Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С. - руководителя Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М.- начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперт отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя государственного заказчика ГБУЗ Астраханской области "Городская клиническая больница N3 имени С.М. Кирова" Крючковой А.А. (доверенность от 10.08.2022 б/н), в отсутствие представителей уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" и в отсутствие представителя заявителя ООО "Альфа-Мед", рассмотрев жалобу ООО "Альфа-Мед" на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N3 имени С.М. Кирова", уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку расходного материала для стерилизации (номер извещения: 0825500000722003087), на основании статей 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 04.08.2022 поступила жалоба ООО "Альфа-Мед" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика ГБУЗ Астраханской области ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N3 имени С.М. Кирова" (далее также Заказчик), уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного ауекциона на право заключить контракт на поставку расходного материала для стерилизации (номер извещения: 0825500000722003087) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, извещение о проведении электронного аукциона на поставку расходного материала для стерилизации (номер извещения: 0825500000722003087) (далее - Извещение) не соотвествует требованиям Закона о контрактной системе.
Уведомлением от 05.08.2022 N04/4800 рассмотрение жалобы было назначено на 10.08.2022 на 10 час.00 мин.
В указанный срок жалобу рассматривала Комиссия в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С. - руководителя Управления;
членов комиссии:
Балтыковой Е.М.- начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В.- главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя заявителя ООО "Альфа-Мед" и в присутствии представителей государственного заказчика "Городская клиническая больница N3 имени С.М. Кирова" Карнаух М.М. (доверенность от 09.08.2022 б/н), Староверовой Н.С. (доверенность от 09.08.2022) и в отсутствие представителей уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок".
В рассмотрении жалобы Комиссией объявлялся перерыв до 10 час. 00 мин. 11.08.2022.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
28.07.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона.
01.08.2022 Заказчик внес изменения в Извещение, о чем было размещено на официальном сайте (данная редакция является предметом проверки).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в т.ч. описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Системное толкование этих норм права позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формулирование заказчиком объекта закупки исходя из потребностей последнего. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, в том числе в данной ситуации и к его составу.
Одновременно следует отметить, что действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик не имеет возможность установить требования к техническим, качественным характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных и муниципальных нужд. При этом Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в Извещении устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, маркам товара.
Так, Заказчик в файле "Описание объекта закупки" к Извещению установил технические характеристики к поставляемому товару, в т.ч. в подп.4 пункта 4.31.2 "На внутренней поверхности плёнки (прозрачная сторона) заводским способом нанесен индикатор 5 класса по ГОСТ ISO 11140-1-2011, откалиброванный на все температурно-временные режимы паровой стерилизации. Индикатор 5 класса позволяет без дополнительных средств оценить соблюдение контрольных показателей паровой стерилизации".
При этом, Заявитель считает, что Заказчик незаконно установил индикатор 5 класса, поскольку ГОСТ ISO 11140-1-2011 предусмотрено, что на упаковке должен быть нанесен индикатор 1 класса.
Также, Заявитель считает, что Заказчик в подп.4 пункта 4.31.2 файла "Описание объекта закупки" к Извещению установил характеристики единственного производителя ООО "НПФ "ВИНАР".
Комиссия считает данный довод необоснованным по следующим основаниям.
Пунктами 4.2 и 8.1 ГОСТ ISO 11140-1-2011 требование к применению конкретного класса не установлено.
При этом, указанный стандарт не содержит каких-либо ограничений в части использования определенного класса химических индикаторов.
Пункты 4.2 и 8.1 ГОСТ ISO 11140-1-2011 содержат общие сведения об индикаторах процесса (класса 1): индикаторы процесса предназначены для использования с изделиями или отдельными упаковками(например: пакетами, коробками) с целью подтверждения того, что данные изделия или упаковки прошли стерилизационную обработку. Индикаторы процесса могут быть напечатаны на упаковочных материалах или представлять собой самоклеящиеся этикетки, пакеты, упаковочные ленты, клапаны, этикетки-вкладыши и т.п.
При составлении описания объекта закупки на поставку изделий медицинского назначения Заказчиком учтено, что для процесса стерилизации нужны упаковки с обязательным наличием индикатора. Требование к наличию индикатора 5 класса установлено для того, чтобы контролировать соблюдение всех контрольных значений стерилизации инструментов. Также данное требование установлено с целью эффективного использования бюджетных средств., т.к. при использовании индикатора 5 класса отсутствует необходимость в приобретении дополнительных индикаторов.
Более того, представителями Заказчика в материалы дела представлены регистрационные удостоверения (РЗН 2013/899 от 31.07.2015 г. - "ТестПром" , РЗН 2013/110 от 05.09.2019 г. - "Винар"), согласно которым установленные характеристики к поставляемому товару в подп.4 пункте 4.31.2 файла "Описание объекта закупки" к Извещению отвечают характеристикам индикаторов не менее двух производителей.
Также, Заказчик установивл в позиции 4.11.2 файла "Описание объекта закупки" к Извещению требование к товару "Крепированная стандартная бумага". При этом, Заявитель считает, что Заказчик незаконно установил такое понятие, как "стандартная", поскольку ГОСТ ISO 11607 не содержит указаний о показателе "стандартная".
Комиссия считает данный довод необоснованным, т.к. Заказчик в соотвествии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в позиции 4.11.2 файла "Описание объекта закупки" к Извещению указал следующее обоснование к требованию "Крепированная стандартная бумага": "Предназначена для воздушной, паровой, этиленоксидной, пароформальдегидной и радиационной стерилизации, а также для хранения медицинских инструментов и материалов, крупных изделий, комплектов инструментов и хирургического белья".
Более того, представителями Заказчика в материалы дела представлены регистрационные удостоверения (РЗН 2016/4328 от 04.09.2018 г., РЗН 2017/6505 от 07.06.2019 г.), согласно которым как минимум два производителя ООО "Лизоформ-СПб" и ООО ООО "Клинпарк" производят крепированную стандартную бумагу.
Кроме того, Заявитель считает, что Заказчик незаконно в поз.4.30.2 и 4.31.2 файла "Описание объекта закупки" к Извещению не указал размеры к поставляемому товару.
Комиссия считает, что данный довод необоснованный, поскольку Заказчик самостоятельно определяет свою в потребност в товаре, в т.ч. и характеристик данного товара.
При этом Заявителем документального подтверждения опровергающего вышеуказанные доводы, не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что объектом закупки является не производство товара, а его поставка (аукцион проводится не исключительно для производителей, а для неограниченного круга лиц), описание Заказчиком объекта закупки не содержит требований, влекущих ограничение количества участников закупки.
Таким образом, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.
При этом, Заявитель считает, что Заказчик незаконно установил требования к конкретному цвету товара. Так в позициях 4.25.2, 4.26.2, 4.27.2, 4.28.2, 4.31.2 файла "Описание объекта закупки" к Извещению установлено требование "пленки голубого цвета" и в позициях 4.12.2 - 4.16.2 файла "Описание объекта закупки" к Извещению установлено требование "крепированная бумага (белая/зеленная)".
Комиссия считает, данный довод обоснованным, поскольку Заказчиком в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе не указано обоснование данной характеристики товара.
Также Заявитель считает, что Заказчиком в позиции 4.2.1 файла "Описание объекта закупки" к Извещению указаны индикаторы с несуществующими режимами -120/20, а в поз.4.24.2, 4.25.2,4.26.2,4.27.2 файла "Описание объекта закупки" к Извещению Заказчик установлил требование к длине рулона "не менее 200 не более 205 мм", при этом длина рулона измеряется в метрах.
Комиссия считает, данный довод обоснованным, поскольку представителями Заказчика не представленно документального доказательства наличия товара с вышеуказанными характеристиками.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 42, пункт 2 части 1, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику и комиссии по осуществлению закупок Заказчика предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Альфа-Мед" на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N3 имени С.М. Кирова", уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку расходного материала для стерилизации (номер извещения: 0825500000722003087) обоснованной в части нарушения пункта 1 части 2 статьи 42, пункт 2 части 1, части 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Признать государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N3 имени С.М. Кирова" нарушившим пункта 1 части 2 статьи 42, пункт 2 части 1, части 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку расходного материала для стерилизации (номер извещения: 0825500000722003087).
3. Выдать государственному заказчику ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N3 имени С.М. Кирова", уполномоченному органу ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" и членам комиссии по осуществлению закупок предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку расходного материала для стерилизации (номер извещения: 0825500000722003087).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 11 августа 2022 г. N 030/06/42-923/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2022