Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
- Тельпов И.А. - член Комиссии, государственный инспектор;
- Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей:
заказчика - бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская областная клиническая больница N1" (БУЗ ВО "ВОКБ N1") Веретенниковой И.И. (доверенность от 11.01.2022 года N 86-15/70),
уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области Куракиной Г.С. (доверенность от 30.12.2021 года);
заявителя - ООО "ТЕХНОИМПОРТ" Сухачевой Е.В. (доверенность от 17.09.2019 года)
рассмотрев жалобу ООО "ТЕХНОИМПОРТ" на действия заказчиков - БУЗ ВО "ВОКБ N1", БУЗ ВО "Лискинская РБ", БУЗ ВО "ВГКБСМП N10", уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона: Поставка медицинских изделий (извещение N 0131200001022007838),
у с т а н о в и л а:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (Воронежское УФАС России) поступила жалоба ООО "ТЕХНОИМПОРТ" (далее - заявитель) на действия заказчиков - БУЗ ВО "ВОКБ N1", БУЗ ВО "Лискинская РБ", БУЗ ВО "ВГКБСМП N10" (далее - заказчики), уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок воронежской области (далее - уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона: Поставка медицинских изделий (извещение N 0131200001022007838) (далее - аукцион).
По мнению заявителя нарушены его права и законные интересы действиями заказчиков, уполномоченного органа, выразившимися в установлении Описании объекта закупки требований, не соответствующих сведениям каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ); указанием неверного кода ОКПД2 закупаемого товара, что повлекло неприменение Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Представители заказчика, уполномоченного органа считают доводы, изложенные в жалобе необоснованными, действия заказчика, уполномоченного органа соответствующими законодательству о закупках.
При рассмотрении жалобы объявлялся перерыв - до 12.08.2022 года.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь ч.3 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
01.08.2022 года уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении совместного аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта - 14608000.00 руб. Торги проводятся на электронной торговой площадке - РТС-тендер.
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 09.08.2022 NЦПА1 ценовые предложения поступили от участников аукциона с идентификационными номерами заявок - 112406438, 112401130, 112402579.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.08.2022 NИЭА1по победителем аукциона признан участник закупки с идентификационным номерами заявки - 112406438, с ценовым предложением 13804560,00 руб.
В соответствии с ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно, помимо прочего, содержать электронные документы: 1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона; 2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании пункта 9, 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд каталог формируется и ведется в электронной форме. Позиция каталога формируется согласно пункту 10 настоящих Правил, который включает следующую информацию: а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил; б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара); в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии); г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил и пр.
В соответствии с пунктом 12 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, перечисленных в данном пункте.
На основании пункта 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона N 44-ФЗ (п. 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд).
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам закупаемого товара представлены в Описании объекта закупки (приложение 3 к извещению о проведении аукциона), в том числе:
2.12 |
Перфорация ложа должна быть выполнена в виде "круглой строчки" Перфорация ложа должна обеспечивать вентиляцию, повышать коэффициент распределения нагрузки и износостойкость ложа, облегчать процесс дезинфекции изделия |
Наличие |
Обеспечение вентиляции, повышение коэффициента распределения нагрузки и износостойкости ложа, облегчения процесса дезинфекции медицинского изделия |
2.22 |
Держатели матраса должны быть изготовлены из нержавеющей стали |
Наличие |
Предотвращение соскальзывания матраса с ложа кровати, которое может повлечь за собой травмы пациента при падении |
2.68 |
Ширина функционального отверстия, расположенного слева, в головной и в ножной торцевой панели, мм |
Не менее 145 и не более 160 |
Обеспечение возможности передвижения кровати в пределах медицинского учреждения. Удобство и эргономичность при захвате рукой при необходимости передвижения кровати в пределах медицинского учреждения |
2.76 |
Диаметр ролика противоударного бампера, мм |
Не менее 50 и не более 60 |
Противоударные бамперы с роликами обеспечивают защиту кровати, а также других предметов мебели и стен больничной палаты при возможных ударах как во время транспортировки, так и во время регулирования высоты ложа кровати. |
2.77 |
Высота ролика противоударного бампера, мм |
Не менее 24 и не более 30 |
Противоударные бамперы с роликами обеспечивают защиту кровати, а также других предметов мебели и стен больничной палаты при возможных ударах как во время транспортировки, так и во время регулирования высоты ложа кровати. |
2.78 |
Вылет ролика противоударного бампера за пределы торцевой панели, мм |
Не менее 10 и не более 15 |
Противоударные бамперы с роликами обеспечивают защиту кровати, а также других предметов мебели и стен больничной палаты при возможных ударах как во время транспортировки, так и во время регулирования высоты ложа кровати. |
В извещении о проведении аукциона указан код позиции КТРУ: 32.50.50.190-00002314.
В соответствии с КТРУ код позиции: 32.50.50.190-00002314 включает наименование товара и его описание:
Кровать больничная
Возможность изменения высоты: Да , Неважно
Грузоподъемность: от 250 (кг)
Положение Тренделенбурга/антиТренделенбурга: Да , Неважно
Привод: Электрический
Рентгенопрозрачная спинная секция: Да , Неважно
Тип: Четырехсекционная
Тип регулировки секций: Механический , Гидравлический , Электрический .
Ознакомившись с Описанием объекта закупки (приложение 3 к извещению о проведении аукциона), Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу, что
по позициям 2.12, 2.22, 2.68, 2.76, 2.77, 2.78 Описания объекта закупки не представлено обоснования необходимости использования товара с дополнительными характеристиками, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Так, показатель "Перфорация ложа в виде "круглой строчки" не влияет на эксплуатационные и функциональные свойства кровати. На рассмотрении жалобы представителями заказчика, уполномоченного органа не представлено доказательств того обстоятельства, что перфорация ложа иного вида, отличного от "круглой строчки", обладает ухудшенными свойствами.
К аналогичным выводам Комиссия Воронежского УФАС России пришла в отношении описания дополнительных характеристик кровати: материал держателей матраса, ширина функциональных отверстий торцевой панели, размеры ролика бампера.
Таким образом, в действиях заказчика, уполномоченного органа содержатся нарушения требований ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, выразившиеся в применении по поз. 2.12, 2.22, 2.68, 2.76, 2.77, 2.78 Описания объекта закупки дополнительной информации в отношении характеристик закупаемого товара, не предусмотренных позицией КТРУ: 32.50.50.190-00002314, без надлежащего обоснования необходимости использования такой информации.
На основании ч.1 ст.14 Закона N 44-ФЗ при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В соответствии ч.3 ст.14 Закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.14 Закона N 44-ФЗ Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 указанной статьи.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, числе прочего, информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 указанного Федерального закона.
Извещением о проведении аукциона установлены запрет на допуск товаров, работ, услуг в соответствии Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства"; условия допуска в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н (Приложение N1).
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102) утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1).
Как установлено при рассмотрении обращения, в извещении о проведении аукциона установлен код ОКПД2/КТРУ - 32.50.50.190/ 32.50.50.190-00002314 (Кровать больничная).
В соответствии с КТРУ код позиции: 32.50.50.190-00002314 включает коды Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2): 32.50.50.000 Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие; 32.50.30.110 Мебель медицинская, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, и ее части; 32.50.50.190 Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки.
Код ОКПД2 - 32.50.50.190 в Перечне N 1 к Постановлению N 102 отсутствует.
Вместе с тем в Перечень N 1 к Постановлению Правительства РФ N 102 включено наименование вида медицинского изделия - "Кровати медицинские функциональные", с указанием кода ОКПД2 - 32.50.30.110.
Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу, что в соответствии с Описанием объекта закупки к поставке требуется товар - мебель медицинская, а именно: кровати медицинские функциональные. На что указывает наличие характеристик: электрические механизмы регулировки высоты ложа, угла наклона положения секции, боковые ограждения должны быть складными реечными с блокировкой в крайнем верхнем положении и пр.
Таким образом, подлежащий поставке товар соответствует коду ОКПД2: 32.50.30.110.
При указанных обстоятельствах в составе извещения об осуществлении закупки подлежит размещению информация об ограничениях и условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства N 102.
Таким образом, в действиях заказчиков, уполномоченного органа содержится нарушение ч. 3 ст. 14, п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, выразившееся в неустановлении в составе извещения об осуществлении закупки информации об ограничениях и условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании изложенного, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России,
р е ш и л а :
1. Признать жалобу ООО "ТЕХНОИМПОРТ" на действия заказчиков - БУЗ ВО "ВОКБ N1", БУЗ ВО "Лискинская РБ", БУЗ ВО "ВГКБСМП N10", уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении электронного аукциона: Поставка медицинских изделий (извещение N 0131200001022007838) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчиков - БУЗ ВО "ВОКБ N1", БУЗ ВО "Лискинская РБ", БУЗ ВО "ВГКБСМП N10", уполномоченного органа - Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области нарушения требований ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, выразившиеся в применении по поз. 2.12, 2.22, 2.68, 2.76, 2.77, 2.78 Описания объекта закупки дополнительной информации в отношении характеристик закупаемого товара, не предусмотренных позицией КТРУ: 32.50.50.190-00002314, без надлежащего обоснования необходимости использования такой информации; нарушение ч. 3 ст. 14, п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, выразившееся в неустановлении в составе извещения об осуществлении закупки информации об ограничениях и условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчикам - БУЗ ВО "ВОКБ N1", БУЗ ВО "Лискинская РБ", БУЗ ВО "ВГКБСМП N10", уполномоченному органу - Управлению по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть объявлена: 12.08.2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме: 16.08.2022 года.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Члены Комиссии И.А. Тельпов
Е.Л. Яковлева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 12 августа 2022 г. N 036/06/33-794/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2022