19 августа 2022 г. |
г. Омск |
В соответствии с приказом Омского УФАС России от 15.08.2022 N 161 и подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее также Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576), Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
по результатам проведения внеплановой проверки (без заседания комиссии) соблюдения Главным управлением контрактной системы Омской области (далее - уполномоченный орган), Администрацией Усть-Ишимского муниципального района Омской области (далее - заказчик, учреждение) требований Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Приобретение и установка резервного источника электроснабжения для нужд Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области на котельные: ул. Школьная, д 3 "А" д. Ашеваны; ул. Горького, д.11-Б с. Усть-Ишим; ул. Школьная, д. 36 с. Орехово; ул. 40 лет Октября, д. 107 с. Усть-Ишим; ул. Первомайская, д. 1а, пос. Южный Усть-Ишимского муниципального района Омской области (Реестровый номер 22.31.1492)" (извещение N 0152200004722001428) (далее также аукцион, электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
1. 29.07.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение N 0152200004722001428 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 3 035 439,99 руб.
04.08.2022 размещены разъяснения извещения об осуществлении закупки, а также внесены изменения в извещение об осуществлении закупки.
08.08.2022 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому подано 2 ценовых предложения.
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.08.2022 заявка одного участника закупки была отклонена. Победителем признан участник с идентификационным номером заявки 61 с ценой контракта 3 020 262.79 руб.
На момент проведения проверки контракт не заключен.
2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
10.08.2022 в Омское УФАС России поступило (вх. N 7903э) обращение Главного управления контрактной системы Омской области, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В частности, в обращении было указано, что при размещении извещения об осуществлении закупки была допущена техническая ошибка, а именно в электронном документе "Описание объекта закупки" была установлена характеристика закупаемого товара, не соответствующая потребности заказчика ("вид тока - постоянный").
При этом в Рекомендуемом описании товара (пункт 2.6 электронного документа "ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, СОСТАВУ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ"), а также в Спецификации (Приложение N 1 к проекту муниципального контракта) такая характеристика указана верно ("вид тока - переменный").
Уполномоченным органом также представлены дополнительные пояснения, согласно которым указанные разночтения нарушают принцип открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, реализованный в статье 7 Федерального закона о контрактной системе.
Из пояснений заказчика (вх. N 8162э от 17.08.2022) следует, что при направлении заявки на осуществление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) было представлено описание объекта закупки в соответствии с потребностью заказчика в закупаемом товаре с характеристикой "вид тока - переменный".
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона о контрактной системе).
Согласно статье 7 Федерального закона о контрактуй системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пунктом 1 части 1, частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пунктом 1, 3 и 5 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
проект контракта.
Из приведенных положений следует, что потребность заказчика в закупаемом товаре (работе, услуге) в соответствии со статьей 33 Федерального закона о контрактной системе должна быть сформирована в электронном документе "Описание объекта закупки" и размещена в составе извещения об осуществлении закупки.
Предполагается, что именно этот документ отражает требования к товару (работе, услуге), следовательно, участники закупок формируют свое предложение и подают заявки с учетом требований, установленных в электронном документе "Описание объекта закупки" (указанное прямо следует из содержания пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе, положений пунктов 1.2 и 2.5 электронного документа "ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, СОСТАВУ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ", также размещенного в составе извещения об осуществлении закупки).
Материалами дела установлено, что в электронном документе "Описание объекта закупки" по каждой позиции была установлена характеристика закупаемого товара, не соответствующая потребности заказчика ("вид тока - постоянный").
При этом пункт 2.6 электронного документа "ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, СОСТАВУ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ"), а также в Спецификация (Приложение N 1 к проекту муниципального контракта) в указанной части противоречили содержанию электронного документа "Описание объекта закупки", так как в них была указана характеристика "вид тока - переменный".
Указанные обстоятельства подтверждаются обращением и пояснениями уполномоченного органа, пояснениями заказчика, а также заявкой заказчика на осуществление закупки.
Таким образом, в действиях уполномоченного органа установлены нарушения статьи 7, статьи 33, части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
Установленные нарушения, по мнению Комиссии, повлекли последующий допуск участника закупки с идентификационным номером заявки 61, предложившего товар, не отвечающий потребности заказчика в части спорной характеристики, определение такого участника победителем, начало заказчиком процедуры заключения контракта в нарушение части 1 статьи 34, части 2 статьи 51 Федерального закона о контрактной системе, так как проект контракта, размещенный заказчиком 12.08.2022 (и подписанный победителем закупки), противоречит заявке такого участники и описанию объекта закупки.
При таких обстоятельствах Комиссия усматривает необходимость выдачи предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, так как установленные в рамках проведения проверки нарушения являются существенными, не отвечающими основным принципам контрактной системы, правилам осуществления закупок и ведут к заключению контракта в нарушение императивных требований.
В Омское УФАС России также поступили (вх. N 8190э от 18.08.2022) возражения победителя закупки ИП "_" (далее - предприниматель), которые по существу сводятся к неправомерности подачи уполномоченным органом обращения о проведении внеплановой проверки.
В данной части Комиссия отмечает, что обращение уполномоченного органа, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, является в силу части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе основанием для проведения внеплановой проверки (данная информация была указана в приказе Омского УФАС России и уведомлении о проведении проверки, которые направлялись в адрес предпринимателя).
Ссылку предпринимателя на положения статьи 105 Федерального закона о контрактной системе Комиссия полагает несостоятельной, так как она основана на ошибочном толковании и по существу не относится к осуществлению контроля, предусмотренного статьей 99 Федерального закона о контрактной системе и Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях Главного управления контрактной системы Омской области нарушение статьи 7, статьи 33, части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
2. Выдать Главному управлению контрактной системы Омской области, Администрации Усть-Ишимского муниципального района Омской области, ООО "ЭТП ГПБ" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
3. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии: |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 19 августа 2022 г. N 03-08/55-2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2022