Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<____.>
<____.>
<____.>
<____.>
<____.>
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи направленное Заказчиком - Администрация муниципального образования Овгортское (ИНН: 8907002011) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на выполнение работ по устройству минерализованных полос в д.Нымвожгорт и д.Оволынгорт муниципального образования Овгортское, цена контракта: 1 065 823 рублей 20 копеек, (извещение N0190300002722000071), с ИП Мошегова О.В. (ИНН: 861005109130) (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и объяснения, в результате проверки содержащихся в указанных документах и информации фактах одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия считает, что сведения о Подрядчике не подлежат включению в реестр, исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу пункта 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
18.04.2022 между Заказчиком и Подрядчиком заключен Муниципальный контракт N 47 на оказание услуги на выполнение работ по устройству минерализованных полос в д.Нымвожгорт и д.Оволынгорт муниципального образования Овгортское (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1 Контракта в соответствии с условиями настоящего контракта Подрядчик обязуется в установленный контрактом срок выполнить работы по устройству минерализованных полос в д.Нымвожгорт и д.Оволынгорт муниципального образования Овгортское (далее по тексту - "Работы", "Объект") и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результаты выполненных работ и оплатить их.
Согласно п. 1.2 Контракта Подрядчик выполняет работы по объекту в соответствии с Локальными сметами N 1 и 2 (Приложение N 1), являющимся после подписания обеими Сторонами неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Согласно п. 1.3 Подрядчик гарантирует выполнение работ по настоящему Контракту в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно п. 4.1.Сроки выполнения работ по настоящему Контракту: с момента заключения контракта до 30 июня 2022 года.
Согласно п. 4.2 Контракта место выполнения работ: ЯНАО, Шурышкарский район, д.Оволынгорт и д.Нымвожгорт
Согласно п 5.1. Контракта Подрядчик вправе:
5.1.2. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
5.2.1. Выполнить своими силами и средствами все работы в соответствии с Локальными сметами N 1 и 2 (Приложение N 1), в объеме и сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, и сдать эти работы Заказчику.
5.2.11. Нести ответственность перед Заказчиком за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение работ по настоящему Контракту.
Согласно п 6.1. Контракта Заказчик имеет право:
6.1.1. Требовать от Подрядчика полное и своевременное исполнение обязательств по Контракту;
6.1.2. Отказаться от приемки и оплаты выполненных работ, не соответствующих условиям Контракта;
6.1.3. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта вправе провести экспертизу выполненных работ с привлечением экспертов, экспертных организаций, выбор которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
Согласно п 6.2 Контракта Заказчик обязуется:
6.2.2. Произвести оплату выполненных Подрядчиком работ, в порядке, предусмотренном в п.3 настоящего Контракта.
6.2.3. Заказчик обязан осуществить приемку работ, выполненных Подрядчиком, в порядке, установленном настоящим Контрактом.
6.2.5. Провести экспертизу выполненных работ, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта. Экспертиза может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании Контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
6.2.6. Оказывать содействие Подрядчику в исполнении условий настоящего Контракта.
Согласно п 12 Контракта ответственность Сторон:
12.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Контракту стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями настоящего Контракта.
Согласно п 16. Контракта расторжение Контракта:
16.1. Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п 18.11. Неотъемлемыми частями Контракта являются:
Приложение N 1 - Локальные сметы N 1 и 2
Из Решения заказчика от 22.07.2022 г. об одностороннем расторжении Муниципального контракта N 47 от 18.04.2022 года. (далее - Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта) следует, что между Администрацией муниципального образования Овгортское и Индивидуальным предпринимателем Мошеговой Ольгой Владимировной был заключен Муниципальный контракт на "Выполнение работ по устройству минерализованных полос в д.Нымвожгорт и д.Оволынгорт муниципального образования Овгортское" N 47 по условиям которого Исполнитель обязался выполнить работы по устройству минерализованных полос в д.Нымвожгорт и д.Оволынгорт.
Подрядчик ненадлежащим образом исполнил обязательства по контракту, объёмы фактически выполненной работы не соответствуют объёмам работ, указанных в сметной документации.
В ходе проверки, проведенной отделом надзорной деятельности и профилактической работы по МО Шурышкарский район Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по ЯНАО 07 июня 2022 г., было установлено, что минерализованная полоса в д.Нымвожгорт и д.Оволынгорт. не соответствуют п.63 Правил противопожарного режима, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации". По результатам осмотра выполненных работ, минерализованные полосы местами были выполнены шириной менее 10 метров, хотя в сметной документации (приложение N 1 к Контракту), ширина полосы должна составлять 30 метров.
Цель работ по контракту - устройство минерализованных полос шириной 30 метров. Эту цель можно достичь только при условии полного исполнения контракта. Частичное выполнение работы ценности для заказчика не представляет.
Таким образом Подрядчик свои обязательства по контракту исполнил ненадлежащим образом, тем самым нарушив пункты 1.2 контракта.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 16.1 контракта, частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, ГК РФ. решил:
Отказаться от исполнения Муниципального контракта N 47 "На выполнение работ по устройству минерализованных полос в д.Нымвожгорт и д.Оволынгорт муниципального образования Овгортское", заключенного с Индивидуальным предпринимателем Мошеговой О.В.
Подрядчик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 04.08.2022 NАД/2884, представил пояснения по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Из пояснения Подрядчика причиной невыполнения части работ по Контракту является несоответствие сметного расчета, предоставленного Заказчиком, и невозможность выполнения ряда работ по независящим от исполнителя причинам - заболоченность местности. Подрядчик неоднократно уведомлял Заказчика о данных обстоятельствах, однако они были полностью проигнорированы.
При прибытии сотрудников Подрядчика на объекты и выполнении работ было обнаружено несоответствие грунта согласно смете работ, а именно - присутствует заболоченная местность, в связи с чем невозможно выполнить местами работы на всю ширину противопожарного разрыва.
Помимо этого, в д. Оволынгорт в двух сторон полосы имеют крутые уклоны, не позволяющие использовать спецтехнику. Местами на полосе появляются скальные породы, которые не соответствуют группе грунтов, указанных в смете. Также имеется заболоченный участок ориентировочно протяженностью 20 метров, где выполнение минерализованной полосы не представляется возможным в связи с риском затопления спецтехники.
О возникших обстоятельствах Подрядчик сразу проинформировал Заказчика, что также зафиксировано в Акте осмотра противопожарной полосы в д. Оволынгорт от 27.05.2022, подписанном в т.ч. Заказчиком.
Обнаруженные в ходе исполнения Контракта несоответствия не были учтены в сметной документации, а сделали невозможным выполнение части работ со Стороны Подрядчика по независящим от него причинам. Подрядчиком выполнены все работы по Контракту, которые возможно было выполнить, что составляет 70 % от сметного расчета.
В связи с изложенным, Заказчик в устном порядке проинформировал Подрядчика о том, что работы будут приняты частично, а Контракт будет расторгнут по соглашению сторон на часть работ, выполнение которых невозможно в силу объективных причин.
Подрядчик направил Заказчику письмо от 30.05.2022 N 2 о приемке выполненных работ по Контракту.
Однако 07.06.2022 при проверке Управлением надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по ЯНАО было установлено, что минерализованная полоса в д. Оволынгорт и д. Нымвожгорт не соответствует правилам противопожарного режима. После этого, Заказчик сменил свою позицию и стал умалчивать о подписанных Актах осмотра и обнаруженных несоответствиях в сметном расчете.
Письмом от 08.06.2022 N 155 Заказчик сообщил, что отказывается принимать работы, так как они выполнены не на всю ширину противопожарного разрыва. При этом о подписанных Актах осмотра объектов и зафиксированных несоответствиях сметного расчета Заказчик умалчивает.
В связи с указанными обстоятельствами Подрядчик вынужден был приостановить работы согласно статься 716, 743 ГК РФ, о чем направил Заказчику письмо N 10-22 от 24.06.2022 "О приостановке работ по контракту". Также Исполнитель обратился к Заказчику с просьбой сообщить о дальнейшем порядке исполнения Контракта ввиду возникших обстоятельств.
В своем ответе от 28.06.2022 Администрация муниципального образования Овгортское вновь игнорирует факт несоответствия сметного расчета, не разъясняет Подрядчику каким образом ему выполнять работы где выполнение минерализованной полосы не представляется возможным, а также не предпринимает попыток урегулировать ситуацию, скорректировать сметный расчет или же расторгнуть контракт на часть работ. Ответ содержит лишь ссылки на условия Контракта и требование выполнить работы.
В письмо от 30.06.2022 N 11/22 Подрядчиком вновь предпринята попытка урегулирования сложившейся ситуации, а именно: предложено скорректировать сметный расчет, а также представить Подрядчику информацию о порядке выполнения, неучтенных в сметном расчете, внести изменения в Контракт, исключив из него работы, которые невозможно выполнить по независящим от сторон причинам.
06.07.2022 Заказчик вновь направляет Подрядчику письмо N 179, полностью игнорируя вышеизложенные факты и запросы Подрядчика, что свидетельствует не о желании Заказчика урегулировать ситуацию, а о формальной переписке, не имеющей целью решение проблемы.
В письме от 20.06.2022 N 14/22 Подрядчик повторно попросил Заказчика разъяснить дальнейший порядок выполнения работ по Контракту в срок до 29.07.2022. Помимо этого, учитывая формальные ответы Заказчика, Подрядчик поставил четкие вопросы с просьбой дать Заказчика конкретные ответы на них:
1) Как Подрядчику выполнить остаток работ по Контракту, если часть грунта не соответствует группе грунтов, указанных в смете?
2) Что Заказчик планирует делать с работами по Контракту, запланированными на заболоченном участке, где выполнение минерализованной полосы невозможно в связи с риском затопления спецтехники?
3) Планирует ли Заказчик вносить изменения в Контракт или расторгать его в связи с частичным выполнения работ Подрядчиком?
Полагаем, что действия Заказчика являются недобросовестными и направленными на снятие ответственности с себя, но не на решение возникшей проблемы несмотря на неоднократные обращения Подрядчика. Из писем Заказчика четко прослеживается формальный подход к рассмотрению писем и отсутствием цели урегулировать ситуацию.
Вместе с тем, Подрядчик в ходе выполнения работ по Контракту столкнулся с непредвиденными обстоятельствами, понес расходы на заказ спецтехники и выполнение работ, которые возможно было сделать, не получив до сих пор за них оплату.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В п. 16.1. Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
22.07.2022 Заказчик принял Решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
22.07.2022 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
02.08.2022 г. - Дата расторжения контракта.
Согласно п. 13 ст. 95 Закона N44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Изучив представленные документы, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Подрядчиком и является ли это нарушение существенным.
Из материалов обращения Заказчика следует, что причина расторжения контракта: Подрядчик ненадлежащим образом исполнил обязательства по контракту, объёмы фактически выполненной работы не соответствуют объёмам работ, указанных в сметной документации.
Проанализировав представленные сторонами объяснения и информацию, Комиссией антимонопольного органа установлено следующее.
Контрактом предусмотрена выполнение работ по устройству минерализованных полос в д.Нымвожгорт и д.Оволынгорт Таким образом, нарушение Подрядчиком условий выполнения работ, предусмотренных Муниципальным контрактом может служить основанием для расторжения Контракта.
Подрядчик не согласен с предъявленными претензиями.
По информации, Подрядчик принимал меры для исполнения контракта в полном объеме.
Таким образом материалами дела подтверждается тот факт, что Подрядчиком были предприняты необходимые меры для надлежащего выполнения контракта.
На основании изложенного Комиссия допускает, что нарушение обязательств по контракту Подрядчиком вызвано указанными в пояснении причинами.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России считает, что причина одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, не обусловлена недобросовестным поведением Подрядчика и намеренным уклонением от исполнения контракта.
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Подрядчиком представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, на взаимодействие с заказчиком.
Обоснованность и правомерность тех или иных действий сторон, связанных с исполнением рассматриваемого контракта может быть оценена в рамках конкретного гражданско-правового спора по итогам рассмотрения которого, могут быть сделаны выводы о необходимости применения соответствующих гражданско-правовых последствий.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия Сторон на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Таким образом Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России рассмотрев и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных сторонами действий в рамках исполнения контракта, считает возможным не включать сведения о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ИП Мошегова О.В. (ИНН: 861005109130) представленную Заказчиком - Администрация муниципального образования Овгортское (ИНН: 8907002011) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на выполнение работ по устройству минерализованных полос в д.Нымвожгорт и д.Оволынгорт муниципального образования Овгортское, цена контракта: 1 065 823 рублей 20 копеек, (извещение N0190300002722000071), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
А
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 10 августа 2022 г. N 089/06/104-655/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2022