В соответствии с приказом Омского УФАС России от 03.08.2022 N 151, подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) и Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, на основании сообщения физического лица о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
по результатам проведения внеплановой проверки (без заседания комиссии) соблюдения департаментом строительства Администрации города Омска (далее также заказчик) требований Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству объектов: "Строительство многоквартирных домов в районе ул. 6-я Станционная для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Жилой дом N 1" (Реестровый номер 33.0401.22)" (извещение N 0152300011922000388), размещенной департаментом контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска (далее - уполномоченный орган),
У С Т А Н О В И Л А:
1. 12.04.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 596621047,16 руб.
Из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.04.2022 следует, что электронный аукцион признан несостоявшимся ввиду того, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке была подана только одна заявка. По результатам рассмотрения заявки на участие в электронном аукционе принято решение о соответствии заявки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, присвоении ей первого порядкового номера и заключении контракта с участником закупки с идентификационным номером заявки 111743802 (общество с ограниченной ответственностью "Домостроительный комбинат-3" (далее - ООО "ДСК-3", общество, участник закупки, победитель).
17.05.2022 участник закупки был признан уклонившимся от заключения контракта на основании одноименного протокола, в связи с чем департаментом строительства Администрации города Омска в соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в Омское УФАС России было представлено (вх. N 4922 от 18.05.2022) обращение о включении информации об обществе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
По результатам рассмотрения данных сведений Комиссией на основании принятого Решения от 24.05.2022 N РНП-55-85/2022 было выдано предписание, согласно которому заказчику в срок до 06.06.2022 надлежало:
- отменить протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта N ППУ20_1 от 17.05.2022 и разместить официальном сайте ЕИС информацию об отмене такого протокола;
- осуществить действия, направленные на заключение контракта с победителем электронного аукциона.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, на момент проведения проверки между департаментом строительства Администрации города Омска и ООО "ДСК-3" заключен муниципальный контракт N 05-2022/С от 10.06.2022 (далее - контракт).
2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В адрес Омского УФАС России поступили (вх. NN 7245э от 25.07.2022, 7282э от 26.07.2022), в том числе посредством перенаправления из ФАС России (вх. N 7353э от 28.07.2022), Московского УФАС России (вх. N 7632э от 04.08.2022) для рассмотрения и принятия мер в рамках имеющихся полномочий обращения "_", из содержания которых следует, что между департаментом строительства Администрации города Омска и ООО "ДСК-3" заключен контракт без предоставления последним обеспечения его исполнения.
Омским УФАС России до принятия решения о необходимости проведения внеплановой проверки заказчику был направлен запрос (исх. N 5984э от 26.07.2022) о представлении письменных пояснений по вышеизложенным фактам с приложением подтверждающих документов.
На указанный запрос заказчиком представлены соответствующие документы и сведения, подтверждающие представление ООО "ДСК-3" обеспечения исполнения контракта при его подписании.
В соответствии с требованиями извещения о проведении электронного аукциона, а также пункта 4.4.31 заключаемого контракта по результатам осуществленной закупки ООО "ДСК-3" как победителю надлежало представить обеспечение исполнения контракта при его подписании в размере 44746578,54 руб.
На основании направленных заказчиком, а также размещенных на официальном сайте ЕИС сведений в реестре контрактов, заключенных заказчиками, Омским УФАС России было установлено, что ООО "ДСК-3" для целей заключения контракта была представлена как независимая гарантия, так и внесены денежные средства на счет заказчика.
03.08.2022 Омским УФАС России в целях всесторонней и объективной проверки, формирования выводов о наличии или отсутствия в действиях заказчика нарушений Федерального закона о контрактной системе, правомерности заключения контракта с ООО "ДСК-3" был направлен (исх. N 03-6187э) запрос о предоставлении:
- заказчиком письменных пояснений о заключении контракта с ООО "ДСК-3", которым при подписании проекта контракта в качестве его обеспечения одновременно была приложена независимая гарантия и внесены денежные средства (использованы два альтернативных способа обеспечения исполнения контракта);
- ООО "РТС-тендер" хронологию заключения заказчиком контракта с победителем с приложением документов, представленных для его заключения.
Согласно представленной электронной площадкой ООО "РТС-тендер" (вх. N 7926э от 11.08.2022) хронологии заключения контракта участником закупки 08.06.2022 при подписании проекта контракта были размещены платежное поручение N 293 от 08.06.2022 на сумму 14746578,54 руб. и проект независимой гарантии на сумму 30000000 руб., выдача которой согласно информации из реестра независимых гарантий фактически была осуществлена "АО Альфа-
Банк" только 09.06.2022. Из реестра независимых гарантий также следует, что в отношении выданной банком-гарантом принципалу независимой гарантии присвоен уникальный номер реестровой записи 02A35503053583220014, размещенной в составе реестра на официальном сайте ЕИС 09.06.2022.
На указанный запрос департаментом строительства Администрации города Омска представлены (вх. N 7983э от 12.08.2022) пояснения, содержание которых сводится к тому, что при подписании контракта с победителем заказчик руководствовался тем, что обеспечение его исполнения со стороны общества было представлено в полном объеме. Дополнительно было сообщено о том, что в настоящее время обязательства общества на всю сумму обеспечены независимой гарантией.
Оценивая правомерность заключения заказчиком с ООО "ДСК-3" контракта, Комиссия руководствуется следующим.
Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры регламентирован статьей 51 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных данным законом, с иным участником закупки (далее в такой статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если данным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 такой статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Федерального закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с данным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном такой статьей.
Частью 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 данной статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе,
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 такого закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с данным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, положений статей 28 и 29 такого закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 данного закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная таким подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" такого пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, положений статей 28 и 29 данного закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 такого закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных данным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 данного закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии);
В силу пункта 1 части 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 такой статьи проекта контракта, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с данным законом (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 такого закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с данным Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта).
На основании части 5 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 такой статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 данной статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных таким законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 данной статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 такой статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 данной статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 такой статьи) и частью 5 данной статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 такой статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 такой части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Порядок предоставления участником закупки, в том числе обеспечения исполнения контракта определен статьей 96 Федерального закона о контрактной системе.
Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 данного закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями такого закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 данного закона (часть 3 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе).
Также на основании частей 4 и 5 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с данным законом.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, вышеприведенными взаимосвязанными положениями установлено, что контракт может быть заключен только после предоставления участником закупки обеспечения его исполнения в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе.
В свою очередь, частью 3 рассматриваемой нормы императивно регламентировано, что участник закупки имеет право самостоятельно выбрать один из возможных способов обеспечения исполнения контракта, предусмотренный Федеральным законом о контрактной системе, а именно предоставить надлежащую независимую гарантию или внести денежные средства на счет заказчика.
При этом Федеральным законом о контрактной системе не предусмотрена возможность предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта одновременно каждым из приведенных способов в их процентном отношении (данные выводы согласуются с позицией Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 21.01.2020 N 24-03-07/3170).
Вместе с тем в нарушение частей 1, 5 и 6 статьи 51, частей 3, 4 и 5 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе департаментом строительства Администрации города Омска осуществлены действия по заключению контракта с лицом, не выполнившим требования данного закона, предъявляемые к порядку предоставления обеспечения исполнения контракта.
Более того, ООО "ДСК-3" в срок, регламентированный частью 3 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе (по 08.06.2022 включительно), был представлен проект независимой гарантии, а не сама независимая гарантия, отвечающая установленным законом и извещением об осуществлении закупки требованиям, что, по мнению Комиссии, также не может свидетельствовать о предоставлении участником закупки надлежащего обеспечения исполнения контракта при его заключении.
Также Комиссия считает, что заказчиком не были учтены положения частей 5-7 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе при оценке проекта независимой гарантии (независимой гарантии) на предмет ее соответствия требованиям закона и извещения об осуществлении закупки.
Дополнительно Комиссия отмечает, что доводы заказчика об осуществленной ООО "ДСК-3" в дальнейшем замене способа обеспечения исполнения контракта, предоставленного в виде внесения денежных средств на счет заказчика, путем получения независимой гарантии, обеспечивающей обязательства такого лица уже на всю сумму, не влияют на оценку правомерности действий субъекта контроля, совершенных при заключении спорного контракта.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях департамента строительства Администрации города Омска нарушение частей 1, 5 и 6 статьи 51, частей 3, 4 и 5 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе.
2. Предписание департаменту строительства Администрации города Омска об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с заключением муниципального контракта N 05-2022/С от 10.06.2022.
3. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии: |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 17 августа 2022 г. N 03-08/48-2022 (ключевые темы: участники закупок - обеспечение исполнения контракта - независимая гарантия - товар. работа. услуга. - электронная торговая площадка)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2022