Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 19 августа 2022 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководитель управления - начальник отдела контроля закупок <_>, члены Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок <_>, главный специалист - эксперт отдела контроля закупок <_>, с участием:
заявитель - общество с ограниченной ответственностью "АЗС-КОМПЛЕКС" (далее также - ООО "АЗС-КОМПЛЕКС", общество, заявитель) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности <_>;
заказчик - федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт программных систем им. А.К. Айламазяна Российской академии наук (далее также - Институт программных систем им. А.К. Айламазяна, заказчик) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности <_>, <_>;
оператор электронной площадки - акционерное общество "Единая электронная торговая площадка" - представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "АЗС-КОМПЛЕКС" на действия заказчика, Института программных систем им. А.К. Айламазяна, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку дизельного топлива (извещение N 0371100004222000003) (далее - аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "АЗС-КОМПЛЕКС" на действия заказчика, Института программных систем им. А.К. Айламазяна, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку дизельного топлива (извещение N 0371100004222000003).
Заявитель в жалобе указывает на то, что заказчиком не дан ответ на запрос заявителя о разъяснении положений извещения о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку дизельного топлива (извещение N 0371100004222000003) (довод N 1).
Также заявитель не согласен с действиями заказчика, выразившимися в отказе заявителю во внесении в проект контракта, являющийся неотъемлемой частью извещения, условия о толерансе (довод N 2).
Кроме того, заявитель полагает, что извещение о рассматриваемой закупке размещено заказчиком с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, а именно,
- в приложении N 2 к извещению "Описание объекта закупки", заказчиком неправомерно установлено требование к поставке исключительно зимнего дизельного топлива (по мнению заявителя, поставить зимнее дизельное топливо в периоды, предусмотренные заказчиком, не представляется возможным, ввиду его отсутствия у изготовителей) (довод N 3).
На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения относительно доводов, изложенных в жалобе, просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком, Институтом программных систем им. А.К. Айламазяна, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru, ЕИС) 02.08.2022 размещено извещение N 0371100004222000003 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку дизельного топлива.
05.08.2022 заказчиком в ЕИС размещены изменения в извещение N 0371100004222000003 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку дизельного топлива.
Начальная (максимальная) цена контракта 10 500 000,00 рублей.
Первый довод заявителя не нашел своего подтверждения ввиду следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Комиссией Ярославского УФАС России установлено, что от заявителя 04.08.2022 в адрес заказчика поступил запрос о даче разъяснений положений извещения N 0371100004222000003, размещенных в ЕИС 02.08.2022.
Данный запрос содержал 7 вопросов и 4 предложения о внесении изменений в извещение.
05.08.2022 (в регламентированный срок) заказчик в ЕИС на вышеуказанный запрос разместил разъяснения положений извещения, содержащие информацию об исключении пункта проекта контракта, на дачу которого поступил запрос; информацию о внесении изменений в извещение по 1 предложению заявителя; информацию о нецелесообразности внесения изменений по 3 предложениям заявителя; 6 ответов на поставленные заявителем вопросы.
Исходя из части 4 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
05.08.2022 заказчиком в ЕИС были опубликованы изменения в извещение N 0371100004222000003, которые включают в себя изменения, о которых указал заказчик в разъяснениях положений извещения от 05.08.2022.
Проанализировав предоставленные заказчиком разъяснения положений извещения об электронном аукционе на вышеуказанный запрос заявителя, Комиссия установила, что они содержат ответы именно на поставленные заявителем вопросы; не изменяют суть извещения; фактическая неудовлетворенность заявителя содержанием предоставленного заказчиком ответа на запрос не свидетельствует о нарушении заказчиком норм законодательства о контрактной системе.
Таким образом, довод заявителя о непредоставлении заказчиком ответа на запрос заявителя о разъяснении положений извещения о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку дизельного топлива (извещение N 0371100004222000003) является несостоятельным.
Второй довод заявителя признан Комиссией Ярославского УФАС России необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в том числе проект контракта.
Требования к контракту изложены в статье 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Требования к извещению об осуществлении закупки содержаться в статье 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Указанные статьи не содержит информации о том, что извещение/проект контракта в обязательном порядке должны содержать условие о толерансе, соответственно, его включение в извещение/проект контракта не является обязательным.
Кроме того, как уже было указано выше по тексту настоящего решения, в соответствии с частью 4 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Исходя из данной норме заказчик не обязан по каждому из поступивших от потенциальных участников предложений вносить изменения в извещение, соответственно, заказчик по своему усмотрению принимает решение о внесении изменений в извещение или об отказе во внесении таких изменений.
Сам отказ во внесении изменений в извещение о проведении аукциона не может расцениваться как ограничение конкуренции среди потенциальных участников закупки, а также как нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Довод N 3 не нашел своего подтверждения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в числе прочего следующий электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться рядом правил, в числе которых, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 5 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Частью 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Исходя из пункта 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Объектом рассматриваемой закупки является поставка дизельного топлива.
Подробное описание объекта закупки изложено в положении N 2 "Описание объекта закупки" к извещению.
Проанализировав извещение, а также Приложение N 2 "Описание объекта закупки" к извещению Комиссией Ярославского УФАС России установлено, что описание объекта закупки произведено в полном соответствии с позицией КТРУ: 19.20.21.325-00001 "Топливо дизельное зимнее экологического класса не ниже К5 (оптовая реализация)".
Относительно довода заявителя о невозможности поставки зимнего дизельного топлива в периоды, предусмотренные заказчиком, ввиду его отсутствия у изготовителей, Комиссия поясняет следующее.
В соответствии с извещением как уже было указано выше по тексту настоящего решения в качестве объекта закупки обозначена поставка дизельного топлива. В связи с этим участником закупки могло выступать любое лицо, в том числе не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
В данном случае имеет значение не тот факт, что один или несколько производителей производят соответствующий товар, а возможность участников закупки осуществить его поставку.
Заявитель не обосновывал тот факт, что требования, включенные в извещение, создали одним участникам преимущества перед другими, явились непреодолимыми для некоторых участников, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников.
Также заявителем не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности приобретения требуемого товара и поставки его заказчику в случае победы в аукционе.
Кроме того, довод заявителя о невозможности поставки топлива опровергается следующими фактами:
- заказчиком при подготовке и обосновании начальной (максимальной) цены контракта получено три коммерческих предложения от потенциальных участников закупки;
- на участие в рассматриваемом аукционе подано 4 заявки (все заявки признаны соответствующими требованиям извещения);
- в августе 2021 года заказчиком проведен аукцион с аналогичным рассматриваемому аукцион объектом закупки и схожими сроками поставки (извещение N 0371100004221000004), по итогам которого заключен контракт, который исполнен в сроки, установленные таким контрактом (реестровый номер контракта 1762200442021000004).
Учитывая изложенное, Комиссия Ярославского УФАС России при имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы доказательствах не усматривает необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика нарушений законодательства о закупках по доводам, изложенным в жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок,
решила:
признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "АЗС-КОМПЛЕКС" (ИНН: 5072725830, ОГРН: 1085072002025) на действия заказчика, федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт программных систем им. А.К. Айламазяна Российской академии наук (ИНН: 7622004420, ОГРН: 1027601052225), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку дизельного топлива (извещение N 0371100004222000003), необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 19 августа 2022 г. N 076/06/106-708/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2022