Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок А.С. Спиряковой,
Членов Комиссии:
К.Д. Киняшовой - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок,
А.А. Бондаревой - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок,
в присутствии представителей ГБОУ "Школа N 1748 "Вертикаль": Г.Б. Омельченко (доверенность N 7 от 01.06.2022), в отсутствие представителей ООО "Гута", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России исх. NЕИ/42131/22 от 12.08.2022,
рассмотрев обращение ГБОУ "Школа N 1748 "Вертикаль" о включении сведений в отношении ООО "Гута" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГБОУ "Школа N 1748 "Вертикаль" (далее - Заказчик) о включении сведений в отношении ООО "Гута" (далее - Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на выполнение работ по проведению текущего ремонта здания ГБОУ Школа N 1748 в 2022 году (реестровый N0873500000821002215).
22.04.2021 между Заказчиком и ООО "Гута" заключен государственный контракт N 1748-77-21 на выполнение работ по проведению текущего ремонта здания ГБОУ Школа N 1748 в 2022 году (далее - Контракт).
В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст.95 Закона о контрактной системе 22.06.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением ООО "Гута" существенных условий Контракта (далее - Решение).
В соответствии с п. 3 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N360-ФЗ) с 1 января до 1 июля 2022 года: в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе;
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона N360-ФЗ;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
28.06.2022 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком в единой информационной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о надлежащем уведомлении Исполнителя о принятом Заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
На основании части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно Контракту "Сроки выполнения работ по Контракту установлены в соответствии с Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N 1 к настоящему Контракту): с "01"06.2022 г. по "30"07.2022 г".
Представитель Заказчика пояснил, что Заказчик в претензионном письме N 37-КС-2022Исх от 14.06.2022 года сообщал Подрядчику и доводил до него следующее: 01.06.2022 года ГБОУ Школа N 1748 в адрес ООО "ГУТА" было направлено претензионное письмо - уведомление N 34-КС-2022Исх с требованием завести материал для выполнения работ по контракту и начале выполнения самих работ по контракту N 1748-77-21 от 22.04.2021 года. Однако, 02.06.2022 года Заказчиком было получено уведомление N 1 о приостановлении работ по Гражданско-правовому договору бюджетного учреждения N 1748-77-21 от 22.04.2021 года. Обращаем внимание, что до этого никаких писем или уведомлений к Заказчику не поступало. Между тем, Подрядчик в присланном письме сообщает Заказчику о том, что за период с лета, осень 2021 года и весна 2022 года существенно выросла стоимость материалов и услуг, необходимых для выполнения работ по Контракту Подрядчик ссылается на необоснованную нехватку квалифицированных рабочих в сфере рынка строительных работ и услуг. Вопреки доводам Подрядчика цена контракта не является согласованной сторонами (Заказчиком и Подрядчиком), а является следствием цены предложенной только Подрядчиком, при проведении электронного аукциона N 0873500000821002215. В связи с тем, что Подрядчик не известил Заказчика до 01.06.2022 об обстоятельствах, которые он наблюдал с лета 2021 года, а поставил Заказчика перед фактом (после начала срока выполнения работ и предъявлении претензии), то Заказчик приходит к выводу о том, что применение п.1 ст.716 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) недопустимо потому, что в соответствие с п.2 ст. 716 ГК РФ "Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства". В своём уведомлении N 1 от 02.06.2022 года Подрядчик также ссылается на невозможность исполнить условия Контракта по причинам, указанным в ст. 719 ГК РФ "Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок", однако Заказчик не нарушал своих обязательств и обязанностей по заключенному Контракту N 1748-77-21 от 22.04.2021 года, а наоборот, делал и делает всё возможное, чтобы работы были выполнены. Исходя из вышеизложенного Заказчик считает, что доводы, приведённые Подрядчиком в уведомлении N 1 о приостановлении работ по Гражданско-правовому договору бюджетного учреждения N 1748-77-21 от 22.04.2021 года являются надуманными и не находящими своего подтверждения. Вместе с предоставленным Подрядчиком Уведомлением N 1 от 02.06.2022 года Заказчику было предоставлено письмо N 2 от 02.06.2022 года о согласовании и рассмотрении внесения поправок в проектно-сметную документацию без изменения цены договора. В ответ на данное письмо Заказчик поясняет Вам о том, что в соответствии с 44-ФЗ поправки, предложенные Вами, не могут быть рассмотрены и согласованы ввиду их противоречивости нормам 44-ФЗ.
Заказчик повторно доводил до сведения Подрядчика, что на момент написания претензионного письма N 37-КС-2022Исх от 14.06.2022 года материал для работ на объекты Заказчика не завезён и работы по контракту 1748-77-21 от 22.04.2021 года до сих пор не начаты.
На основании вышеизложенных фактов Заказчик 14.06.2022 года (на 18:00 по Московскому времени) зафиксировал нарушение условий Контракта N 1748-77-21 от 22.04.2021 года, выразившихся в неисполнении требований Заказчика, указанных в претензионном письме N 34-КС-2022Исх. от 01.06.2022 г. и повторно требовал:
1. Известить Заказчика в трёхдневный срок (с момента получения настоящего письма) о реальных сроках завоза материала и сроках начала выполнения работ по контракту N 1748-77-21 от 22.04.2021 года
2. Незамедлительно завести материал для работ по контракту N 1748-77-21 от 22.04.2021 года на объекты Заказчика.
3. Незамедлительно начать работы по контракту N 1748-77-21 от 22.04.2021 года в соответствии с его условиями.
4. Оплатить штраф за ненадлежащее исполнение контракта N 1748-77-21 от 22.04.2021 в размере 5000 (Пяти тысяч) рублей 00 копеек на реквизиты Заказчика.
Подрядчик полностью проигнорировал требования Заказчика указанных в претензионных письмах N 34-КС-2022Исх. от 01.06.2022 г и N 37-КС-2022Исх от 14.06.2022 года, а также 44-КС-2022Исх. от 27.06.2022 года (ответ на письмо) На момент написания Решения (22.06.2022 года) материал для работ на объекты Заказчика не завезён и работы по контракту 1748-77-21 от 22.04.2021 года не начаты.
Заказчик на 22.06.2022 года (на 13:00 по Московскому времени) зафиксировал 2 факта нарушения условий Контракта N 1748-77-21 от 22.04.2021 года, выразившихся в неисполнении требований Заказчика, указанных в претензионном письме N 34-КС-2022Исх. от 01.06.2022 г. и претензионном письме N 37-КС-2022Исх от 14.06.2022 года.
Согласно письменным пояснениям Подрядчика следует, что в сметном расчете некорректно составлены некоторые расценки, ввиду чего Общество предоставляло Заказчика свои предложения для внесения поправок, однако Заказчик не согласовал изменения.
Комиссия Управления отмечает, что согласно письму Общества от 02.06.2022 "Предложенная Исполнителем стоимость контракта в размере 2 831 472,95 руб. (без НДС) была обусловлена стоимостью материалов и услуг, необходимой для выполнения работ по контракту на дату проведения электронного аукциона (08.04.2021). По условиям контракта Исполнитель обязан приступить к выполнению работ по контракту с 01.06.2022. Между тем, в период с лета, осень 2021 и весна 2022 года существенно возросла стоимость материалов и услуг, необходимых для выполнения работ по контракту. Таким образом, Исполнитель на момент заключения контракта не мог предвидеть наступление вышеуказанных обстоятельств, а если бы указанные обстоятельства имели место быть на дату подачи Исполнителем заявки на участие в электронном аукционе, то Исполнителем была предложена иная сумма снижения цены контракта. При таких обстоятельствах, цена контракта, согласованная сторонами, не позволит Исполнителю выполнить обязательства по контракту в полном объеме, ввиду чего исполнение контракта на заключенных условиях невозможно".
Комиссия Управления отмечает, что доводы Исполнителя, касающиеся значительного повышения цен признаны необоснованными, поскольку используемый при выполнении работ товар доступен в открытой продаже, все остальные обстоятельства, в том числе рост цен, никаким образом не могут быть рассмотрены как основание для не осуществления обязательств по Контракту в качестве форс-мажорных обстоятельств, и относятся к коммерческим рискам Поставщика.
Доказательств совершения Исполнителем действий, направленных на исполнение государственного контракта, а также доказательств устранения нарушений, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в подтверждение своей добросовестности Исполнителем не представлено.
На основании изложенного, учитывая доказанный факт ненадлежащего исполнения Исполнителем своих обязательств по Контракту, существенность допущенных им нарушений, а также то обстоятельство, что Заказчик в конечном итоге был лишен того, на что он рассчитывал при заключении Контракта, отсутствие со стороны Исполнителя безусловных и убедительных доказательств объективной невозможности исполнения своих обязательств по Контракту, Комиссия Управления приходит к выводу о допущенной Исполнителем при исполнении им своих обязательств по Контракту недобросовестности, а потому считает в настоящем случае целесообразным применение к Исполнителю мер публично-правовой ответственности в виде включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном Законом о контрактной системе порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Гута" (143006, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ОДИНЦОВО ГОРОД, ВОСТОЧНАЯ УЛИЦА, ДОМ 10, СТРОЕНИЕ 1, КОМНАТА 13, ИНН: 5032263210, КПП: 503201001), генерального директора/учредителя (БАЛАКОВ ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ, ИНН: 502700546402) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Гута" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок.
3. Сведения о недобросовестном поставщике исключаются из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня их внесения.
Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
Председательствующий: |
|
А.С. Спирякова |
Члены Комиссии: |
|
К.Д. Киняшова |
|
А.А. Бондарева |
Исп. Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 августа 2022 г. N 077/10/104-12228/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2022