На основании приказа руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - Приморское УФАС России), проведена внеплановая проверка соблюдения заказчиком - Администрацией Славянского городского поселения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части выбора способа определения поставщика при заключении контракта с единственным поставщиком на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на автомобильном мостовом сооружении мкр Рыбак пгт Славянка (демонтаж временного технологического объезда),
Адрес проверяемой организации: ул. Молодежная, 1, п. Славянка, Приморский край, 692701;
Место проверки: ул. 1-ая Морская д. 2, каб. 443, г. Владивосток,
Проверкой установлено:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю поступило обращение о признаках нарушения Администрацией Славянского городского поселения требований требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части выбора способа определения поставщика при заключении контракта с единственным поставщиком на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на автомобильном мостовом сооружении мкр Рыбак пгт Славянка (демонтаж временного технологического объезда).
В соответствии с частью 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В обращении указано, что допущено нарушение в части выбора способа определения поставщика (заключение контракта с единственным поставщиком).
Инспекция Приморского УФАС России, рассмотрев представленные заказчиком документы, установила следующее.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 1 Закона N44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Постановлением администрации Славянского городского поселения Хасапского муниципального района Приморского края от 17.08.2021 г. N492 был введен режим чрезвычайной ситуации муниципального характера, местного уровня реагирования (далее - ЧС) в связи с разрушением несущих конструкций мостового сооружения для проезда в микрорайон Рыбак пгг. Славянка.
Согласно пояснениям администрации Славянского городского поселения Хасапского муниципального района Приморского края во избежание негативных последствий и недопущения дальнейшего разрушения мостового сооружения, администрацией Славянского городского поселения было принято решение: ограничить проезд автотранспорта по просевшей части сооружения, рядом с мостовым сооружением, временно, отсыпать технологический проезд для возможного движения легкового автотранспорта, а также транспорта экстренных служб (скорая помощь, пожарные, полиция).
18 августа 2021 года начались работы по ликвидации чрезвычайной ситуации муниципального характера, связанной с разрушением на косе в п. Рыбак части мостового сооружения (Акт).
На основании решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайны ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Славянского городского поселения от 17.08.2021 г. N199 "О введении режима чрезвычайной безопасности на территории Славянского городского поселения", в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона ФЗ-44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" 23.08.2021 г. был заключен муниципальный контракт N93 (ИКЗ 21325300711025310100100500002361244) с единственным поставщиком на поставку товара - "Трубы железобетонные" для установки и использования при прокладке технологического объезда, необходимого для осуществления экстренной медицинской помощи, проезда пожарных автомобилей, спецтехники коммунальных служб и службы энергоснабжения.
07.10.2021 г. был заключен муниципальный контракт с единственным поставщиком N95 (ИКЗ 213253100711025310100100540014399244 ИП Бондарь Д. С. на устройство технологического проезда.
10.09.2021 г. в Министерство по делам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий Приморского края была направлена сметная документация на проведение аварийно-восстановительных работ на аварийном мостовом сооружении в мкр. Рыбак пгг. Славянка для утверждения и выделения денежных средств в соответствии с пунктом 6.2 и Приложением N1 Положения о резервном фонде Правительства Приморского края по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 15.05.2018 г. N223-па, на основании требований которых при возникновении чрезвычайной ситуации муниципального уровня средства резервного фонда выделяются пострадавшим муниципальным образованиям на восстановление по временной схеме пострадавших объектов при условии, что проводятся минимально необходимые работы, при которых объекты восстанавливают утраченную способность к функционированию и не потребуется изменение технических характеристик конструктивных элементов объекта.
По результатам рассмотрения сметной документации было принято решение Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности Приморского края от 07.10.2021 г. N95 "О выделении денежных средств из резервного фонда Правительства Приморского края по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и 27 октября 2021 г. денежные средства, необходимые для осуществления аварийно-восстановительных работ на аварийном мостовом сооружении в пгг. Славянка поступили в бюджет поселения в размере 12 137 486,40 рублей.
Учитывая обстоятельства чрезвычайности сложившейся ситуации, ограниченного временного пространства для выполнения вышеуказанных работ, направленности действий на защиту охраняемых законом публичных интересов, 29 октября 2021 г. был заключен муниципальный контракт с единственным поставщиком - акционерное общество "Приморское автодорожное ремонтное предприятие", согласно локального сметного расчета, прошедшего Госэкпертизу па сумму 9 402 327, 60 рублей.
Работы были выполнены и сданы Заказчику 15 декабря 2021 г. на общую сумму 7 487 136,00 рублей.
Согласно пояснениям Заказчика, учитывая, что основной объект - мостовое сооружение - был отремонтирован и введен в эксплуатацию, а установленный технологический объезд, необходимый для осуществления экстренной медицинской помощи, проезда пожарных автомобилей, спецтехники коммунальных служб и службы энергоснабжения утратил свою значимость, кроме того им была нарушена пропускная способность водного канала (свободному водооттоку препятствовала пропускная способность дорожных груб) от Владивостокского межрайонного отдела по контролю, надзору, охране ВБР и среды их обитания поступило требование об устранении препятствия в виде технологического объезда в кратчайшие сроки.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете. Кроме того, частью 2 статьи 18 Закона Приморского края от 21.12.2021 г. N31-КЗ "О краевом бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов" (ст. 242 п.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации) установлено, что не использованные по состоянию на 1 января 2022 года остатки межбюджетных трансфертов, предоставленных из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края в форме субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход краевого бюджета в течение первых 15 рабочих дней 2022 г.
Таким образом, как следует из пояснений Администрации Славянского городского поселения, у администрации оставалось 15 дней на заключение муниципального контракта па демонтаж технологического проезда
Учитывая срочность выполнения требования Владивостокского межрайонного отдела по контролю, надзору, охране ВБР и среды их обитания, а также обязательность возврата оставшихся денежных средств, выделенных для устранения чрезвычайной ситуации муниципального характера и не использованных до 31 декабря 2021 года, было принято решение, в соответствии с локальным сметным расчетом, прошедшим Государственную экспертизу, заключить муниципальный контракт от 21.12.2021 г. N118 (ИКЗ N 21325310071102531010010059014399244) с единственным поставщиком - Общество с ограниченной ответственностью "Спец Дор Строй" - для проведения неотложных аварийно-восстановительных работ на автомобильном мостовом сооружении в мкр. Рыбак пгт. Славянка (демонтажа временного технологического объезда) (далее - Работы) на сумму 960 397,20 рублей.
При рассмотрении документов и сведений Инспекцией Приморского УФАС России установлено наличие причинно-следственной связи между объектом закупки и чрезвычайной ситуации муниципального характера, связанной с разрушением на косе в п. Рыбак части мостового сооружения.
Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с частью 6 статьи 16 Закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") установлено, что план-график формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями настоящей статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, закупка не может быть осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика.
Следовательно, в рассматриваемом случае необходимо учитывать не только период введения режима чрезвычайной ситуации, но и наличие бюджетных средств для осуществления демонтажа временного технологического объезда
Инспекция Приморского УФАС России по результатам проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой (камеральной) проверки соблюдения заказчиком требований Закона N 44-ФЗ при проведении закрытого аукциона в электронной форме решила:
Признать, что заказчик не допустили нарушение Закона N 44-ФЗ при заключении контракта с едиснтвенным поставщиком.
Акт, принятый по результатам внеплановой проверки, может быть обжалован в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 10 августа 2022 г. N ВП 61
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2022