Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
- Рощупкина Ю.В. - член Комиссии, начальника отдела контроля закупок;
- Тельпов И.А. - член Комиссии, старший государственный инспектор,
при участии представителя ООО "КОРПОРАЦИЯ ПРОЕКТОВ":
- Гариповой Айгуль Жалиловны (доверенность от 10.08.2022 года),
при участии представителя департамента строительной политики Воронежской области:
- Белозерцевой Елены Владимировны (доверенность от 31.01.2022 года N61-11/160),
при участии представителей управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области:
- Рыжковой Юлии Владимировны (доверенность от 02.08.2022 года),
- Репниковой Оксаны Николаевны (доверенность от 29.12.2022 года),
рассмотрев жалобу ООО "КОРПОРАЦИЯ ПРОЕКТОВ" на действия комиссии по осуществлению закупок управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение подрядных работ для государственных нужд на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Строительство поликлиники БУЗ ВО "Панинская РБ"" (номер извещения 0131200001022007214),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "КОРПОРАЦИЯ ПРОЕКТОВ" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение подрядных работ для государственных нужд на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Строительство поликлиники БУЗ ВО "Панинская РБ"" (номер извещения 0131200001022007214) (далее - Конкурс).
По мнению Заявителя, действия Комиссии по осуществлению закупок нарушают Федеральный закон от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), что выразилось в незаконном и необоснованном отклонении заявки ООО "КОРПОРАЦИЯ ПРОЕКТОВ".
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
15.07.2022 года в Единой информационной системе размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме от 18.07.2022 NИИ1 в ред. N2 (далее - Извещение).
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет - 9 972 384,56 рублей.
Предметом рассматриваемой закупки является выполнение подрядных работ для государственных нужд на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Строительство поликлиники БУЗ ВО "Панинская РБ"".
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется путём проведения открытого конкурса в электронной форме.
Частью 4 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурентный способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Так, согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Абзацем 3 части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 55.16 и частями 1 и 3 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по соответствующим договорам, заключаемым с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении одновременно следующих условий:
- наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, сформированного компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
- совокупный размер обязательств по таким договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого им внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
- начальная максимальная цена договора не превышает уровень ответственности, исходя из которого членом саморегулируемой организации внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда.
Пунктом 1 частью 11 статьи 55.16 ГрК РФ установлено, что минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области инженерных изысканий или саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет: сто пятьдесят тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает двадцать пять миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
На основании вышеизложенного, Заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме от 18.07.2022 NИИ1 в ред. N2 установлено следующее единой требование: "В соответствии с пп. 1 части 1 ст.31(Участник закупки должен быть членом СРО в области архитектурно-строительного проектирования*; с правом выполнять работы по договору, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с частью 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ. Наличие у члена СРО права осуществлять подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства. Соответствие члена СРО уровню ответственности, предусмотренному частями 12, 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации), минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Уровень ответственности члена саморегулируемой организации должен быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта. * за исключением случаев, установленных Градостроительным кодексом РФ.)"
При этом, документальным подтверждением членства индивидуального предпринимателя, юридического лица в саморегулируемой организации соответствующего вида является выписка из реестра членов саморегулируемой организации, форма которой утверждена приказом Ростехнадзора от 4 марта 2019 г. N 86, предусматривающая информацию о наличии, отсутствии или приостановлении права члена саморегулируемой организации выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договорам подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, а также об уровнях ответственности члена саморегулируемой организации по компенсационному фонду возмещения вреда и по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению, в форме электронного документа.
Во исполнение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Приложением N 4 к Извещению, Заказчиком представлены "Требования к участникам закупки, содержанию и составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению".
Так, в соответствии с вышеуказанными требованием к содержанию заявки, в подтверждение соответствия требованию, установленному в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участнику необходимо предоставить: "копия действующей в соответствии с законодательством выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" в области архитектурно-строительного проектирования с правом выполнять работы по договору, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров. Предельный размер обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (уровень ответственности участника закупки) должен быть не ниже предложения о цене контракта".
В соответствии с подпунктом а) пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки: члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
При этом, в соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях: несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.08.2022 NИЭОК1 зафиксировано, что комиссией по осуществлению закупок в отношении заявки ООО "КОРПОРАЦИЯ ПРОЕКТОВ" (идентификационный номер заявки - 112360551) принято решение об отклонении данной заявки по следующему основанию: "Несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона 44-ФЗ (пп. а п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона 44 ФЗ, п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона 44 ФЗ, п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона 44 ФЗ, пп. н п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона 44 ФЗ, пп. н п. 1 Приложения 4 к извещению): представленная участником копия выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования не соответствует требованию извещения, а именно в представленной в составе заявки выписке отсутствуют сведения об уровне ответственности участника члена саморегулируемой организации по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с частью 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ, предельного размера обязательств по таким договорам, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств".
При проверке вышеуказанного основания для отклонения, Комиссией Воронежского УФАС России установлено, что принятое Комиссией по осуществлению закупок решение об отклонении заявки ООО "КОРПОРАЦИЯ ПРОЕКТОВ" является законным и обоснованным, поскольку в соответствии с положениям ГрК РФ, Общество на момент рассмотрения заявок, не обладало правоспособностью выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по соответствующим договорам, заключаемым с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором с использованием конкурентных способов заключения договоров, в следствие чего, не соответствовало требованию извещения, установленного в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Относительно доводов Заявителя, о том, что Законом о контрактной системе не установлена обязанность участников закупки вносить взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в полном объеме на момент подачи заявки на участие в закупке, Комиссия Воронежского УФАС России отмечает следующее.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 55.1 Кодекса под договорами подряда, заключенными с использованием конкурентных способов заключения договоров, понимаются договоры, заключенные с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным (далее - с использованием конкурентных способов заключения договоров).
Согласно частям 5 и 6 статьи 55.8 Кодекса член саморегулируемой организации самостоятельно при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности обязан вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации.
При этом, с учетом положений норм частей 11 и 13 статьи 55.16 Кодекса такая обязанность члена саморегулируемой организации возникает при его намерении принимать участие в заключении договоров подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Член саморегулируемой организации, не уплативший такой дополнительный взнос, не имеет права принимать участие в заключении новых договоров подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Аналогичная позиция отражена в Письме Минстроя России от 16.05.2019 N 17553-ТБ/02 "Об участии члена саморегулируемой организации в заключении договоров подряда".
Кроме того, полномочия по рассмотрению заявок, на соответствие требованиям Извещения и Закона о контрактной системе участников закупок, реализуемые на стадии рассмотрения заявок, возложены на Комиссию по осуществлению закупок. При этом, Законом о контрактной системе императивно установлен порядок подачи заявок, в том числе, документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям закупки, а также порядок рассмотрения таких документов Комиссией по осуществлению закупок. Предоставление документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, вне рамках, определённых Законом о контрактной системе не предусмотрено и является незаконным.
Касательно довода Заявителя об отсутствии у Комиссии по осуществлению закупок полномочий по контролю за внесением взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, Комиссия Воронежского УФАС России отмечает следующее.
В соответствие с подпунктом а) пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе на Комиссию по осуществлению закупок возложены полномочия по рассмотрению заявок на соответствие требованиям Извещения, а также Закона о контрактной системе, в том числе, на соответствие требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В рассматриваемом случае, Комиссия по осуществлению закупок не осуществляла контроль за внесением взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, а действовала исключительно в рамках своих полномочий, рассмотрев заявку участника закупки на соответствие требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в данном случае на наличие у Общества права выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по соответствующим договорам, заключаемым с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Платежное поручение от 11.08.2022 года о внесении взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств ООО "КОРПОРАЦИЯ ПРОЕКТОВ" Комиссия Воронежского УФАС России не принимает во внимание, поскольку стадия определения поставщика (подрядчика, исполнителя) завершена 05.08.2022 года, более того, платёжное поручение не имеет статуса "Исполнено".
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "КОРПОРАЦИЯ ПРОЕКТОВ" на действия комиссии по осуществлению закупок управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение подрядных работ для государственных нужд на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Строительство поликлиники БУЗ ВО "Панинская РБ"" (номер извещения 0131200001022007214) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии И.А. Тельпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 18 августа 2022 г. N 036/06/31-823/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2022