом, в соответствии с законодательством РФ дорога представляет собой комплексный объект, включающий в том числе земельные участки и подземные конструкции. Учитывая указанное выше, автомобильная дорога как комплексный объект относится к объектам капитального строительства.
Поскольку Заказчиком было отказано в согласовании дополнительного соглашения об увеличении цены контракта, 19.07.2022 г. Подрядчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
22.07.2022 указанное решение размещено в реестровой записи контракта N 3590419453522000004 в разделе "Решение об одностороннем отказе".
В силу ч. 20.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного ч. 19 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 20.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 20.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 20.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 22.07.2022 г.
Согласно ч. 21 Закона о закупках решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 22.2 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 21 ст. 95 Закона о закупках, решение Подрядчика об одностороннем отказе вступило в силу 02.08.2022 г. Вместе с тем, информация об ИП Абрамяне А.В. была направлена в адрес Пермского УФАС России посредством функционала единой информационной системы лишь 15.08.2022 г.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 22.2 ст. 96 Закона о закупках Закона о закупках.
В данных действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии в действиях Подрядчика недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего. Исходя из пояснений Подрядчика, переписки, которая велась между сторонами, Комиссия приходит к выводу, что Подрядчик не уклонялся от исполнения контракта, был намерен исполнить контракт полностью при условии увеличения цены контракта путем заключения дополнительного соглашения. Исходя из переписки сторон, Заказчик возражений относительно возможного принятия Подрядчиком решения об одностороннем отказе не имел. Также Комиссия отмечает, что исходя фактических толкований условий контракта и приложений к нему следует, что Подрядчику надлежало выполнить ремонтные работы автомобильных дорог по адресам, указанным в контракте. Комиссия принимает довод Подрядчика о том, что работы, предусмотренные контрактом, по своей сути являются работами по капитальному ремонту автомобильной дороги поскольку подразумевают не только замену износившегося асфальтового покрытия, а также реконструкцию придорожных территорий (п. 9 раздела 4 Технического задания: восстановление профиля канав вручную с очисткой от кустарника, отрывкой грунта с разравниванием и планировкой откосов: полное)
Комиссия приходит к выводу, что из материалов обращения, пояснений сторон, следует факт наличия между сторонами спора относительно отказа Заказчика в увеличении цены контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, доказательства намеренного неисполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия отмечает, что совокупность изложенных обстоятельств, свидетельствует о совершении Подрядчиком действий в целях его исполнения. Комиссия отмечает, что имеющиеся в деле доказательства, свидетельствуют о том, что Подрядчиком предпринимались меры для надлежащего исполнения условий Контракта. Кроме того, допущенные Подрядчиком отступления от условия контракта не являются неустранимыми.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Исполнителя.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ИП Абрамяне А.В. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Не включать сведения об ИП Абрамяне А.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 16 ст. 96 Закона о закупках Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Материалы обращения передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 августа 2022 г. N РНП-59-343
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2022