резолютивная часть решения оглашена 12.08.2022 г.
На основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - ПП N1576), Инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
проводя внеплановую камеральную проверку на предмет соответствия действий (бездействия) заказчика требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона N0804500000122000002 "Замена пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре" (далее - аукцион, закупка),
установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступило обращение Заявителя о наличии признаков нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика при проведении аукциона.
На основании п.2 ч.15 ст.99, ч.26 ст.99 Закона о контрактной системе для детального анализа закупки в адрес Заявителя, Заказчика и Оператора ЭТП было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки.
Инспекция, исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам.
22.06.2022 г. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru (Наименование и адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" РТС-тендер, http://www.rts-tender.ru) опубликован электронный аукцион N0804500000122000002 "Замена пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре" с начальной (максимальной) ценой контракта - 2 150 022,00 руб. В извещении о проведении электронного конкурса указано: Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном конкурсе - 30.06.2022 г. 10:00 ч; Дата проведения итогов определения поставщика в электронном конкурсе 01.07.2022 г.
03.07.2022 размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), согласно которому на участие в закупке было подано четыре заявок, двум участникам закупки было отказано в допуске к участию в электронном аукционе, в том числе заявителю.
Согласно протоколу проведения аукциона от 02.07.2022 NИЭА1 четыре участника закупки приняли участие в процедуре проведения аукциона, наименьшее ценовое предложение в размере 1 200 700,00 руб. было сделано участником с идентификационным номером заявки 112195837.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
Согласно доводу обращения, Заявителю было отказано в допуске к участию в электронном аукционе по причине непредставления информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N44 ФЗ) требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам обращения.
Рассмотрев доводы заявителя, пояснения заказчика, изучив материалы дела, Инспекция пришла к следующим выводам.
Согласно письму, ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20, Заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
В силу п.1 ч.12. ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 2, 3 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, а также несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу подпункта "н" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и предусмотренные подпунктом "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Закона о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Основанием отказа в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки с номером заявки "112195837" (заявитель) указано: Несоответствие информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N44 ФЗ) требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Инспекцией установлено, что согласно приложению N4 "Требование к содержанию и составу заявки должна содержать, в том числе: предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2статьи 43 характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального законаN44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, обозначенного таким товарным знаком;
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона N44-ФЗ;
в) документы, подтверждающие соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки. Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром;
3) предложение участника закупки о цене контракта
4)информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Федерального закона N44-ФЗ (в случае, если в извещении об осуществлении закупки) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска. В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
5) Информацию и документы, предусмотренные п.1 ч.1 ст. 31 Федерального закона N44-ФЗ в соответствии с п.15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О лицензировании отдельных видов деятельности"
При этом предметом контракта является выполнение работ по замене пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре.
Вместе с тем в проекте государственного контракта отсутствуют положения о том, что вышеуказанный товар передается Заказчику по товарной накладной или акту передачи, а также о том, что такой товар принимается к бухгалтерскому учету в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2021 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Инспекция, изучив описание объекта закупки, приходит к выводу, что в техническом задании извещения о проведении аукциона установлены требования к товарам, используемым при оказании услуг Заказчику.
При этом в соответствии с положениями части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе участником закупки предоставляется исключительно согласие такого участника на оказание услуг в соответствии с извещением о проведении аукциона, в том числе в отношении товаров (материалов), используемых при оказании таких услуг.
С учетом вышеизложенного, Инспекция приходит к выводу, что заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей материалов используемых при выполнении работ в составе заявки на участие в аукционе, поскольку при проведении закупки с учетом особенностей, предусмотренных п.8 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, необходимо устанавливать требование о предоставлении исключительно согласия участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных извещением об аукционе.
Вместе с тем, Инспекция отмечает, что что аукционная комиссия при отклонении заявки руководствовалась положением извещения утвержденного с нарушением.
Также Инспекция отмечает, что на дату проведения проверки, по аукциону заключен государственный контракт N08045000001220000020001 от 14.07.2022 г.
Руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, ПП 2571, Инспекция,
Решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. В связи с заключенным государственным контрактом, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы настоящего дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 17 августа 2022 г. N 007/06/99-557/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2022