Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Национальные технологии" (далее - Заявитель, ООО "Национальные технологии", Общество) (вх. N 4952 от 04.08.2022), переданную по подведомственности из ФАС России, на действия министерства спорта Тульской области (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку спортивно-технологического оборудования для создания "умной" площадки в рамках реализации федерального проекта (закупка N 0366200035622004164) (далее - Электронный аукцион, Закупка), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), при участии:
- - представителя государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение), комиссии по осуществлению закупок для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Аукционная комиссия) на основании доверенности;
- - представителя Заказчика на основании доверенности;
-
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Электронного аукциона.
Заявитель указывает, что документация о Закупке не соответствует требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, по следующим основаниям.
1. Включение дополнительной информации в части требований к поставляемому товару в подпунктах 1.18 (характеристика "Цвет нитей RAL 170 30 15 и RAL 110 70 60" с требуемым значением "соответствие"), 1.31 (характеристика "Цвет стыковочного состава зеленый" с требуемым значением "соответствие") пункта 7 электронного документа "Описание объекта закупки" извещения об Электронном аукционе (далее - Описание объекта закупки) не обосновано, так как такие характеристики не предусмотрены соответствующей позицией кода КТРУ и не являются основными согласно ГОСТ Р 58724-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Покрытия искусственные травяные. Технические условия" (далее - ГОСТ Р 58724-2019).
Указанное является нарушением Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, и раздельно Правила формирования и ведения КТРУ, Правил использования КТРУ).
2. Включение дополнительной информации в части требований к поставляемому товару в подпунктах 1.32 (характеристика "Разметка (по периметру и линия посередине поля) вшита (втафтирована) в рулон искусственного покрытия в процессе производства" с требуемым значением "соответствие"), 1.33 (характеристика "Ширина разметки, мм" с требуемым значением "80"), 1.34 (характеристика "Цвет волокна разметки" с требуемым значением "белый") пункта 7 Описания объекта закупки не обосновано, так как такие характеристики не предусмотрены соответствующей позицией кода КТРУ, не являются основными согласно ГОСТ Р 58724-2019, противоречат ГОСТ Р 58724-2019 (подпункт 1.34), противоречат Правилам вида спорта "Футбол" (утв. Приказом Минспорта России от 17.11.2021 N 901 "Об утверждении правил вида спорта футбол") (подпункт 1.33).
Заявитель считает подобные требования излишне детализированными и немотивированными, что нарушает пункты 1, 2 части 1 статьи 33 Закона.
3. Включение дополнительной информации в части требований к поставляемому товару в подпункте 1.36 (характеристика "Вид тафтинга Z - образный" с требуемым значением "соответствие") пункта 7 Описания объекта закупки не обосновано, поскольку при описании объекта закупки использован показатель, который не предусмотрен техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 33 Закона.
Более того, такое требование указывает на конкретный метод производства товара и ограничивает возможность участников закупки предоставить иное надлежащее предложение в составе заявки на участие в Закупке.
4. Включение дополнительной информации в части требований к поставляемому товару в подпунктах 4.12, 4.13, 4.34, 4.36, 11.39 пункта 7 Описания объекта закупки надлежащим образом не обосновано, так как такие характеристики как высота и вынос щита, комплектация кольца сеткой не могут влиять на возможность долгосрочного использования стойки баскетбольной игровой, а наличие въездного пандуса для маломобильных граждан не влияет на прочность конструкции сборно-разборной трибуны.
Указанное, по мнению Заявителя, свидетельствуют о формальном подходе Заказчика к исполнению пункта 6 Правил использования КТРУ и нарушении пункта 1 части 1 статьи 33 Закона.
5. В подпунктах 6.11 - 6.12, 6.14 - 6.16, 6.23, 7.11 - 7.17, 7.23, 8.10, 8.14 - 8.28, 8.35, 9.9, 9.17 - 9.21, 9.24, 12.4, 12.7 - 12.16 пункта 7 Описания объекта закупки использование дополнительных характеристик обосновано Заказчиком следующим образом: "Обусловлено требованием к долгосрочному использованию Товара".
Вместе с тем пункт 11 "Требования к гарантийному сроку товара" Описания объекта закупки устанавливает гарантийный срок на товар 24 (двадцать четыре) месяца с момента подписания акта приема-передачи товара Заказчиком без замечаний. Данный гарантийный срок является стандартным для товаров входящих в объект закупки и не может быть признан долгосрочным.
Заявитель считает применение указанных дополнительных характеристик необоснованным, противоречащим пункту 6 Правил использования КТРУ.
6. В подпунктах 11.59, 11.90, 11.91 пункта 7 Описания объекта закупки включено требование о наличии в трибуне сборно-разборной товаров "Стойка для обслуживания и ремонта велосипедов, самокатов, скейтбордов, роликовых коньков" (подпункт 11.59), "Комплект ключей" (подпункт 11.90), "Ручной насос для накачки давления в шинах транспортных средств" (подпункт 11.91).
Указанные товары (их комплектация) отсутствует в перечне спортивно-технологического оборудования, утвержденном Приказом Минспорта России от 15.02.2022 N 107 "Об утверждении перечня спортивно-технологического оборудования для создания "умной" спортивной площадки".
Общество, с учетом Приказа Минспорта России от 15.02.2022 N 107, в принципе ставит под сомнение возможность приобретения таких товаров в рамках данной закупки.
По мнению Заявителя, товар "Стойка для ремонта велосипеда" представляет собой малую архитектурную форму (КТРУ 25.11.23.119-00000007) и не может быть признан составной частью трибуны сборно-разборной.
Товар, указанный в подпункте 11.90, соответствует коду ОКПД 25.73.30 "Инструмент ручной прочий"; товар, указанный в подпункте 11.91 - коду ОКПД 28.13.2 "Насосы воздушные или вакуумные, воздушные или прочие газовые компрессоры".
Указанные товары (подпункты 11.90, 11.91) включены в Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению.
Вместе с тем, такой запрет в извещении о Закупке не предусмотрен.
Более того, пунктом 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 установлено, что для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 настоящего постановления, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него.
Таким образом, по мнению Заявителя, положения извещения о Закупке не соответствуют требованиям части 4 статьи 14 Закона ввиду объединения в один лот товаров включенных и не включенных в вышеуказанный перечень.
7. Для описания товара в подпунктах 5 - 9 пункта 7 Описания объекта закупки использован код КТРУ 22.19.72.000-00000012 "Покрытие противоскользящее".
Вместе с тем, предметом закупки является спортивно-технологическое оборудование для создания "умной" площадки в рамках реализации федерального проекта.
Согласно пункту 1.3 Приложения к приказу Минспорта Российской Федерации N 107 от 15 февраля 2022 года "Об утверждении перечня спортивно-технологического оборудования для создания "умной" спортивной площадки" комплект обязательно включает в себя "Рулонное покрытие для беговых дорожек и вспомогательных зон (в комплекте с разметочной краской и клеем)", которому соответствует КТРУ 22.19.72.000-0000004 "Покрытие спортивное резиновое".
По мнению Заявителя, применение кода КТРУ, несоответствующего закупаемому товару, влечет за собой введение в заблуждение участников закупки, а также установление излишних требований к товару.
Ввиду использования кода КТРУ, несоответствующего закупаемому товару, в подпунктах 5.3, 6.4, 7.3, 8.4, 9.3 пункта 7 Описания объекта закупки неверно определено наименование характеристики "ширина рулона" с требуемым показателем "1600 и <1700 мм".
Результат анализа рынка производителей рулонного спортивного покрытия свидетельствует о том, что стандартная ширина рулонов составляет 1500 мм.
Стандартная ширина рулонов спортивного покрытия определена в соответствии с пунктом 4.6 Свода правил по проектированию и строительству "Открытие плоскостные физкультурно- спортивные сооружения" (СП 31-115-2006), согласно которому для бега на дистанцию до 400 м включительно (и для эстафет с этапа этой же длины), который производится по отдельным дорожкам, ширину каждой отдельной дорожки принимают за 1.22 м.
По мнению Заявителя, изложенное свидетельствует о том, что излишняя конкретизация ширины рулонного покрытия противоречит действующим стандартам и влечет ограничение количества участников Закупки, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 Закона.
8. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В подпунктах 1.30, 5.19, 6.16, 7.16, 8.19, 9.19 пункта 7 Описания объекта закупки установлена характеристика "Готовность покрытия к нагрузке, часов" с требуемым показателем " 48".
При этом, Заказчиком не конкретизированы показатели нагрузки, а именно: вид, динамика, максимально рекомендованное значение нагрузки.
Для определения износостойкости покрытия футбольного искусственного производится испытание в соответствии с пунктом 7.8 ГОСТ Р 58724-2019, результатом испытания является определение показателя "Степень износа", что не соответствует показателю "Готовность покрытия к нагрузке".
Методы испытаний для спортивных резиновых покрытий установлены Разделом 4 ГОСТ Р 58725-2019 "Покрытия резиновые рулонные" и не включают в себя метод определения характеристики "Готовность покрытия к нагрузке", измеряемой в часах.
Таким образом, действующие стандарты не содержат методики определения параметра "Готовность покрытия к нагрузке", в связи с чем у участников закупки отсутствует возможность определить соответствие закупаемого товара установленным Заказчиком требованиям.
9. В подпунктах 1.41, 1.44 пункта 7 Описания объекта закупки установлены требования к характеристике "Цвет рулона".
Вместе с тем, понятие "Рулон" представляет собой метод упаковки искусственного футбольного покрытия путем сворачивания или наматывания на намоточную трубу (для рулонов массой более 150 кг).
Единственной обязательной характеристикой рулонов является масса - не более 1400 кг (пункт 9.1 ГОСТ Р 58724-2019).
Таким образом, установление Заказчиком показателя "Цвет рулона" не позволяет определить соответствие закупаемого товара, установленным Заказчиком требованиям, что свидетельствует о нарушении части 2 статьи 33 Закона.
10. По мнению Заявителя, наименование и количество поставляемого товара (пункт 1 Описания объекта закупки) не соответствует ни одному комплекту, включенному в перечень спортивно-технологического оборудования для создания "умной" спортивной площадки (утв. Приказом Минспорта России от 15.02.2022 N 107 "Об утверждении перечня спортивно-технологического оборудования для создания "умной" спортивной площадки").
Одновременно Заказчиком 27.07.2022 в единой информационной системе размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0366200035622004167 на поставку спортивно-технологического оборудования для создания "умной" площадки в рамках реализации федерального проекта, что свидетельствует об искусственном дроблении закупок, заключение контрактов по которым образуют единую сделку, что нарушает права потенциальных участников процедур - при участии в двух процедурах участник несет двойные расходы на обеспечение заявки, контракта, доставку и монтаж оборудования и ведет к отсутствию экономии и нецелевому использованию бюджетных средств.
Заказчиком, Уполномоченным учреждением в материалы дела представлены письменные возражения на рассматриваемую жалобу.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке с электронными приложениями 27.07.2022 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система). 01.08.2022, 02.08.2022, 03.08.2022 в извещение о Закупке внесены изменения, которые размещены в единой информационной системе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 66 600 000,00 рублей.
Контракт по итогам Электронного аукциона на момент рассмотрения данной жалобы Заказчиком не заключен.
В отношении доводов жалобы 6, 7, 10 Комиссией установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 18 Закона в целях настоящего Федерального закона обоснованной признается закупка, осуществляемая в соответствии с положениями статей 19 и 22 Закона.
Оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок в соответствии с настоящим Законом (часть 4 статьи 18 Закона).
По результатам аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной (часть 5 статьи 18 Закона).
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 99 Закона контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Согласно пунктам 2, 3 части 8 статьи 99 Закона органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи), в том числе в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, а также соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 Закона.
В соответствии с частью 1, 2 статьи 19 Закона под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ).
Для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом, в своих доводах жалобы 6, 7, 10 Заявитель фактически ставит под сомнение возможность приобретения тех или иных товаров с определенными потребительскими, возможно избыточными, свойствами в рамках данной закупки, что по своей сути не может подлежать администрированию Комиссией в рамках установленных Законом полномочий при рассмотрения настоящего дела.
В отношении доводов жалобы 1, 2 Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 постановления правительства Тульской области от 23.12.2013 N 788 (ред. от 28.12.2021) "О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Тульской области" (далее - Постановление N 788) на государственное казенное учреждение Тульской области "Центр организации закупок" возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для:
1) государственных заказчиков, государственных бюджетных учреждений, государственных унитарных предприятий;
2) муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действующих от имени муниципальных заказчиков, соответствующих бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, при условии предоставления из бюджета Тульской области межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет указанных межбюджетных трансфертов;
3) автономных учреждений, осуществляющих закупки за счет субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Тульской области (в том числе приобретение недвижимого имущества в государственную собственность Тульской области);
4) бюджетных, автономных учреждений, унитарных предприятий, осуществляющих закупки в пределах, переданных им государственными заказчиками полномочий в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 15 Закона.
В соответствии пунктом 4 Положения заказчики, в том числе исполняют следующие функции:
осуществляют описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона.
На основании части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Следовательно, требования извещения об осуществлении закупки к товару, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны быть направленными на обеспечение обоснованной потребности Заказчика.
Исходя из смысла статьи 33 Закона, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.
По смыслу приведенных нормативных положений определение характеристик товара относится к компетенции заказчика с учетом его конкретных объективных потребностей. Заказчик самостоятельно принимает решение по формированию требований к закупаемому товару в соответствии с его объективными потребностями и спецификой его деятельности при соблюдении ограничений, установленных законодательством.
В соответствии с пунктом 1 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации: "...Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
_
Судом отмечено, что в силу статьи 6 Закона к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции".
В соответствии со статьей 8 Закона контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заказчиком в материалы дела представлены пояснения следующего содержания.
Характеристика "Цвет нитей RAL 170 30 15 и RAL 110 70 60" с требуемым показателем "соответствие" выбрана для обеспечения максимального соответствия цвета искусственного покрытия цвету натурального газона.
В отношении установления характеристики "Цвет стыковочного состава зеленый" Заказчик указывает, что данный цвет стыковочного состава выбран для обеспечения возможности Заказчика определить принадлежность стыковочного состава непосредственно для футбольного искусственного покрытия.
Дополнительные характеристики в подпунктах 1.32, 1.33, 1.34 пункта 7 Описания объекта закупки установлены Заказчиком в связи необходимостью увеличения прочности сцепления волокна с первичной основой в соответствии с правилами вида спорта "Футбол".
В отношении довода Заявителя об установленной ширине разметки равной 80 мм Заказчик поясняет, что в случае указания предложенного Заявителем диапазона значений Заказчик рискует получить поле с шириной разметки 120 мм, что очень много для поля размером 1800 м2. Ширина 120 мм используется для полей 7700 м2. Поэтому указана конкретная величина, выбранная Заказчиком в соответствии с размерами поля.
По вопросу указания цвета волокна разметки "белый" Заказчик сообщил, что в данном случае Заказчик предоставляет выбор участнику Закупки. Таблица цветов RAL содержит в себе 6 (шесть) наименований белого цвета. Участник закупки может предложить любой белый цвет.
Участником закупки может выступать любое лицо, в том числе, не являющееся производителем спорных товаров, в связи с чем, данные товары могут быть поставлены неограниченным кругом хозяйствующих субъектов - потенциальных участников закупки.
Комиссией не выявлено, а Заявителем не представлено объективных доказательств того, что обращение спорного товара на соответствующем рынке невозможно или затруднено, а формирование объекта данной закупки подобным образом фактически ограничивает число потенциальных участников рассматриваемой закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими.
Из установленных Заказчиком требований к товару также не следует, что фактически конкретному участнику (или нескольким участникам) торгов созданы преимущественные условия или документация об электронном аукционе содержит указания на конкретного производителя товара. Указанные Заказчиком требования не носят персонифицированный характер, распространяют свое действие на неопределенный круг лиц - возможных участников торгов.
Более того, в ходе заседания представители Заявителя затруднились ответить каким именно образом спорные, по мнению Общества, характеристики ограничили право Заявителя на подачу заявки для участия в данном Электронном аукционе, либо иным образом ущемило его право на участие в рассматриваемой закупке.
Наряду с необходимостью соблюдения требований Закона в части описания объекта закупки, точное определение объекта закупки является объективной потребностью заказчика, исключающее поставку товара, не соответствующего нуждам заказчикам и целям, для достижения которых осуществляется закупка.
Так, в зависимости от своих потребностей, заказчик в извещении об осуществлении закупки должен установить требования, в частности, к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки исходя из специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в извещение об осуществлении закупки такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки.
Кроме того, Законом не предусмотрено ограничений по включению в извещение об осуществлении закупки требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам. Более того, указание в документации конкретных требований поставляемых товаров предусмотрено законодательством о закупках. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции.
Таким образом, законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа исходя из потребностей последнего.
Из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 следует, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
При формировании условий конкурса (аукциона) заказчик не должен игнорировать предмет и цели регулирования размещения заказов, направленные на эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также обязан соблюдать требования статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Из буквального толкования вышеназванных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на выбор поставщика (подрядчика, исполнителя), обладающего возможностью исполнить условия, соответствующие потребности заказчика, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
При этом, по смыслу Закона, решающее значение при установлении признаков ограничения конкуренции имеет не тот факт, один или несколько производителей производят соответствующий товар, а факт возможности участников торгов осуществить его поставку.
Ввиду изложенного, Комиссия, рассмотрев доводы жалобы в рамках своей компетенции, приходит к выводу о том, что вышеперечисленные положения извещения об осуществлении закупки при конкретных обстоятельствах, изложенных выше, не противоречат Закону, не нарушают прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки и не ограничивают круг таких участников.
Следовательно, указанные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения.
В отношении доводов жалобы 3, 8, 9 Комиссией установлено следующее.
Как было указано выше, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Следовательно, требования документации об электронном аукционе к товару, предполагаемому к поставке в рамках данной закупки, с учетом целей и принципов контрактной системы, должны носить объективный характер, быть направленными на обеспечение обоснованной потребности заказчика, не выходить за рамки стандартных требований для таких товаров, не допускать ограничения круга участников закупки, в том числе по причине невозможности подтверждения их соответствия требованиям документации об электронном аукционе и действующим государственным стандартам.
Необходимо отметить, что подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Устанавливая в извещении об осуществлении закупки требования к товарам (минимальные значения; максимальные значения; значения, которые не могут изменяться; значения подлежащие конкретизации), заказчик, тем самым, определяет перечень сведений о товаре, которые должны быть указаны в составе заявки на участие в аукционе, иными словами - содержание заявки.
Так, в пункте 7 Описания объекта закупки установлены, среди прочих следующие требования к приобретаемым товарам:
N п/п |
Наименование показателя |
Требуемое значение (диапазон значений) показателей |
Обоснование необходимости использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии (значения, указанные в данном столбце, носят информативный характер, не оцениваются при рассмотрении заявок, не включаются в предложение участника закупки в отношении объекта закупки и проект контракта) |
1. |
Покрытие футбольное искусственное |
|
КТРУ: 32.30.15.299-00000077 |
|
|
|
|
1.36 |
Вид тафтинга Z - образный |
Соответствие |
Обусловлено необходимостью увеличения прочности сцепления волокна с первичной основой |
1.41 |
Цвет рулона |
зеленый |
Является основной характеристикой для искусственного покрытия |
1.44 |
Цвет рулона |
зеленый с втафтированной белой разметкой |
Является основной характеристикой для искусственного покрытия |
_ |
_ |
_ |
_ |
5, 6, 7, 8, 9 |
Покрытие противоскользящее |
|
Код КТРУ 22.19.72.000-00000012 |
1.30, 5.19, 6.16, 7.16, 8.19, 9.19 |
Готовность покрытия к нагрузке, часов |
48 |
Обусловлено нагрузками при эксплуатации товара |
Из толкования частей 1, 2 статьи 33 Закона следует, что извещение об осуществлении закупки должна обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) закупки, не может содержать противоречивой или непонятной информации и должна полностью информировать потенциальных участников аукциона о требованиях, которым должны соответствовать подаваемые ими заявки.
Содержание соответствующих позиций должно быть ясным, четким, непротиворечивым, исключать возможность неоднозначного их толкования и быть реально исполнимым. Неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений извещения об осуществлении закупки создают препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии допуска к участию в нем.
В этой связи, условия извещения об осуществлении закупки должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям он должен соответствовать.
В тоже время соответствие предложения участника требованиям извещения об осуществлении закупки и потребностям заказчика должно следовать из заявки участника.
Заказчик в своих пояснениях указал следующее.
Характеристика "Готовность покрытия к нагрузке, часов" с требуемым показателем " 48" подразумевает период времени, в течение которого после укладки покрытия оно будет готово к полной нагрузке. Такое значение показателя выбрано Заказчиком с учетом данных, указанных производителями.
Вместе с тем, графа "Обоснование необходимости использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии" соответствующих спорных позиций содержит следующее - "Обусловлено нагрузками при эксплуатации товара".
Таким образом, с учетом письменных пояснений Заказчика, из требований, установленных в подпунктах 1.30, 5.19, 6.16, 7.16, 8.19, 9.19 пункта 7 Описания объекта закупки, невозможно определить к какой именно нагрузке покрытие должно обеспечить готовность, а также на каком этапе соответствие такого параметра должно быть выполнимым - после укладки покрытия до готовности к полной нагрузке, либо уже в процессе эксплуатации.
Такие требования носят неопределенный характер, из которых не ясна в полной мере потребность Заказчика.
В отношении характеристики "Цвет рулона" с требуемыми показателями "зеленый" (подпункт 1.41), "зеленый с втафтированной белой разметкой" (подпункт 1.44) представитель Заказчика пояснил, что в данном случае речь идет о цвете лицевой стороны синтетического рулонного покрытия (покрытия футбольного искусственного).
Необходимо отметить, что такой характеристики как "Цвет рулона", а также требования к ней отсутствуют в ГОСТ Р 58724-2019.
Исходя из установленной в подпунктах 1.41, 1.44 пункта 7 Описания объекта закупки формулировки требований невозможно однозначно сделать вывод о том, что в данном случае имеется ввиду именно требование к цвету лицевой стороны синтетического рулонного покрытия.
Таким образом, подобные формулировки требований вводят участников Закупки в заблуждение относительно потребности Заказчика (подпункты 1.41, 1.44, 1.30, 5.19, 6.16, 7.16, 8.19, 9.19 пункта 7 Описания объекта закупки), и не позволяют надлежащим образом подготовить заявку на участие в Электронном аукционе, отвечающую одновременно потребностям Заказчика и требованиям извещения о Закупке.
В отношении характеристики "Вид тафтинга Z - образный" с требуемым показателем "соответствие" представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии затруднился ответить какими именно действующими нормативно-правовыми актами руководствовался при установлении такого требования, не доказал свою объективную потребность в товаре, обладающем такой характеристикой, при этом сообщил, что выбрал подобный вид тафтинга как наиболее износостойкий по данным производителя рулонных покрытий.
ГОСТ Р 58724-2019 распространяется на синтетические рулонные покрытия прошивного способа производства, состоящие из полиэтиленовых и полипропиленовых волокон и нитей, имитирующих траву, вшитых в высокоэластичное основание путем тафтинг-метода с фиксирующим слоем из латексного или полиуретанового компаунда.
Согласно пункту 4.1 ГОСТ Р 58724-2019 покрытие изготавливают методом тафтинга. Расстояние между строчками - от 3,5 до 20,0 мм в зависимости от назначения и вида покрытия. Допустимое процентное соотношение расстояний между строчками к высоте ворса - не более 50%.
Каких-либо иных уточняющих характеристик, в том числе к видам тафтинга, указанный стандарт не содержит.
Таким образом, Заказчиком не доказана потребность и необходимость в установлении именно такого требования к спорной характеристике.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу о том, что подобное описание объекта закупки свидетельствует о нарушении Заказчиком пункта 1 части 2 статьи 42, частей 1, 2 статьи 33 Закона.
В отношении доводов 4, 5 Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил использования каталога каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу пункта 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При этом согласно пункту 6 Правил использования каталога в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В пункте 7 Описания объекта закупки приведено детальное и развернутое описание характеристик закупаемых товаров, в том числе следующих спорных:
N n/n |
Наименование показателей |
Требуемое значение (диапазон значений показателей) |
Основание необходимости использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии |
4. |
Стойка баскетбольная игровая |
|
Код КТРУ 32.30.15.111-00000023 |
4.12. |
Высота с закладной деталью, мм |
5100 |
Обусловлено требованием к долгосрочному использованию Товара |
4.13. |
Высота надземной части, мм |
3900 |
Обусловлено требованием к долгосрочному использованию Товара |
4.34. |
Вынос щита, мм |
1200 |
Обусловлено требованием к долгосрочному использованию Товара |
4.36. |
Кольцо крепится к раме болтовыми соединениями и комплектуется сеткой |
Соответствие |
Обусловлено требованием к долгосрочному использованию Товара |
_ |
_ |
_ |
_ |
11 |
Трибуна сборно-разборная |
|
Код КТРУ 32.30.15.299-00000072 |
11.39. |
Въездной пандус для маломобильных граждан |
Наличие |
Для создания прочности конструкции |
На основании пункта 14 части 3 статьи 4 Закона единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссией установлено, что каталогом товаров, работ, услуг для вышеперечисленных товаров предусмотрены следующие позиции: "Стойка баскетбольная игровая" 32.30.15.111-00000023, "Трибуна сборно-разборная" 32.30.15.299-00000072.
Каталог товаров, работ и услуг под кодом 32.30.15.111-00000023 определяет наименование "Стойка баскетбольная игровая" и описание товара, состоящее из наименований характеристик с указанием их значений, а также единиц измерения (дата включения указанных позиций в каталог - 18.11.2020, дата начала обязательного применения позиции каталога - 21.07.2022).
Каталог товаров, работ и услуг под кодом 32.30.15.299-00000072 определяет наименование "Трибуна сборно-разборная" и описание товара, состоящее из наименований характеристик с указанием их значений, а также единиц измерения (дата включения указанных позиций в каталог - 01.02.2021, дата начала обязательного применения позиции каталога - 01.04.2021).
Комиссией установлено, что Заказчиком в подпунктах 4.12, 4.13, 4.34, 4.36, 11.39 пункта 7 Описания объекта закупки поставляемые товары описаны не в соответствии с вышеуказанными позициями каталога товаров, работ, услуг.
При этом, при описании данных товаров Заказчик указал дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В качестве обоснования необходимости использования дополнительной информации, содержащейся в подпунктах 4.12, 4.13, 4.34, 4.36 пункта 7 Описания объекта закупки, Заказчиком указано "Обусловлено требованием к долгосрочному использованию Товара".
Заказчик в своих пояснениях указал, что поставка товара с соблюдением всех вышеуказанных характеристик гарантирует получение Заказчиком надежной и устойчивой конструкции баскетбольной стойки и тем самым обеспечивает долгосрочное использование поставленного товара.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заказчика затруднился ответить каким именно образом такие характеристики как "Высота с закладной деталью", "Высота надземной части", "Вынос щита", "Кольцо крепится к раме болтовыми соединениями и комплектуется сеткой" может оказывать влияние на прочность конструкции для повышения ее эксплуатационных характеристик.
В качестве обоснования необходимости использования дополнительной информации, содержащейся в подпункте 11.39 пункта 7 Описания объекта закупки, Заказчиком указано "Для создания прочности конструкции".
В ходе заседания Комиссия не смогла прийти к выводу о том, что наличие въездного пандуса для маломобильных граждан может каким-то образом обеспечивать прочность конструкции трибуны сборно-разборной.
Изучив указанные обоснования, Комиссия приходит к выводу, что они носят формальный, поверхностный характер, не раскрывают потребность Заказчика и не свидетельствуют о реальной необходимости в приобретении товаров, обладающих спорными характеристиками. Ввиду чего они не являются надлежащими, соответствующими положениям Правил использования каталога и требованиям Закона.
Кроме того, Комиссия соглашается с доводами жалобы Общества в отношении формального подхода Заказчика при обосновании использования дополнительной информации при описании объекта закупки согласно Правилам использования каталога, в том числе по подпунктам 6.11 - 6.12, 6.14 - 6.16, 6.23, 7.11 - 7.17, 7.23, 8.10, 8.14 - 8.28, 8.35, 9.9, 9.17 - 9.21, 9.24, 12.4, 12.7 - 12.16 пункта 7 Описания объекта закупки.
При изложенных выше обстоятельствах, извещение о Закупке в части описания вышеуказанных характеристик закупаемых товаров составлены Заказчиком не в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг и не содержит должного обоснования необходимости использования дополнительной информации, что свидетельствует о нарушении Заказчиком требований Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Вместе с тем, необходимо отметить, что Закупка в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 52 Закона признана несостоявшейся, так как по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки на участие в закупке.
Данный факт также подтверждает выводы Комиссии, изложенные выше.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Национальные технологии" (вх. N 4952 от 04.08.2022), переданную по подведомственности из ФАС России, на действия министерства спорта Тульской области при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку спортивно-технологического оборудования для создания "умной" площадки в рамках реализации федерального проекта (закупка N 0366200035622004164) обоснованной в части ненадлежащего описания объекта закупки и применения Правил использования каталога.
2. Признать министерство спорта Тульской области нарушившим пункт 1 части 2 статьи 42, части 1, 2 статьи 33 Закона, Постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
3. В связи с тем, что Закупка в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 52 Закона признана несостоявшейся, так как по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки на участие в закупке, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений не выдавать.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 12 августа 2022 г. N 071/06/106-781/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2022