Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Контракт" (далее - Заявитель, ООО "Контракт") (вх. N 4971 от 10.08.2022) на действия Приокского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания, расположенного по адресу: г. Тула, ул. Свободы, дом 38, находящегося в оперативном управлении Приокского межрегионального управления Росприроднадзора (закупка N 0166100006722000019) (далее - электронный аукцион, Закупка), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), в отсутствие представителей Заявителя, Заказчика, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела;
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
Из жалобы следует, что извещение о проведении закупки N 0166100006722000019 на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания, расположенного по адресу: г. Тула, ул. Свободы, дом 38, находящегося в оперативном управлении Приокского межрегионального управления Росприроднадзора (закупка N 0166100006722000019) (далее - Извещение о Закупке) содержит ряд нарушений положений Закона.
Как следует из письменных пояснений Заказчика, последний согласился с указанными в жалобе нарушениями положений Закона. Вместе с тем Заказчик считает, что данные нарушения не ограничивают круг участников Закупки.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке 02.08.2022 размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 12 433 989,30 рублей.
Контракт по итогам Закупки Заказчиком не заключен.
Относительно довода Заявителя о незаконном установлении одновременно двух требований применительно к отсутствию сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) в Извещении о Закупке в разделе "Преимущества, требования к участникам" - "Требования к участникам" (пункт 2 и пункт 5), Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 2571) предусмотрено, что в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона, заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
Согласно части 6 статьи 31 Закона заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Комиссией установлено, что в Извещении о Закупке в разделе "Преимущества, требования к участникам" к участникам Закупки установлены, в том числе следующие требования:
2. Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона;
5. Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что установление одновременно двух требований применительно к отсутствию сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков в Извещении о Закупке является не правомерным и свидетельствует о нарушении Заказчиком пункта 12 части 1 статьи 42, части 6 статьи 31 Закона.
Довод жалобы обоснован.
Относительно довода Заявителя о неправомерном неустановлении Заказчиком в Извещении о Закупке требования о том, что участник Закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона, заказчик устанавливает, в том числе следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 5 статьи 31 Закона установлено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно части 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
На основании части 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
Пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Согласно Извещению о проведении Закупки предметом данного аукциона является капитальный ремонт административного здания, расположенного по адресу: г. Тула, ул. Свободы, дом 38, находящегося в оперативном управлении Приокского межрегионального управления Росприроднадзора.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 12 433 989,30 рублей.
Как установлено Комиссией, в Извещении о Закупке Заказчиком не установлено требование о наличии у участника Закупки членства саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, что является нарушением пункта 12 части 1 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 31, части 5 статьи 31 Закона.
Данный довод жалобы обоснован.
Относительно довода Заявителя о неустановлении Заказчиком в проекте контракта Извещения о Закупке (далее - Проект контракта) требований согласно пункту 2 части 13 статьи 34 Закона, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является проект контракта.
Согласно пункту 2 части 13 статьи 34 Закона в контракт включаются обязательные условия, в том числе об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
В ходе анализа сведений, содержащихся в единой информационной системе в сфере закупок, Комиссией установлено, что условие, предусмотренное пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона, Заказчиком в Проекте контракта предусмотрено не было. Данный факт свидетельствует о нарушении Заказчиком пункта 2 части 13 статьи 34 Закона.
Довод жалобы является обоснованным.
Относительно довода Заявителя о том, что Заказчик неверно указал в Проекте контракта срок возврата обеспечения, в случае предоставления последнего в денежном выражении, Комиссией установлено следующее.
Согласно части 27 статьи 34 Закона в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Комиссией установлено, что в Извещении о Закупке Заказчиком установлены ограничения, предусмотренные частью 3 статьи 30 Закона в разделе "Преимущества": "Преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ", в связи с чем ее участниками могут быть исключительно субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Вместе с тем Заказчиком, в нарушение части 27 статьи 34 Закона, в пункте 4.5 Проекта контракта указано: "возврат Поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта осуществляется в срок, не превышающий тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (пункт 27 статьи 34 Закона N 44-ФЗ)".
Довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Относительно довода жалобы о нарушении Заказчиком части 4, 5, 8 статьи 34 Закона, в части неверного установления штрафов для исполнителя в Проекте контракта, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Указанный порядок установлен Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила).
В силу раздела "Преимущества" Извещения о Закупке, рассматриваемая Закупка осуществляется Заказчиком в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона.
Согласно пункту 4 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
Раздел 7 Проекта контракта устанавливает положения об ответственности его сторон.
При этом, в пункте 7.6 Проекта контракта Заказчиком без учета того, что указанная закупка проводилась при наличии ограничения, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона, установлено, следующее:
"7.6. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно)".
Таким образом, в действиях Заказчика содержится нарушение частей 4, 8 статьи 34 Закона, выразившиеся в ненадлежащем установлении в Проекте контракта меры ответственности поставщика в виде штрафа.
Данный довод жалобы является обоснованным.
Установленные Комиссией нарушения указывают, что в действиях должностного лица Заказчика, определившего содержание Извещения о Закупки с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Контракт" (вх. N 4971 от 10.08.2022) на действия Приокского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания, расположенного по адресу: г. Тула, ул. Свободы, дом 38, находящегося в оперативном управлении Приокского межрегионального управления Росприроднадзора (закупка N 0166100006722000019) обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31, части 5, 6 статьи 31, части 4, 8 статьи 34, пункт 2 части 13 статьи 34, часть 27 статьи 34, пункт 12 части 1 статьи 42 Закона.
3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок Приокского Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Закона.
4. Передать материалы данного дела соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 15 августа 2022 г. N 071/06/106-804/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2022