На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Брянского УФАС России от 11.08.2022 года N 14/22, на основании обращения заказчика ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области (вх. 259/22 от 10.08.2022 года) о включении сведений в отношении ООО "МеталлЭксперт" в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Заместителя руководителя инспекции: "__"
Членов Инспекции:
в присутствии:
"__.." - представителя заказчика ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области, действующего на основании доверенности N 5 от 15.08.2022 г.,
в отсутствие надлежащим образом уведомленного представителя исполнителя ООО "МеталлЭксперт",
в результате рассмотрения обращения заказчика ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области (вх. 259/22 от 10.08.2022 года) о включении сведений в отношении ООО "МеталлЭксперт" в реестр недобросовестных поставщиков, а также в результате проведения внеплановой проверки соблюдения заказчиком ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области требований Законf о контрактной системе при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку средств реабилитации за N 0327100005122000011,
установила:
1) 14.04.2022 года в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку средств реабилитации за N 0327100005122000011.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 212 100,02 рублей.
3) На участие в запросе котировок в электронной форме за N 0327100005122000011 было подано 2 (две) заявки.
4) Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.04.2022 NИЗК1 победителем электронного аукциона признано ООО "МеталлЭксперт", предложившего цену контракта 199 000,00 рублей.
5) 27.04.2022 года между заказчиком ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области и ООО "МеталлЭксперт" заключен государственный контракт N 0327100005122000011 на поставку средств реабилитации.
Согласно п. 1.2 государственного контракта поставщик обязуется передать Заказчику в соответствии с требованиями настоящего контракта и Спецификацией (Приложение N 1 к настоящему контракту) товар, а Заказчик обязуется принять товар и обеспечить оплату поставленного товара.
В соответствии п. 5.1. государственного контракта поставщик своими силами и за свой счет осуществляет поставку товара путем доставки и отгрузки Государственному заказчику по адресу, цене и количестве, указанные в Спецификации (приложение N 1).
Согласно п. 5.1.1. государственного контракта срок поставки Товара до 30.06.2022 года.
В соответствии с п. 5.2 контракта не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до планируемой даты поставки товара Поставщик как в устной форме (по телефону), так и по факсу или электронной почтой уведомляет Государственного заказчика о готовности товара к поставке и дате поставки товара.
6) 28.04.2022 года поставщиком в адрес заказчика направлено письмо (исх. " 63 от 28.04.2022 года) с уведомлением об ответственном сотруднике за исполнение контракта, с приложением доверенности, сертификата соответствия и договора между ООО "МеталлЭксперт" и ООО "Интра" на изготовление ортопедических изделий.
7) 01.07.2022 года заказчиком в адрес поставщика направлена претензия (исх. N 33/2/2-1824) c требованием незамедлительно исполнить обязательства по контракту.
8) 15.07.2022 года заказчиком в адрес поставщика направлена претензия (исх. N 33/2/2-2046) c требованием незамедлительно исполнить обязательства по контракту.
9) 27.07.2022 г. заказчиком ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В основу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком положено неоднократное нарушение поставщиком сроков поставки товара, неисполнение контракта.
Указанное решение сформировано заказчиком с использованием единой информационной системы, и размещено в единой информационной системе в сфере закупок 27.07.2022 года.
По итогам рассмотрения обращения заказчика, проведения проверки, Инспекция Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок пришла к следующему выводу:
Заказчиком ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области правомерно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку серверного оборудования для нужд ФГБОУ ВО Брянский ГАУ N 15 от 31.05.2021 года, поскольку соблюдены требования Закона о контрактной системе:
- Части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, определяющими вправо заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом. Так, пунктом 2.2.2 государственного контракта предусмотрено право государственного заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
- ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми, в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с существенным нарушением поставщиком условий государственного контракта, заказчик 27.07.2022 принял решение об одностороннем отказе от его исполнения.
Данное решение размещено в единой информационной системе в сфере закупок 27.07.2022, которое впоследствии 27.07.2022 года автоматически с использованием единой информационной системы направлено поставщику, в соответствии с положениями п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, 27.07.2022 года является датой надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таком образом, поскольку 27.07.2022 года является датой надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, следовательно, с 08.08.2022 года контракт считается расторгнутым.
Согласно ч.14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таком образом, поскольку 27.07.2022 года является датой надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, и в течение десятидневного срока поставщик ООО "МеталлЭксперт" не устранил нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, следовательно, с 08.08.2022 года контракт считается расторгнутым.
Согласно пп. а п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее, Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Подпунктом Б п. 13 Правил установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства о контрактной системе.
Инспекция Брянского УФАС России всесторонне и полно исследовав все обстоятельства дела при рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении ООО "МеталлЭксперт" в реестр недобросовестных поставщиков, пришла к выводу о доказанности заказчиком ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области в рамках заключенного государственного контракта N0327100005122000011 от 24.04.2022 года недобросовестного поведения поставщика ООО "МеталлЭксперт".
Данный вывод подтверждается следующим:
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 2.2.2 государственного контракта предусмотрено право государственного заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В рассматриваемом случае основанием для одностороннего отказа от исполнения контракта послужило существенное нарушение поставщиком условий государственного контракта, а именно неоднократное нарушение поставщиком сроков поставки товара, неисполнение контракта.
Согласно п. 1.2 государственного контракта поставщик обязуется передать Заказчику в соответствии с требованиями настоящего контракта и Спецификацией (Приложение N 1 к настоящему контракту) товар, а Заказчик обязуется принять товар и обеспечить оплату поставленного товара.
В соответствии п. 5.1. государственного контракта поставщик своими силами и за свой счет осуществляет поставку товара путем доставки и отгрузки Государственному заказчику по адресу, цене и количестве, указанные в Спецификации (приложение N 1).
Согласно п. 5.1.1. государственного контракта срок поставки Товара до 30.06.2022 года.
В соответствии с п. 5.2 контракта не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до планируемой даты поставки товара Поставщик как в устной форме (по телефону), так и по факсу или электронной почтой уведомляет Государственного заказчика о готовности товара к поставке и дате поставки товара.
Заключенный сторонами контракт по своей правовой природе является договором поставки, следовательно, к правоотношениям сторон, в том числе, подлежат применению положениями параграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ).
Статьей 506 ГК РФ предусмотрено, что по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
На основании статей 309, 310 ГК РФ обязательства сторон должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованием закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором.
Согласно п. 1 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абз. 4 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В рамках рассмотрения обращения установлено, что в указанные сроки обществом не осуществлена поставка товара.
В связи с невыполнением условий контракта заказчиком в адрес поставщика направлены претензии (01.07.2022 года исх. N 33/2/2-1824, 15.07.2022 года исх. N 33/2/2-2046) c требованием незамедлительно исполнить обязательства по контракту и осуществить поставку товара, однако, обществом не предпринято надлежащих действий по исполнению обязательств, поставка не осуществлена.
В соответствии с ч. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для заказчика срок.
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В рамках рассмотрения обращения заказчика установлен факт существенного нарушения ООО "МеталлЭксперт" принятых на себя обязательств по контракту, а именно в установленный срок товар, соответствующий требованиям контракта, не поставлен.
Более того, после направления заказчиком претензий (01.07.2022 года исх. N 33/2/2-1824, 15.07.2022 года исх. N 33/2/2-2046) c требованием незамедлительно исполнить обязательства по контракту и осуществить поставку товара, поставка также не была не осуществлена.
Согласно части 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Каких-либо чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, наступление которых повлекло не исполнение обязательств по рассматриваемому контракту, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных не установлено. Отсутствие вины в неисполнении обязательства доказывается должником, однако, ООО "МеталлЭксперт" не представлено в адрес Брянского УФАС России доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить условия контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является в том числе такое поведение при исполнении государственного контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности полноценного исполнения контракта с этим лицом как с признанным победителем закупки и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Принимая решение об участии в процедуре определения поставщика и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона.
В рассматриваемом случае ООО "МеталлЭксперт" не приняло все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявило необходимой внимательности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности, и не предприняло должных действий по поставке товара согласно условиям контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия Брянского УФАС России усматривает признаки недобросовестного поведения ООО "МеталлЭксперт", направленного на ненадлежащее исполнение взятых на себя обязательств по рассматриваемому государственному контракту.
Основанием для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков предполагается недобросовестное поведение лица, свидетельствующие о его намерениях неисполнения Контракта, заключенного с Заказчиком.
Недобросовестное поведение ООО "МеталлЭксперт" в части ненадлежащего исполнения контракта выразилось в следующем: ООО "МеталлЭксперт" в установленный срок не произвел поставку товаров по контракту; ООО "МеталлЭксперт" после получения решения об одностороннем расторжении контракта, не предприняло мер по надлежащему исполнению контракта; ООО "МеталлЭксперт" не представило в адрес Брянского УФАС России пояснений о невозможности исполнить вышеуказанный контракт.
Таким образом, учитывая, в том числе, что:
1) ООО "МеталлЭксперт" существенно нарушены условия контракта, что выразилось в не поставке обществом товара, предусмотренного контрактом, тем самым не достигнут результат контракта.
2) ООО "МеталлЭксперт" не совершено действий по признанию в судебном порядке решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта недействительным, что также свидетельствует о согласии ООО "МеталлЭксперт" с решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
3) ООО "МеталлЭксперт" не представлено пояснений о невозможности исполнить вышеуказанный контракт, а также доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнить условия контракта.
4) ООО "МеталлЭксперт" не совершено никаких действий по устранению допущенных нарушений условий контракта в срок, установленный ч.14 ст. 95 Закона о контрактной системе, следовательно, Инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу, что в соответствии с положениями части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения в отношении ООО "МеталлЭксперт" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта.
В рассматриваемом случае ООО "МеталлЭксперт" не приняло все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок исполнения государственного контракта, а также условий контракта и не проявило необходимой осторожности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности в целях надлежащего исполнения принятых на себя перед заказчиком обязательств по контракту.
Учитывая, что ООО "МеталлЭксперт" не представлено доказательств, подтверждающих объективное препятствование исполнения Контракта в течении всего срока, Комиссия Брянского УФАС России пришла к выводу о наличии признаков недобросовестного поведения в действиях Общества, связанных с неисполнением обязательств по Контракту.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, Постановлением N 1078, Инспекция Брянского УФАС России,
Решила:
1. Включить сведения в отношении ООО "МеталлЭксперт" (ИНН "__", юридический адрес: "__..", сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица -директоре, участнике (члене) корпоративного юридического лица, способного оказывать влияние на деятельность юридического лица, "___", ИНН "_..") в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Заместитель руководителя инспекции "__."
Члены инспекции "__"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 17 августа 2022 г. N РНП-32-707
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2022