Резолютивная часть решения оглашена 12.08.2022
В полном объеме решение изготовлено 16.08.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Сарсенбаевой Е.Н. |
- |
старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ИП Кремешковой А.А., при участии в дистанционном режиме:
- представителя МКУ Копейского городского округа "Управление закупок и обеспечения" Шагеевой О.А., действующего на основании доверенности N 1 от 02.06.2022,
- представителя МУ Копейского городского округа "Городская служба заказчика" Дмитриевской Е.С., действующего на основании доверенности от 15.03.2022,
- представителя МУ Копейского городского округа "Городская служба заказчика" Радецкой Н.С., действующего на основании доверенности от 15.01.2022,
- представителя МУ Копейского городского округа "Городская служба заказчика" Антонова И.В., действующего на основании Распоряжения N 22-р от 20.01.2020,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 08.08.2022 поступила жалоба ИП Кремешковой А.А. на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0869600056222000162 на выполнение работ по обустройству остановочных пунктов на территории Копейского городского округа (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 29.07.2022 МКУ Копейского городского округа "Управление закупок и обеспечения" объявило о проведении аукциона.
Заказчиком выступило Муниципальное учреждение Копейского городского округа "Городская служба заказчика".
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 740 560,40 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 08.08.2022.
На момент рассмотрения жалобы ИП Кремешковой А.А. контракт не заключен.
В жалобе указано, что в извещении о закупке в нарушение законодательства о контрактной системе не установлены дополнительные требования к участнику закупки в части наличия опыта выполнения работ в соответствии с позицией 18 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, так как объект закупки включает в себя выполнение работ по ремонту автомобильной дороги.
Представители заказчика на заседании Комиссии представили письменные пояснения, против доводов жалобы возражали и пояснили, что в извещении о закупке не установлено дополнительное требование к участнику закупки о наличии опыта выполнения работ, так как территория остановочных комплексов, в отношении которых необходимо осуществить обустройство, не включена в полосу отвода автомобильной дороги.
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом, в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Таким образом, в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить дополнительные требования с учетом описания объекта закупки в извещении в соответствии с частью 5 статьи 31, пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (далее - Постановление) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В соответствии с позицией 18 Приложения к Постановлению указано, что при объявлении закупки на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги должны предъявляться дополнительные требования, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
При этом, дополнительными требованиями к участникам закупки являются наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
- опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
- опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
- опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
- опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
В подтверждение соответствия указанным требованиям участнику закупки необходимо предоставить документы, предусмотренные в графе: "информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" в зависимости от вида работ, опыт на выполнение которых предоставляется участником закупки.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности) автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 15 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах и дорожной деятельности полосой отвода автомобильной дороги является земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
При этом, из пунктов 1, 5 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах и дорожной деятельности к дорожным сооружениям относятся элементы обустройства автомобильных дорог, в том числе остановочные пункты.
Согласно части 1 статьи 25 Закона об автомобильных дорогах и дорожной деятельности границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.
Таким образом, для определения правового статуса автомобильной дороги необходимо установить включены ли элементы автомобильной дороги в полосу отвода на основании документы по планировке территории.
Из документов, представленных заказчиком, следует, что полосы отвода автомобильных дорог по ул. Гольца, пр. Ильича, ул. Ленина, ул. Калинина, ул. Карла Маркса, пр. Славы, пр. Победы, ул. Коммунистической, ул Лихачева, ул. Кузнецова, ул. Борьбы, вдоль которых обустраиваются остановки общественного транспорта не установлены, сведения о границах полос отвода указанных улиц в единый государственный реестр недвижимости не внесены.
В обоснование своей позиции заказчиком предоставлен запрос в Управление архитектуры и градостроительства Администрации Копейского городского округа и ответ на указанный запрос (запрос от 10.08.2022 исх. 05/1886, ответ от 11.08.2022 исх. 18916).
Следует отметить, что заявителем также не представлены документы, подтверждающие, что остановочные пункты, подлежащие установке, включены в полосу отвода автомобильных дорог Копейского городского округа.
На основании изложенного, доводы жалобы заявителя в части необходимости установления в извещении и документации о закупке дополнительных требований к участнику закупки в соответствии с позицией 18 Приложения к Постановлению не подтверждены, в связи с чем являются необоснованными.
Проведя внеплановую проверку антимонопольный орган приходит к следующим выводам.
В соответствии с позицией 9 Приложения к Постановлению указано, что при проведении работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории должны предъявляться дополнительные требования, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
В абзаце 4 подпункта "а" пункта 3 Постановления позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
При этом, дополнительными требованиями к участникам закупки являются наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
- опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
- опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
- опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В подтверждение соответствия указанным требованиям участнику закупки необходимо предоставить документы, предусмотренные в графе: "информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" в зависимости от вида работ, опыт на выполнение которых предоставляется участником закупки.
Как следует из извещения о закупке предметом аукциона является выполнение работ по обустройству остановочных пунктов на территории Копейского городского округа.
Исходя из ведомостей объемов работ, размещенных в единой информационной системе, следует, что в объект закупки включены следующие работы в зависимости от расположения остановочных пунктов:
- демонтажные работы;
- работы по устройству заездного кармана;
- работы по устройству посадочной площадки;
- работы по установке павильона.
При этом, в техническом задании указано, что заказчику необходимо обустроить 13 остановочных пунктов:
- выполнение работ по обустройству остановок общественного транспорта (остановка "Детская поликлиника" ул. Гольца10, направление ул. Жданова);
- выполнение работ по обустройству остановок общественного транспорта (остановка "ДК им. Кирова", пр. Славы, направление ул. Калинина);
- выполнение работ по обустройству остановок общественного транспорта (остановка
"З-д им. Кирова" ул. Ленина, направление ул. Калинина;
- выполнение работ по обустройству остановок общественного транспорта (остановка
"З-д им. Кирова", ул. Ленина, направление пр. Победы);
- выполнение работ по обустройству остановок общественного транспорта (остановка "ул. К Маркса", ул. К. Маркса 2а, направление пр. Славы);
- выполнение работ по обустройству остановок общественного транспорта (остановка "Площадь Красных партизан" ул. Ленина, направление пр. Ильича);
- выполнение работ по обустройству остановок общественного транспорта (остановка "Площадь Красных партизан" ул. Ленина, направление пр. Победы);
- выполнение работ по обустройству остановок общественного транспорта (остановка "пр. Победы", ул. Гольца - направление в Челябинск);
- выполнение работ по обустройству остановок общественного транспорта (остановка "Поликлиника", пр. Славы 23, направление пр. Ильича);
- выполнение работ по обустройству остановок общественного транспорта (остановка "Поликлиника", пр. Славы 10);
- выполнение работ по обустройству остановок общественного транспорта (остановка "пр. Славы", пр. Победы -четная);
- выполнение работ по обустройству остановок общественного транспорта (остановка "пос. Старокамышинск", ул. Коммунистическая);
- выполнение работ по обустройству остановок общественного транспорта (остановка "Школа N 42", ул. Гольца 13).
Пунктом 36 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что благоустройство территории - это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Согласно главе 2 Правил благоустройства территории Копейского городского округа, утвержденных Решением Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 03.07.2020 N 897-МО (далее - Правила), к объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе улицы (в том числе пешеходные) и дороги.
При этом из содержания главы 2 Правил также следует, что объект улично-дорожной сети - это элемент транспортной инфраструктуры города, располагающийся на территории общего пользования, определенный "красными линиями", основным назначением которого является движение транспорта и пешеходов.
Подпунктом 24 пункта 43 главы 4 Правил предусмотрено, что Администрация Копейского городского округа обеспечивает в том числе выполнение работ по ремонту и содержанию, в том числе в зимний период, объектов благоустройства (дороги, тротуары, пешеходные дорожки, газоны и иные) улично-дорожной сети, дворовых территорий.
Пунктом 54 главы 4 Правил установлено, что виды работ по капитальному ремонту, ремонту, содержанию объектов благоустройства, относящихся к составу объектов улично-дорожной сети, определены Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации.
Так в соответствии с пунктом 4 части 10 главы 4 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 установка недостающих или замена существующих автопавильонов относится в работам по благоустройству.
Таким образом, место расположения остановочных комплексов, в отношении которых необходимо выполнять работы, относится к территории общего пользования Копейского городского округа, при этом указанные объекты являются объектами благоустройства улично-дорожной сети муниципального образования.
Таким образом, из совокупного прочтения положений градостроительного законодательства и Правил благоустройства муниципального образования, на территории которого необходимо проводить работы, следует, что как виды работ, являющиеся объектом закупки, относятся к работам по благоустройству территорий городского округа, направленным на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, улучшение эстетического состояния территории муниципального образования.
Таким образом, с учетом содержания предмета закупки и начальной (максимальной) цены контракта (10 740 560, 40 рублей) заказчик должен установить дополнительны требования к участнику закупки, предусмотренные позицией 9 Приложения к Постановлению.
Вместе с тем, в извещении о закупке и в требованиях, предъявляемых к участнику закупки, дополнительные требования при проведении работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории в соответствии с позицией 9 Приложения к Постановлению, не установлены, что противоречит пункту 12 части 1 статьи 42, частям 4, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ИП Кремешковой А.А. на действия заказчика необоснованными в силу недоказанности.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта 12 части 1 статьи 42, частей 4, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Н. Сарсенбаева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 августа 2022 г. N 074/06/106-2217/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2022