Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО "ЕЭС-Гарант" (вх. 11891) от 11.07.2022 года на действия Управление городского хозяйства администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан и Уполномоченного учреждения в лице Муниципального казенного учреждения "Центр закупочных процедур" городского округа город Салават Республики Башкортостан при осуществлении закупки N 0801300011922000253 "Осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности при использовании (потреблении) электрической энергии при эксплуатации объектов наружного освещения на территории городского округа города Салават Республики Башкортостан".
По мнению Заявителя, нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно требования Технического задания ограничивают конкуренцию.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалоб по существу и запросом необходимой информации, Заказчиком и Уполномоченным учреждением была представлена информация по электронному аукциону N 0801300011922000253.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела и проведя внеплановую проверку в соответствии с п.1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в Извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме неверно определен код позиции (ОКПД2) и наименование товара работы услуги.
На заседании Комиссии было установлено, что согласно информации об объекте закупки и описании объекта закупки код позиции ОКПД2: 35.13.10.000 Услуги по распределению электроэнергии.
Вместе с тем, в качестве способа определения поставщика Заказчиком в Извещении указано "Открытый конкурс в электронной форме для заключения энергосервисного контракта".
Так же, Заявитель указывает: В "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности", утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) при расшифровке кода 71.12.11 установлено, что эта группировка также включает: - инженерно-технические консультации по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;- энергосервис.
Таким образом, все закупки на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности при использовании (потреблении) электрической энергии, при эксплуатации объектов наружного освещения (с заключением в дальнейшем Энергосервисного контракта) на сайте zakupki.gov.ru проводятся с кодом позиции ОКПД2 71.12.11.100 "Услуги в виде инженерно-технических консультаций по энергосбережению и повышению энергетической эффективности".
Согласно пояснениям Заказчика: "В пункте 1.2 Приложения N 1 к извещению "Описание объекта закупки" указано: "Код (коды) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) соответствующий предмету аукциона - 35.13.10.000 - Услуги по распределению электроэнергии".В классификации кодов ОКПД2 отсутствует отдельный код для реализации энергосервисных контрактов. Исследование практики применения кодов ОКПД2 для заключения энергосервисных контрактов на Единой информационной систем показал, что самыми часто применяемыми кодами ОКПД2 являются 35.13.10.000 - Услуги по распределению электроэнергии. Данный код ОКПД 2 в большей степени отражает суть энергосервисного контракта в части его основной цели: осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности при использовании (потреблении) электрической энергии на Объекте энергосервиса с целью достижения размера экономии, определенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, которые оплачиваются Заказчиком исходя из размера экономии электрической энергии, возникающей в результате осуществления Исполнителем энергосберегающих мероприятий. Выбор того или иного кода ОКПД2 никаким образом не ограничивает количество участников закупки и не нарушают принцип конкуренции".
В соответствии с ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, указанный в извещении код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОКПД2: 35.13.10.000 Услуги по распределению электроэнергии, не соответствует содержанию закупки.
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе.
Довод признается обоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования о наличии у участника закупки действующей лицензии или выписки из реестра лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации со следующими видами выполняемых работ: Ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с п. 48 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
На заседании Комиссии было установлено, что предметом ЭСК является осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности при использовании (потреблении) электрической энергии на нужды наружного (уличного) освещения.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии сообщил, что "проектом ЭСК предусмотрено, что объект энергосервиса - это комплекс объектов наружного (уличного) освещения на территории городского округа город Салават РБ в соответствии с Приложением N 2 к ЭСК, в отношении которого проводятся энергосберегающие мероприятия. План выполнения энергосберегающих мероприятий с указанием сроков определен в Приложении N 1 к ЭСК и включает в себя выполнение работ по демонтажу и монтажу оборудования (светильников и шкафов ШУНО) в рамках энергосберегающих мероприятий. Указанные работы никак не связаны с деятельностью по сохранению объектов культурного наследия, в связи с чем установленные Заказчиком дополнительные требования к участникам закупки являются избыточными и незаконными, что не создает равные условия для обеспечения конкуренции между участниками закупки и нарушает положения ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе. Ни один Объект из адресного перечня выполнения энергосберегающих мероприятий по замене светильников (п. 9.9. раздела 9 "Требования к работам" Приложения N 1 к контракту) не содержит указания и/или ссылки на объект культурного наследия. Кроме того, дополнительно следует отметить, что мероприятия по замене светильников наружного (уличного) освещения, не содержат информации о работах, в том числе на фасаде здания Администрации городского округа города Салават РБ.
Согласно пояснениям Заказчика: "В рамках Энергосервисного контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности при использовании (потреблении) электрической энергии при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан проводятся мероприятия по замене светильников наружного (уличного) освещения в том числе на фасаде здания Администрации городского округа города Салават Республики Башкортостан, которое на данный момент является объектом культурного наследия. Данные светильники указаны в Приложении N 2 к проекту Контракта (приложение N 5 к извещению). Таким образом, в рамках энергосберегающих мероприятий проводятся работы по ремонту и приспособлению объекта культурного наследия. Согласно пункта 48 части 1 стать 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" данные работы требуют наличие действующей лицензии или выписки из реестра лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации со следующими видами выполняемых работ: Ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
В соответствии с ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, Заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, однако никакой деятельности по сохранению в рамках исполнения энергосервисного контракта исполнителем производится не будет.
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение ч.6 ст.31 закона о контрактной системе.
Довод признается обоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что привлечение к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций неправомерно.
Согласно ч.5 ст. 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно п. 2 ч. 13 ст. 108 Закона о контрактной системе Энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде: фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 2 части 3 настоящей статьи.
Заявитель в ходе заседания Комиссии обратного не доказал и не представил доказательств, подкрепляющих вышеуказанный довод.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком установлены нереальные сроки для исполнения первого этапа выполнения Энергосервисных мероприятий.
Согласно п. 8 ч. 1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы.
В пункте 9.9 Приложении N 1 к извещению о проведении закупки "Описание объекта закупки на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности при использовании (потреблении) электрической энергии при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан" указаны сроки реализации энергосберегающих мероприятий.
Законом о контрактной системе не регламентировано конкретное установление сроков исполнения контракта. В Законе указана необходимость установление сроков, как было установлено Заказчиком.
Заявитель не доказал, неправомерность установления сроков для исполнения первого этапа выполнения Энергосервисных мероприятий.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком о Приложении N 2 "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" неправомерно указан расчет предложения о сумме и расчет фиксированного процента экономии в денежном выражении.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 108 Закона о контрактной системе: в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) указывается начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота), в том числе расходы на поставки энергетических ресурсов, в отношении каждого вида товаров, работ, услуг с указанием количества таких товаров, работ, услуг и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги, а также одно из следующих условий: 2) подлежащий уплате исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер указанной экономии в денежном выражении.
На заседании Комиссии было установлено, что в Приложении N 2 к извещению об осуществлении закупки "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования (потреблении) электрической энергии уличного (наружного) освещения на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан" указаны следующие величины:
Расчет минимального размера экономии: 178 381 171,50 * 65 % = 115 947 761,48 рублей (Сто пятнадцать миллионов девятьсот сорок семь тысяч семьсот шестьдесят один рубль 48 копеек).
Фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчик на поставку электрической энергии, подлежащий уплате исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом - 98%.
Расчёт фиксированного процента экономии, подлежащего уплате исполнителю:
115 947 761,48 * 98% = 113 628 806,25 рублей (Сто тринадцать миллионов шестьсот двадцать восемь тысяч восемьсот шесть рублей 25 копеек).
Предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки электрической энергии (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником закупки экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика (минимального размера экономии).
Расчет предложения о сумме: 178 381 171,50 - 115 947 761,48 = 62 433 410,02 рублей (Шестьдесят два миллиона четыреста тридцать три тысячи четыреста десять рублей 02 копейки).
Таким образом, данное предложение о сумме является начальным и рассчитывается исходя из минимального размера экономии в соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 108 Закона о контрактной системе.
Заявитель в ходе заседания Комиссии обратного не доказал и не представил доказательств, подкрепляющих вышеуказанный довод.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком установлены противоречивые данные о этапах исполнения контракта.
На заседании Комиссии было установлено, что данные об ежегодных этапах исполнения энергосервисного контракта были исключены из документа "Дополнительная информация к Извещению об осуществлении закупки" в рамках изменения извещения об осуществлении закупки от 02.08.2022 г.
Таким образом, Комиссия принимает решение данный довод не рассматривать по существу.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком неверно указано обеспечение исполнения Контракта.
Согласно п.2 ч.16 ст.108 Закона о контрактной системе: Размер обеспечения исполнения энергосервисного контракта определяется заказчиком от одной второй процента до тридцати процентов одной из следующих величин: 2) фиксированный процент минимального размера экономии в денежном выражении расходов заказчика на поставки соответствующих энергетических ресурсов, подлежащий уплате исполнителю по энергосервисному контракту, в случае, указанном в пункте 2 части 3 настоящей статьи.
Согласно пояснениям Заказчика: "в документе "Дополнительная информация к Извещению об осуществлении закупки" в разделе "Размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств" указано: "Расчет обеспечения исполнения контракта: 113 628 806,25 * 1 % = 1 136 288,07 рублей". Также в пункт 9.3 Приложения N 5 к извещению об осуществлении закупки "Проект энергосервисного контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности при использовании (потреблении) электрической энергии при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан" указано: Сумма обеспечения исполнения Контракта предусмотрена в размере одного процента от фиксированного процента минимального размера экономии в денежном выражении расходов заказчика на поставки соответствующих энергетических ресурсов, подлежащего уплате исполнителю по энергосервисному контракту, что составляет: 113 628 806,25 * 1 % = 1 136 288,07 рублей (Один миллион сто тридцать шесть тысяч двести восемьдесят восемь рублей 07 копеек)".
Техническая возможность Единой информационной системы (далее - ЕИС) при формировании извещения об осуществлении закупки при указании размера обеспечения исполнения контракта в денежном выражении, подсчитывает его размер в процентном выражении от начальной (максимальной) цены контракта. Данное действие не является корректным, так как при заключении энергосервисного контракта в части 16 статьи 108 Закона о контрактной системе предусмотрен иной способ расчета обеспечения исполнения контракта. Однако, ввиду того, что конечным значением обеспечения исполнения контракта является именно денежный эквивалент, то в случае закупки на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности при использовании (потреблении) электрической энергии при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан обеспечение исполнения контракта в размере 113 628 806,25 * 1 % = 1 136 288,07 рублей является верным.
Скорректировать размер обеспечения в извещении об осуществлении закупки в ЕИС в процентном выражении вручную не представляется возможным.
Доказательств свидетельствующих об обратном Заявитель не предоставил.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком установлен неправомерный порядок оценки заявок (Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации).
В Приложении N 4 к извещению об осуществлении закупки "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме" указаны неценовые критерии оценки заявок участников закупки. Данные критерии выбраны и описаны в строгом соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N 2604).
В соответствии с частью 24 ПП РФ N 2604 по критерию оценки "Квалификация участников закупки" выбран показатель "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно пояснениям Заказчика: "В рамках энергосберегающих мероприятий заложены сложные технические работы по замене светильников наружного (уличного) освещения, а также замена шкафов управления наружным освещением, датчиков освещенности и реализации системы регулирования (поддержания) уровня освещённости в соответствии с действующими правилами и нормами. Реализация вышеуказанных мероприятий требует наличия квалифицированных трудовых ресурсов в организации в штате Исполнителя.
В то же время в соответствии с требованиями Заказчика и нормами ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе Заказчик предусмотрел требование о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Наличие вышеуказанных требований никаким образом не вступает в противоречие с показателем "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Заказчик обязан установить конкретные даты, на которые необходимо наличие показателя у потенциального участника, для этого была выбрана следующая дата - дата окончания срока подачи заявок.
В соответствии с частью 24 ПП РФ N 2604 по критерию оценки "Квалификация участников закупки" выбран показатель "Наличие у участников закупки финансовых ресурсов в части обеспеченности уставным капиталом".
Вместе с тем, Заказчик поясняет: "уставный капитал одной из функций уставного капитала является Гарантийная (обеспечительная) функция - уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Данная функция важна для Заказчика и отражает финансовую устойчивость потенциального исполнителя. Также в рамках энергосберегающих мероприятий заложены сложные технические работы по замене светильников наружного (уличного) освещения, а также замена шкафов управления наружным освещением, датчиков освещенности и реализации системы регулирования (поддержания) уровня освещённости в соответствии с действующими правилами и нормами. Учитывая объём заменяемых светильников (5 750 шт.), шкафов управления наружного освещения (109 шт.) и датчиков освещенности (109 шт.) стоимость данных мероприятий составе около 100 000 000,00 (ста миллионов) руб., данные мероприятия являются дорогостоящими, что потребует значительного вложения средств с последующей компенсацией свои расходов из полученной Заказчиком экономии на оплате электрической энергии в течение продолжительного срока - 7 лет.
Таким образом, следует, что потенциальный Исполнитель должен обладать значительными финансовыми ресурсами (возможностями) для того, чтобы в данном конкретном случае иметь возможность вложить на 7 лет более 100 000 000,00 руб. на выполнение соответствующих мероприятий.
На основании вышеизложенного был выбран показатель "Наличие у участников закупки финансовых ресурсов в части обеспеченности уставным капиталом". В Приложении N 4 к извещению об осуществлении закупки "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме" указано: "Непредоставление в составе заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме документов по показателю "Наличие финансовых ресурсов в части обеспеченности уставным капиталом", подтверждающих квалификацию участника конкурса, не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям конкурсной документации".
Доказательств свидетельствующих об обратном Заявитель не предоставил.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что неправомерно указаны в проекте контракта цены в денежном выражении.
Согласно п. 2 части 13 ст. 108 Закона о контрактной системе Энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 2 части 3 настоящей статьи.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 108 Закона о контрактной системе в конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок указывается начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота), в том числе расходы на поставки энергетических ресурсов, в отношении каждого вида товаров, работ, услуг с указанием количества таких товаров, работ, услуг и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги, а также одно из следующих условий подлежащий уплате исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер указанной экономии в денежном выражении.
Применение в качестве цены исключительно процентного выражения не позволит цене контракта быть твёрдой ввиду того, что процент является относительной величиной, тем самым будет нарушено требования вышеуказанного пункта.
Согласно письменным пояснениям Заказчика: "в пункте 5.1 Приложения N 5 к извещению об осуществлении закупки "Проект энергосервисного контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности при использовании (потреблении) электрической энергии при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан" указано: Цена Контракта определяется в соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 108 Федерального закона N 44-ФЗ в виде фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов Заказчика на поставку электрической энергии и составляет на дату заключения Контракта _________________________, с НДС. Цена Контракта определена по результатам проведения открытого конкурса __________ (протокол N _______________ от_____________________)". Ключевой фразой является "на дату заключения Контракта". Таким образом, Заказчиком предусмотрена позиция о том, что данная цена является цена в денежном выражении на дату заключения Контракта по результатам закупки. Также сообщаю, что после заключения энергосервисного контракта в план финансово-хозяйственной деятельности города Салават Республики Башкортостан будут внесены изменения с целью выделения отдельной позиции на оплату энергосервисного контракта из статьи расходов, предусмотренной на оплату топливно-энергетических ресурсов, таким образом, несмотря на то, что отдельного дополнительного финансирования на оплату энергосервисного контракта не предусмотрено, его оплата будет производиться из отдельной статьи, финансирование под которую будет заложено согласно пропорции цены контракта в денежном выражении относительно того или иного финансового года".
По мнению Заказчика, установление цены контракта денежного выражения не нарушают прав законных интересов участников.
Доказательств свидетельствующих об обратном Заявитель не предоставил.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что неправомерно установлен порядок расчетов за достигнутую экономию.
На заседании Комиссии было установлено, что в раздел 5 Приложения N 5 к извещению об осуществлении закупки "Проект энергосервисного контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности при использовании (потреблении) электрической энергии при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан" внесены изменения от 15.08.2022 г.
Комиссия принимает решение, данный довод не рассматривать по существу.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в проекте ЭСК неправомерно установлены иные меры ответственности.
Согласно ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Данным порядком выступает Постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - ПП РФ N 1042).
Ч. 17 и 18 Постановления Правительства РФ от 18.08.2010 N 636 "О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)" (далее - ПП РФ N 636) прописывают меры ответственности, которые должны быть обязательно применены в энергосервисном контракте. Однако, ПП РФ N 636 не исключает и иных меры ответственности, предусмотренных Законом о контрактной системе и другими нормативно-правовыми актами.
Таким образом, меры ответственности, указанные в разделе 6 Приложения N 5 к извещению об осуществлении закупки "Проект энергосервисного контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности при использовании (потреблении) электрической энергии при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан" (относящиеся к ПП РФ N 1042) не противоречат действующем законодательству.
Заявитель доказательств об обратном не представил.
Довод признается необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком установлен неправомерный порядок расчетов за достигнутую экономию в первые 2 расчетный периода.
На заседании Комиссии было установлено, что В пункт 4.17 Приложения N 5 к извещению об осуществлении закупки "Проект энергосервисного контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности при использовании (потреблении) электрической энергии при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан" внесены изменения от 15.08.2022 г.
Данный довод не рассматривать по существу.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком отсутствует информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 15 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.3 ст. 14 Закона о контрактной системе В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N616) установлен перечень товаров, на поставку которого установлен запрет на допуск ряда товаров, происходящих из иностранных государств.
Запрет устанавливается в общем порядке, если код закупаемого товара (поставляемого при выполнении, оказании закупаемых работ, услуг) по ОКПД2 включен в Перечень к Постановлению N 616.
Также п. 2 Постановления N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Для целей применения Постановления N 878 участнику закупки в составе заявки необходимо представить номер реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции, или номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров, или копию сертификата по форме СТ-1.
На заседании Комиссии было установлено, что в рамках объекта закупки предполагается поставить лампы освещения и светильники.
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст утвержден "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (далее - ОКПД 2).
Светильники и осветительные устройства прочие, не включенные в другие группировки, в соответствии с ОКПД2 и с ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности отнесены к коду 27.40.33 или 27.40.39.
Указанные коды ОКПД2 включены в Приложение к Постановлению N616 или в Приложение к Постановлению N 878 и подпадает под их действие.
Таким образом, при размещении Извещения об осуществлении закупки на проведение энергосберегающих мероприятий (заключении Энергосервисного контракта) Заказчику необходимо установить ограничение допуска иностранной радиоэлектронной продукции, если она включена в Перечень, утвержденный Постановлением N 878 или Постановлением N 616.
Вместе с тем, заказчиком в извещении о проведении закупки не установлено ограничений, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, Постановлением Правительства от 30.04.2020 N 616.
Таким образом, учитывая вышеизложенное Заказчик неправомерно не установил запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства установленный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 (ред. от 16.05.2022) "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе.
Довод признается обоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в проект контракта включены противоречивые условия. Поскольку контракт будет заключен после 01.08.2022, включение в проект контракта пунктом, предусматривающих выполнение условий (при заключении контракта до 01.07.2022), в том числе п. 12.5., 1, 2 абзац; п. 12.10, 1 абзац излишне.
На заседании Комиссии было установлено, что в раздел 12 Приложения N 5 к извещению об осуществлении закупки "Проект энергосервисного контракта на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности при использовании (потреблении) электрической энергии при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан" внесены изменения от 15.08.2022 г.
Комиссия Башкортостанского УФАС принимает решение данный довод не рассматривать по существу.
Заявитель в жалобе указывает, что требования установленные к светодиодным светильникам по п.5.1.3, 5.1.2 требований Технического задания нарушают положения статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1,2 ч.1 ст.33 Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). 1) в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. 2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пояснениям Заказчика: "У светодиодных светильников для наружного освещения функцию рассеивателя выполняет вторичная оптика, при использовании которой теряется от 5 до 12% светового потока в зависимости от материала. Использование дополнительного защитного стекла, например, из поликарбоната (РС), - это необоснованная потеря ещё 10% светового потока. В процессе эксплуатации светильника светопроницаемость будет ухудшаться у двух стёкол сразу - вторичной оптики и защитного стекла, то есть потери светового потока удваиваются. Для поддержания необходимого уровня светового потока для обеспечения заданной освещенности дорожного полотна потребуется увеличение потребляемой мощности светильника. Все это приведет к увеличению расходов электроэнергии, что противоречит предмету контракта, целью которого является энергосбережение. Существующие светильники, установленные на данный момент в городе Салават, оборудованы одним рассеивателем и не содержат дополнительных защитных стёкол. Светодиодные светильники для уличного освещения без дополнительных защитных стёкол широко распространены. В процессе анализа рынка светодиодных светильников Заказчиком обнаружены более трёх российских производителей, светильники которых оборудованы съёмной герметичной вторичной оптикой".
На заседании Комиссии было установлено, что требования, установленные к светодиодным светильникам, регламентируются ГОСТ 34819-2021 "Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний".
Вместе с тем, Заказчик при описании объекта закупки не обосновал необходимость использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии, которые не регламентируются ГОСТ 34819-2021
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Довод признается обоснованным.
Жалоба признается частично-обоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЕЭС-Гарант" частично-обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлено нарушение ч.2 ст,8, ч.3 ст.14, ч.6 ст.31, п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Башкортостанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 17 августа 2022 г. N ТО002/06/106-1450/2022 (ключевые темы: участники закупок - энергосбережение - уличное освещение - энергетическая эффективность - товар. работа. услуга.)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2022