Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ИП Лещенко А.С (вх. 11781) от 10.08.2022 года на действия Государственного казенного учреждения управления капитального строительства Республики Башкортостан при осуществлении закупки N 0801200000122000146 "Поставка оборудования столярной мастерской, необходимого для строительства объекта "Средняя общеобразовательная школа г. Учалы, 1225 мест МР Учалинский район Республики Башкортостан" (национальный проект "Образование")".
По мнению Заявителя, нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалоб по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком была представлена информация по электронному аукциону N 0801200000122000146.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела и проведя внеплановую проверку в соответствии с п.1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что установленное Заказчиком совмещение в одном объекте закупки товаров с ОКПД 31.09.11.190-00000006 Верстак - Производство прочей мебели кроме изготовленной по индивидуальному заказу населения и ОКПД 28.41.21.000-00000004 Станок - Оборудование металлообрабатывающее и станки, нарушают положения Закона о контрактной системе и ограничивают права потенциальных участников данной закупки.
Согласно п. 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с п.5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона
Согласно п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
На основании части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, извещение о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пояснениям Заказчика: "Оборудование, закупаемое в составе предмета: Поставка оборудования столярной мастерской, необходимого для строительства объекта "Средняя общеобразовательная школа г. Учалы, 1225 мест МР Учалинский район Республики Башкортостан" (национальный проект "Образование") как раз и связано технологически и функционально. Верстак предназначен для эксплуатации в условиях мастерской и станки предназначены для эксплуатации в условиях мастерской, в одной столярной мастерской. Верстаки могут и используются в технологическом процессе производства различных изделий. Позиции под данными ОКПД имеют одинаковые ограничения по национальному режиму и по применяемым преференциям. Утверждение жалобы ИП Лещенко Анна Сергеевна, что: В свою очередь, данное объединение в одну процедуру технологически разных товаров в процентном соотношении 20/80, где 20% объема процедуры - закупка верстаков, 80% объема закупки - закупка станков, ограничивает возможность участия ОТЕЧЕСТВЕННЫХ производителей ВЕРСТАКОВ, в виду отсутствия возможности предложить Заказчику конкурентоспособное ценовое предложение в ходе торгов не верно. Верстаки занимают 38% объема процедуры. ИП Лещенко Анна Сергеевна заявляет, что производители верстаков ограничены в конкуренции, но ИП Лещенко Анна Сергеевна не является производителем, основной вид деятельности ИП по ОКВЭД 2: 46.62 - Торговля оптовая станками. Станки находятся в свободном доступе и продаются большим количеством организаций, их возможно купить любому предпринимателю без ограничений, и как раз производители верстаков в закупке оборудования для мастерских никак не ограничены в конкуренции и могут подавать заявки. И заявление в ограничении конкуренции для производителей верстаков, является не более чем желанием разделить предмет закупки, с выделением для себя выгодных условий. Верстаки так же находятся в свободном доступе и производители или продавцы станочного оборудования могут закупать верстаки у любого производителя без ограничений. Предметом закупки оборудования столярной мастерской, необходимого для строительства объекта "Средняя общеобразовательная школа г. Учалы, 1225 мест МР Учалинский район Республики Башкортостан" (национальный проект "Образование") является оснащение одной столярной мастерской. Дробление закупки функционально связанного между собой оборудования, приведет к дополнительным, необоснованным расходам бюджетных средств".
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации "28" июня 2017 года) по общему правилу указание заказчиком в извещение особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с п. 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в извещение требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в извещение об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика и отвечают его потребностям. Основной задачей законодательства о контрактной системе является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
На участие в электронном аукционе поданы 3 заявки.
Заявитель участие в видеоконференцсвязи не принял, документы, доказательства, которые ограничивают конкуренцию, не представил.
Жалоба признается необоснованным.
На основании вышеизложенного и руководствуясьст.99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Лещенко А.С необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 12 августа 2022 г. N ТО002/06/106-1436/2022 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - характеристика - государственные и муниципальные нужды - участники закупок - товарный знак)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2022