Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - начальника отдела контроля закупок Парфирьевой С.Н.,
членов Комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Шендрик Е.В.,
- ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Корней К.А.
в присутствии представителей заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Петропавловск-Камчатская городская больница N 2" (далее - Заказчик): Огай Т.П. (по доверенности от 11.08.2022), Шутовой С.Я. (по доверенности от 11.08.2022),
в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя Лялякина А.А. (далее - Заявитель),
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении поставщика путем электронного аукциона на поставку расходных материалов для нужд ГБУЗ КК "Петропавловск-Камчатская городская больница N 2" (закупка N 0338300004722000169), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком начата процедура определения поставщика расходных материалов (далее - Товар) для нужд ГБУЗ КК "Петропавловск-Камчатская городская больница N 2" (закупка N 0338300004722000169) (далее - Закупка). Извещение с приложением электронных документов размещено в единой информационной системе (ЕИС) 01.08.2022. Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) установлена в размере 1 827 662,00 рублей.
09.08.2022 в Камчатское УФАС России поступила поданная 08.08.2022 через ЕИС жалоба Заявителя на действия Заказчика при описании объекта закупки, который, по мнению Заявителя, неправомерно установил по позициям 1, 3, 4, 5 Технического задания в составе требований к функциональным характеристикам пробирки вакуумной для взятия образцов крови ИВД требование о наличии резьбового соединения пробирки и крышки, что не соответствует разъяснениям ФАС России от 17.06.2015 N ИА/29987/15 в отношении закупок вакуумных систем заборов крови.
Заказчик в письме от 11.08.2022 N 194/КС с доводами жалобы не согласился, указав следующее:
"Заказчиком при формировании описания объекта закупки по указанным позициям были применены описания по КТРУ:
1) Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания (КТРУ: 32.50.50.000-00001456) ;
3) Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с натрия цитратом (КТРУ: 32.50.50.000-00000957);
4) Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания и разделительным гелем (КТРУ: 32.50.50.000-00001011);
5) Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с K2ЭДТА (КТРУ: 32.50.50.000-00000689).
Согласно п. 5 Правил ПП N 145 заказчик вправе указать дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в т.ч. функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, которые не предусмотрены в каталожной позиции, в соответствии с положениями ст. 33 Закона N 44-ФЗ. В этом случае заказчик обязан включить в описание объекта закупки обоснование необходимости использования такой информации. В описании объекта закупки включено обоснование необходимости использования дополнительных характеристик товара.
При описании применены дополнительные показатели, требования, отражающие потребности заказчика. Установленные дополнительные характеристики, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки являются значимыми для заказчика, обусловлены целями оказания квалифицированной медицинской помощи пациентам учреждения.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций медицинского учреждения. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика.
При описании объекта закупки Заказчик руководствовался в первую очередь клинической потребностью, выраженной в потребности максимально обеспечить безопасность работы медицинского персонала.
Требование наличия технической характеристики "с полнозаходной винтовой резьбой" продиктовано потребностью Заказчика максимально обеспечить безопасность работы медицинского персонала. Так как завинчивающая крышка практически полностью исключает образование аэрозольного эффекта, практически исключается риск инфицирования сотрудников при работе с потенциально опасным биологическим материалом. Использование невинтовых крышек, в большинстве случаев, исключает возможность надежного повторного закрытия после аликвотирования части образца для различных исследований, и приводит к невозможности безопасной транспортировки Биоматериала в первичных пробирках (когда технико-аналитический регламент исследования требует вскрытия первичных пробирок для дополнительной пробоподготовки, внесения стабилизаторов и консервантов или аликвотирования части пробы для иного режима хранения).
Дополнительные требования к расходным материалам являются объективными и заявлены, исходя из потребностей Заказчика, учитывая организацию многопрофильного стационара для лечения больных с новой коронавирусной инфекцией и внебольничной пневмонией на базе ГБУЗ КК "Петропавловск-Камчатская городская больница N 2" согласно актуальному Приказу МЗ КК N 21-623 от 29.07.2022 "Об увеличении коечного фонда". Закупаемые пробирки для забора крови непосредственно связаны с используемым технологическим процессом отделения клинической лабораторной диагностики Заказчика, а также отправляются в другие лаборатории Петропавловск-Камчатского городского округа для проведения необходимых исследований в соответствии с действующим законодательством и нормативной документацией для осуществления деятельности ЛПУ. Точное определение объекта закупки, является объективной потребностью заказчика, исключающее поставку товара, не соответствующего нуждам и целям, для достижения которых осуществляется закупка. Заказчиком учитывалась необходимость конечного результата - оказание качественной медицинской помощи пациентам.
Действующее законодательство не накладывает на заказчика при проведении закупок обязанность учитывать интересы всех поставщиков (подрядчиков, исполнителей), поставляющих товар (выполняющих работы, оказывающих услуги), являющиеся объектом закупки. Даже отсутствие на момент закупки у отдельных хозяйствующих субъектов возможности исполнить условия документации такой закупки, не может являться ограничением конкуренции.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
К аналогичным выводам приходит и Верховный суд в п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Кроме того, согласно открытым источникам, в настоящее время на рынке медицинских изделий есть как минимум два производителя, товар которых полностью соответствует потребностям Заказчика:
Geriner Bio-One, Австрия
Acti-Fine, Россия".
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона.
Статьей 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), используется каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу пунктов 2 и 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила использования КТРУ):
- каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
- заказчиками подлежат применению включенные в позицию каталога наименование и описание (содержащее характеристики) товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, определенных данным пунктом.
Согласно пункту 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 указанных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Описание объекта закупки содержится в приложенном к извещению электронном документе "Техническое задание пробирки 2022 г.".
В пункте 1 Технического задания в табличной форме указаны сведения о наименовании товара, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, единице измерения, количестве, позиции КТРУ.
По позициям таблицы 1, 3, 4, 5 указано дополнительное требование к пробиркам вакуумным для взятия образцов крови ИВД, не включенное в соответствующую позицию КТРУ:
- исполнение с полнозаходной винтовой резьбой, соединяющей крышку и пробирку.
Здесь же указано обоснование необходимости использования вышеуказанной дополнительной информации:
- исключает излитие материала при транспортировке, перемешивании и центрифугировании; обеспечивает возможность многократного открывания и закрывания пробирки.
Заказчик в письменных возражениях на доводы жалобы обосновал свою потребность в дополнительной характеристике Товара по позициям 1, 3, 4, 5.
Федеральная антимонопольная служба России в письме от 17.06.2015 N ИА/29987/15 изложила выводы относительно особенностей рассмотрения жалоб и обращений на закупки вакуумных систем забора крови, в том числе что наличие двойного цветового кодирования крышки (представляет собой непосредственно цвет самой крышки и идентификационного цветного кольца), наличие или отсутствие резьбового соединения крышки с пробиркой, а также размер крышки не влияют на качество, эффективность и безопасность применения вакуумных систем забора крови, а, следовательно, недопустимо устанавливать требования о размере крышки пробирки, наличии или отсутствии резьбового соединения пробирки и крышки, двойной цветовой кодировке крышки пробирки.
В письме ФАС России N ИА/29987/15 указано, что вакуумные системы забора крови состоят из нескольких элементов, а именно, вакуумного контейнера (одноразовая пробирка с пробкой и крышкой), держателя и специальной иглы.
Согласно Техническому заданию закупаются пробирки в общем количестве 78 700 шт., держатели 2 000 шт., контейнер лабораторный общего назначения 15 400 шт., при этом специальная игла не закупается.
Поскольку в описании объекта закупки отсутствуют требования о поставке одного из элементов вакуумной системы забора крови - специальной иглы, Комиссия констатирует, что Товар не закупается как вакуумная система забора крови.
Комиссия приходит к выводу, что установленные требования к характеристикам Товара являются значимыми для Заказчика, а потребность в Товаре с данными характеристиками - обоснованной. Описание объекта Закупки не противоречит требованиям, установленным статьей 33 Закона о контрактной системе и Правилам использования КТРУ.
Заявитель доказательств обратного не представил, в том числе об отсутствии возможности поставить Товар, удовлетворяющий потребностям Заказчика.
Таким образом, довод Заявителя о нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________ С.Н. Парфирьева
Члены комиссии: ____________________ Е.В. Шендрик
_____________________ К.А. Корней
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 15 августа 2022 г. N 041/06/33-320/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2022