Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - Заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела М.А. Дударева, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела А.А. Кириллова, специалист-эксперт А.Н. Пшенникова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу жалоба ИП Зацепина Р.Н. на действия заказчика КГБУЗ "Шушенская районная больница" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка изделий медицинского назначения для нужд КГБУЗ "Шушенская РБ" за счет средств ФОМС в 2022 году" (далее - электронный аукцион) на электронной торговой площадке РТС-тендер (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0319200067822000133, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ИП Зацепина Р.Н. на действия заказчика при проведении электронного аукциона, имеющего номер извещения 0319200067822000133.
Существо жалобы: несоответствие извещения требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В назначенное время (15 августа 2022 года в 15 часов 30 минут) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81 "Д", каб. 20 участие в рассмотрении жалобы представители заказчика и подателя жалобы не обеспечили.
При этом подателем жалобы было заявлено ходатайство о предоставлении возможности учувствовать в рассмотрении жалобы посредством интернет-видеоконференции. Красноярским УФАС России была представлена ссылка для участия в рассмотрении жалобы посредством интернет-видеоконференции, однако ввиду некорректной работы сервера, обеспечивающего возможность проведения интернет-видеоконференции, рассмотрение жалобы в дистанционном формате не состоялось.
Из доводов жалобы следует, что заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе, а именно неправомерно не установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе заявок регистрационного удостоверения на поставляемое медицинское изделие.
Заказчиком были представлены письменные возражения на доводы жалобы, из которых следует, что заказчиком не осуществляется закупка медицинского изделия.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя в соответствии с требованиями пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка изделий медицинского назначения для нужд КГБУЗ "Шушенская РБ", номер извещения 0319200067822000133.
Согласно статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок (указанный принцип раскрывает статья 7 Закона о контрактной системе), обеспечения конкуренции (указанный принцип раскрывает статья 8 Закона о контрактной системе), профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе и требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Статья 33 Закона о контрактной системе содержит ряд требований, которыми надлежит руководствоваться заказчикам при описании объекта закупки, в том числе требования о том, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), установленных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановления N 145), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога, в соответствии с пп. б - г и е - з пункта 10 Правил. При этом заказчик обязан использовать информацию, включенную в соответствующую позицию каталога и указать, в том числе описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (пп. е).
Заказчиком в рамках рассматриваемой закупки применена позиция КТРУ 21.20.10.159-00000002, основанная на коде ОКПД2 21.20.10.159, который относится в соответствии с классификатором ОКПД2 к подклассу "Препараты лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях".
Кроме того, в соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, к позиции КТРУ 21.20.10.159-00000002 "Дозатор для мыла/ дезинфицирующих средств" относятся товары вида в соответствии с НКМИ - 103650. Согласно НКМИ, опубликованной на официальном сайте Федеральной службы в сфере здравоохранения, вышеуказанный код относится к разделу "Вспомогательные и общебольничные медицинские изделия".
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пункта 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, подлежащих обращению на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 медицинское изделие должно иметь регистрационное удостоверение.
Вместе с тем из пояснений заказчика следует, что дозатор закупается учреждением, как изделие неотносящееся к изделиям медицинского назначения. Дозатор не будут размещаться непосредственно в помещениях, предназначенных для проведения медицинских и лечебных процедур. Местами размещения приобретаемых дозаторов определены административные и иные вспомогательные помещения (помещения складов, гаражей, пищеблока и другие подсобные помещения), неучаствующие в процессе оказания медицинской помощи.
Комиссия отмечает, что требования к участникам закупки предъявляются исходя из предмета закупки. Комиссия неправомочна влиять на потребность заказчика и обязывать заказчика закупать товары, которые не образуют реальную, объективную нужду. И поскольку, как следует из пояснений заказчика, фактически предметом закупки не является дозатор, применяемый для медицинских целей, заказчик правомерно не установил требование к участникам закупки о предоставлении регистрационных удостоверений на указанный товар. Что свидетельствует о необоснованности доводов жалобы.
Вместе с тем, что следует из вышеизложенного, заказчиком неправомерно была применена позиция КТРУ, к которой относятся только товары, являющиеся медицинскими изделиями, ненадлежащим образом сформулировано наименование закупки, являющееся недостоверным и вводящее субъектов контрактной системы в заблуждение, что нарушает требования пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, принципы контрактной системы, установленные статьями 7, 8 Закона о контрактной системе, требования, установленные Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
Кроме того закупка дозаторов, не являющихся медицинскими изделиями, образует необходимость применения в зависимости от требующихся заказчику характеристик одной из позиций КТРУ 25.99.12.112-00000129, 25.99.12.112-00000128, 25.99.12.112-00000127 (в указанные позиции включены товары, отнесенные к кодам ОКПД2 25.99.12.112, 22.29.23.130).
При этом Комиссия отмечает, что заказчику также надлежит руководствоваться актами, принятыми в развитие требований части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в зависимости от объекта закупки, в том числе учитывая код ОКПД2 такого объекта.
Согласно части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Вместе с тем, проанализировав информацию, размещенную в ЕИС, Комиссия установила, что заказчиком, в нарушение требований части 5 статьи 42 Закона о контрактной системы, в качестве разъяснений положений извещения были размещены документы следующего содержания "На основании Вашего запроса будут внесены изменения в аукционную документацию", которые, во-первых, не содержат предмета запроса, во-вторых, фактически не являются разъяснением, поскольку не носят разъясняющий характер.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ИП Зацепин Р.Н. необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в извещение о проведении закупки.
4. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее чем на 3 дня, начиная со дня выставления измененного извещения о проведении электронного аукциона в единой информационной системе.
5. Аукционной комиссии, оператору электронной площадки отменить протоколы, принятые в ходе проведения закупки.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии А.А. Кириллова
А.Н. Пшенникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15 августа 2022 г. N 024/06/105-2105/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2022