Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в отсутствии представителей:
от заказчика - КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог", ООО "РАНПРОФПРОЕКТ" - представители не явились, о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев материалы дела N 7-3/469 по обращению заказчика - КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупки - ООО "РАНПРОФПРОЕКТ" (ИНН 9715345909 / КПП 771501001) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 14.01.2020 N489 (реестровая запись N2272108650520000002) на выполнение работ по разработке проектной документации на ремонт объекта "Автомобильная дорога "г. Советская Гавань - рп. Ванино" на участке км 0+000 - км 29+800", заключенного по результатам проведенного открытого конкурса в электронной форме (извещение N0122200002519006947), и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участником осуществления закупки ООО "РАНПРОФПРОЕКТ",
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила Постановления N1078) Хабаровским УФАС России проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Извещение N0122200002519006947 о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 11.11.2019.
Дата начала подачи заявок - 11.11.2019.
Дата окончания подачи заявок - 09.12.019.
Объект закупки - выполнение работ по разработке проектной документации на ремонт объекта "Автомобильная дорога "г. Советская Гавань - рп. Ванино" на участке км 0+000 - км 29+800".
Начальная (максимальная) цена контракта составляла - 9 507 241,00 рублей.
Контракт заключен по цене 9 507 241,00 рублей.
В соответствии с п. 1.1 контракта предмет контракта: Выполнение работ по разработке проектной документации на ремонт объекта "Автомобильная дорога "г. Советская Гавань - рп. Ванино" на участке км 0+000 - км 29+800" (далее - Работы, Объект, проектная документация). Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить Работы в соответствии с Технической частью (Приложение 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, в сроки, установленные в настоящем контракте.
Согласно п. 4.1.1, 4.1.2, 4.1.3 контракта заказчик вправе требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями настоящего контракта; требовать от Подрядчика представления надлежащим образом оформленной отчетной документации и материалов, подтверждающих исполнение обязательств в соответствии с настоящим контрактом; запрашивать у Подрядчика информацию о ходе и состоянии исполнения обязательств по настоящему контракту.
В силу п. 4.4.1, 4.4.2, 4.4.3 контракта подрядчик обязан в течение 10 дней после заключения контракта письменно проинформировать Заказчика о начале выполнения Работ; выполнить Работы в соответствии с Технической частью, а также в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и нормативными актами Хабаровского края в части состава, содержания и оформления результатов Работы; осуществлять организацию и координацию Работ, предусмотренных Технической частью, и нести ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных Работ.
Срок выполнения (завершения) Работ: Начало выполнения Работ: с момента заключения контракта. Окончание Работ: не позднее 01.03.2020 (п. 5.1 контракта).
Результатом выполненных по настоящему контракту Работ являются проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий (далее также - проектная продукция). Приемка выполненных Работ по настоящему контракту на соответствие их требованиям, установленным в настоящем контракте, осуществляется на основании акта сдачи - приемки проектной продукции (п. 6.1 контракта).
В соответствии с п. 9.1 контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 11.1 контракта настоящий контракт вступает в действие с момента его подписания Сторонами и действует до 01.05.2020 г. включительно.
В силу п. 13.1 контракта настоящий контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон; в судебном порядке; в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях: в случае просрочки выполнения Работ более чем на 30 дней; в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что Подрядчик не соответствует требованиям, указанным в п.4.4.17 настоящего контракта; в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством (п. 13.2 контракта).
Приложением N1 "Техническая часть" к контракту стороны согласовали функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Приложением N2 к контракту стороны согласовали задание на выполнение работ по разработке проектной документации на ремонт объекта "Автомобильная дорога "г. Советская Гавань - рп. Ванино" на участке км 0+000 - км 29+800".
Однако, как следует из обращения заказчика, работы по разработке проектной документации на ремонт объекта "Автомобильная дорога "г. Советская Гавань - рп. Ванино" на участке км 0+000 - км 29+800" не выполнены, принятые обязательства не исполнены в полном объеме, что явилось основанием для принятия заказчиком решения об отказе от исполнения государственного контракта от 06.06.2022.
В результате изучения материалов дела 7-3/489, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Закон N360-ФЗ) в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона N44-ФЗ решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (в редакции настоящего Закона N 360-ФЗ) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 360-ФЗ);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Закона N 360-ФЗ;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
4) в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет такое решение заказчику в порядке, установленном ч. 20.2 ст. 95 указанного Федерального закона (в редакции настоящего Закона N 360-ФЗ).
В соответствии с частью 20.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ В случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени заказчика, лично под расписку или направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени заказчика, в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени заказчика, лично под расписку);
2) дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информации об отсутствии заказчика по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Частью 12.2 ст. 95 Закона N44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих не размещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается: 1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку); 2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Исходя из ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
25.12.2019 обществом в адрес заказчика направлено письмо N6 с просьбой предоставить координаты начала и конца границы проектирования, схему объекта на любой возможной основе (Яндекс-карта, Google-map, 2ГИС и т.п.), материалы по инженерным изысканиям прошлых лет и архивные проектные материалы, касающиеся объекта Контракта, либо его части.
15.01.2020 ООО "РанПрофПроект" в адрес заказчика направлено письмо N2 с просьбой согласовать координаты начала и конца границы проектирования.
23.01.2020 общество в адрес заказчика направлено письмо N6 которым сообщают о начале выполнения работ.
04.02.2020 общество в адрес заказчика письмом N12 направлены на согласование программы инженерных изысканий и состав проектной документации.
17.02.2020 ООО "РанПрофПроект" в адрес заказчика направлено письмо N22 с просьбой утвердить схему организации движения и ограждения места производства дорожных работ для предоставления в районное ГИБДД и получения разрешения на производство инженерно-геологических изысканий.
19.02.2020 общество в адрес заказчика направлено письмо N23, которым сообщили о ходе выполнения работ по разработке проектной документации.
12.03.2020 ООО "РанПрофПроект" в адрес заказчика направлено письмо N35, которым сообщают о ходе выполнения работ по исполнению контракта N489.
15.03.2020 обществом в адрес заказчика направлено письмо N36, которым просят согласовать ось автомобильной дороги, границы первого, второго и третьего этапов проектирования, в соответствии с техническим заданием.
24.03.2020 обществом в адрес КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" направлено письмо, которым направляют для согласования ведомость источников получения и условий транспортирования строительных материалов.
27.03.2020 заказчиком в адрес общества направлено письмо N1911-6 о сообщении замечаний.
01.04.2020 обществом в адрес заказчика направлено письмо N46, которым отвечают на замечания заказчика.
03.04.2020 обществом в адрес заказчика направлено письмо N47, которым просят предоставить технические отчеты на инженерно-геодезические изыскания объектов.
07.04.2020 обществом в адрес заказчика направлено письмо N48, которым направляют для согласования, откорректированную по замечаниям ведомость источников получения и условий транспортирования строительных материалов (приложение 1).
08.04.2020 обществом в адрес заказчика направлено письмо N49, которым направляют для согласования технический отчет по инженерно-геологическим изысканиям.
15.04.2022 заказчиком в адрес общества направлена претензия N2473-3 о не исполнении должным образом работ, срок выполнения (завершения) работ истек.
15.04.2020 обществом в адрес заказчика направлено письмо N51, которым направляют для рассмотрения и согласования листы проектной документации, шифр 02/20-АД-ТКР1, 02/20-АД-ТКР2, 02/20-АД-ТКР3.
21.04.2020 обществом в адрес заказчика направлено письмо N52, которым направляют для согласования схему закрепления оси проектируемых основных элементов трассы согласно требованию.
12.05.20220 заказчиком в адрес общества письмом N2125-6 направлены замечания.
26.05.2020 обществом в адрес заказчика направлено письмо N61, которым отвечают на замечания заказчика.
02.06.2020 обществом в адрес заказчика направлено письмо N61, которым просят утвердить "Принцип закрепления элементов трассы".
Письмом от 24.07.2020 N69 общество в адрес заказчика направлены откорректированные материалы по замечаниям с письмами Исх. N3125-6 от 12.05.2020, Исх. N3484-6 от 22.05.2020 по объекту "Ремонт автомобильная дороги "г. Советская Гавань - рп. Ванино на участке км 0+000 - км 29+800", а так же проектные решения по ремонту водопропускных труб.
Письмом от 15.09.2020 N71 общество в адрес заказчика направлена проектная документация в двух экземплярах.
07.10.2020 заказчик в адрес общества письмом N7853-6 направлены замечания.
14.10.2020 заказчик в адрес общества письмом N8064-6 направлены дополнительные замечания.
27.10.2020 заказчик в адрес общества письмом N8470-6 направлены дополнительные замечания.
Письмом от 20.11.2020N74 общество сообщает, что понижение профиля (в том числе обочин) нецелесообразно, по причине возникновению работ по выемке дорожной одежды, что усложнит процесс ремонта и приведет к удорожанию проекта в целом.
Письмом от 11.01.2021 N75 обществом в адрес заказчика направлена откорректированная проектная документация.
29.01.2021 заказчик в адрес общества письмом N602-6 направлены предварительные замечания.
02.02.2021 заказчик в адрес общества письмом N694-6 направлены дополнительные замечания.
Письмом от 01.04.2021 N86 обществом в адрес заказчика направлена откорректированная проектная документация.
28.04.2021 заказчик в адрес общества письмом N3195-6 направлены предварительные замечания.
13.05.2021 заказчиком в адрес общества направлена претензия N3535-3 из которой следует, что должным образом работы не исполнены, срок выполнения (завершения) работ истек.
16.07.2021 заказчиком в адрес общества направлено письмо N5875-6 о несоответствии инженерных изысканий.
17.08.2021 обществом в адрес заказчика направлено письмо N87, которым сообщают, что инженерные изыскания на объекте проектирования выполнены на основании, действующих на момент выполнения работ, нормативных документов, задания на выполнение работ по разработке проектной документации, согласованной программы работ. Указанные в письме Исх.N86 от 28.07.2021 неблагоприятные факторы обусловлены временем проведения работ, а также сроком исполнения обязательств по государственному контракту.
Письмом от 20.09.2021 N92 обществом в адрес заказчика направлена проектная документация.
09.11.2021 обществом в адрес заказчика направлено письмо N100, которым отвечают на замечания заказчика.
Письмом от 16.11.2021 N101 общество в адрес заказчика направлен комплект проектной документации после корректировки на ремонт объекта "Автомобильная дорога "г. Советская Гавань - рп. Ванино" 2 этап.
Письмом от 20.12.2021 N101 общество в адрес заказчика направлен комплект проектной документации после корректировки на ремонт объекта "Автомобильная дорога "г. Советская Гавань - рп. Ванино" 3 этап.
23.03.2022 обществом в адрес заказчика направлено письмо N111 из которого следует, что на рассмотрение документации заказчику потребовалось 122 дня, что больше любых разумных сроков. При этом документация в полном объеме направляется на рассмотрение не в первый раз и каждый раз появляются дополнительные замечания. Создается впечатление что обеспечить всестороннее рассмотрение документации сторона заказчика не в состоянии, либо проявляет принципиальную позицию не принимать результаты работ.
Письмом от 17.07.2022 N117-А обществом в адрес заказчика направлена откорректированная проектная документация.
Решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 14.01.2020 N489 принято заказчиком 06.06.2022 в связи с тем, что Обществом допущено существенное нарушение условий контракта, выразившимся в невыполнении должным образом работ по разработке проектной документации на ремонт объекта "Автомобильная дорога "г. Советская Гавань - рп. Ванино" на участке км 0+000 - км 29+800".
06.06.2022 КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" направило в адрес ООО "РАНПРОФПРОЕКТ" вышеуказанное решение посредством Почты России заказным письмом с уведомлением, что подтверждается почтовым идентификатором N68002165539269.
Данное решение об одностороннем отказе от исполнения контракта получено ООО "РАНПРОФПРОЕКТ" 09.07.2022.
28.07.2022 заказчиком получено уведомление о подтверждении вручения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта ООО "РАНПРОФПРОЕКТ".
Дата по истечению десяти дней с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта - 08.08.2022.
09.08.2022 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 14.01.2020 N489 на выполнение работ по разработке проектной документации на ремонт объекта "Автомобильная дорога "г. Советская Гавань - рп. Ванино" на участке км 0+000 - км 29+800" вступило в силу.
Вместе с тем, ч. 12.1, 12.2, 13 ст. 95 Закона о контрактной системе установлен порядок расторжения контракта, в том числе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, заказчиком с сокращением десятидневного срока, предназначенного для устранения нарушений условий контракта, расторгнут государственный контракт с указанием даты расторжения контракта 02.08.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок. Указанное нарушает ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе и образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пп. "а" п. 13 раздела 3 Правил Постановления N1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. "е" п. 9 и пп. "г" п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя обязательств в рамках процедуры осуществления закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Только по результатам рассмотрения всех требующих подтверждения/опровержения вопросов, антимонопольный орган принимает решение, учитывая, что включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является для последних мерой ответственности (санкцией), влекущей длительные негативные последствия.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
При этом, само по себе обстоятельство нарушения срока поставки товара Поставщиком (Исполнителем) в соответствии с пунктом 8.4 Контракта является основанием для начисления Заказчиком неустойки (штрафов, пеней) и, без наличия доказательств, подтверждающих наличие умышленных действий (бездействия) Поставщика (Исполнителя) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, не является самостоятельным и достаточным основанием для включения сведений об Обществе и его учредителе в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, п. 15 Правил Постановления N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Таким образом, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено обстоятельство, предусмотренное пп. "а" п. 15 Правил N1078, являющихся безусловным основанием для отказа во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывая права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России принимает решение об отказе во включении информации об ООО "РАНПРОФПРОЕКТ" (ИНН 9715345909) в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные государственным заказчиком КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" в отношении ООО "РАНПРОФПРОЕКТ", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать заказчика - КГКУ "Хабаровское управление автомобильных дорог" нарушившим ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 10 августа 2022 г. N РНП-27-362
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2022